Развитие социологии в России

В России становление социологии началось во второй половине XIX в., когда ускорилось социально-экономическое развитие страны, наметилось формирование гражданского общества. В первые десятилетия XX в. можно отметить признаки институализации социологии. В 1910 г. был опубликован капитальный труд М. М. Ковалевского(1851—1916)«Социология», в котором прослеживается влияние европейской социологической науки, кантовской и дюркгеймовской линий, но присутствует и самостоятельный под ход к вопросу о социальных детерминантах. По мнению Ковалевского, они заключены в самом социальном взаимодействии. Были в России и представители психологического направления в социологии. В 1916 г. было основано Русское социологическое общество, у истоков которого стоял П. А. Сорокин (1889—1968), в будущем один из крупнейших социологов XX в. В 1918—1919 гг. при актив ном участии П. А. Сорокина были созданы кафедры социологии в Петроградском и Ярославском университетах.

Ковалевский Максим Максимович — русский историк, юрист, социолог эволюционистского направления. В 1878—1887 гг. профессор юридического факультета Московского университета; после отстранения от преподавания в 1887 г. уехал за границу. В 1905—1916 гг. профессор Петербург ского университета. Академик Петербургской АН с 1914 г. В 1906 г. основал конституционно-монархическую партию демократических реформ. Издатель журнала «Вестник Европы» (1909—1916). Труды по истории общины, Французской револю ции, проблемам западноевропейского феодализма и общим вопросам социального развития.

Сорокин Питирим Александрович — американский социолог русского происхождения. После эмиграции в 1922 г. занял видное положение в западной социологии. Сорокин критиковал господствующую в США эмпирическую тенденцию и развивал учение об «интегральной» социологии, охватывающей все социологические аспекты широко понятой культуры. Социальная действительность рассматривалась Сорокиным в духе социального реализма, постулировавшего существование сверхиндивидуальной социокультурной реальности, несводимой к материальной реальности и наделенной системой значений. Характеризуемая бесконечным многообразием, превосходящим любое отдельное ее проявление, социокультурная реальность охватывает истины чувств, рационального интеллекта и сверхрациональной интуиции. Все эти способы познания должны быть использованы при систематическом исследовании социокультурных феноменов, однако высшим методом познания Сорокин считал интуицию высокоодаренной личности, при помощи которой были, по его мнению, совершены все великие открытия. 64

В 1920е гг. развитие социологической науки в России шло чрезвычайно противоречиво. Сорокин в числе других видных ученых был вынужден эмигрировать на Запад. Основные теоретические разработки переместились в область философского исторического материализма, во многом вульгаризированного, но специальные и конкретные социологические исследования — по проблемам труда, быта, культуры, социальной структуры — до начала 30х гг. проводились достаточно широко. В этот период социологическая наука в России и СССР изучала следующие проблемы: методологию и методику конкретных социальных исследований (С. Г.Струмилин, А. В. Чая нови др.); народонаселение и миграцию (Б. Смулевичи др.); труд и быт рабочих и крестьян (А. К. Гастеви др.). В 1930е гг. социология получила в нашей стране идеолого-политический ярлык «одной из буржуазных лженаук» и надолго была исключена из системы науки и образования.

Струмилин Станислав Густавович (Струмил лоПетрашкевич) (1877—1974) — видный совет ский экономист, статистик, историк, социолог, ака демик АН СССР (1931). Разрабатывал проблемы экономической эффективности народного образования. Исследовал зависимость между степенью квалифицированности работников и сроками их обучения. Им установлены научные методы определения оптимального периода школьного обуче ния и размеров расходов на образование каждого рабочего с учетом роста национального дохода го сударства. По данным Струмилина, введение все общего начального образования в СССР дало эко номический эффект, в 43 раза превышающий затраты на его организа цию; рентабельность начального обучения для лиц физического труда в 28 раз превысила себестоимость обучения, а капитальные затраты на него окупились через 1,5 года. Показал сравнительную экономическую выгоду образования для работников умственного труда — 7летняя школа обеспечила служащему повышение квалификации в 2,5 раза больше, чем рабочему. Для рабочего обучение в школе 2й ступени лишь на 14% окупало государственные затраты, а высшая школа с 3го курса станови лась убыточной. Сформулировал закон «убывающей продуктивности школьного обучения», согласно которому с возрастанием количества ступеней обучения снижается его экономическая рентабельность для госу дарства, а квалификация рабочих повышается медленнее, чем число лет, затраченных на его обучение. Выводы Струмилина о высокой рентабельности обучения в вузах преимущественно малоимущих выходцев из рабочих и крестьян подтверждали окупаемость бесплатного высшего об разования и содержания студентов за государственный счет, а также давали возможность обосновать обязательную трехлетнюю работу выпускников вузов по распределению, установление им заработной платы на уровне не ниже квалифицированных рабочих. По подсчетам Струми лина, такой подход гарантировал государству прибыль от работы каждо го специалиста в течение его работоспособного периода жизни не менее 40 тыс. руб. (масштаб цен 1929 г.).

Чаянов Александр Васильевич (1888—1937) — выпускник Московского сельскохозяйственного института (1910). Экономист. Писал под псевдонимом Х. Ботанин. Профессор (1918) Московской сельскохозяйственной академии, где работал до 1930 г. Деятель кооперативного движения, первый председатель Льноцентра (1915); в 1915— 1920 гг. на руководящих постах в сельскохозяйственной кооперации. В 1921—1923 гг. член коллегии Наркомзема РСФСР. Основатель первого в стране Института сельскохозяйственной экономии, его директор в 1922—1928 гг. Глава организационно-производственной школы — научного направления, исследовавшего проблемы 65

крестьянской экономики. Разрабатывал проблемы кооперативного обобществления крестьянских хозяйств, экономического механизма функционирования кооперативного предприятия, его оптимальных размеров. Опубликовал исследования по истории Москвы: «Москов ские собрания картин сто лет назад», «История Миусской площади», «Топография Москвы XIII и XIV веков». Автор социально-философских «фантастических» и «романтических» повестей. В 1929 г. ученого обвинили в реставрации капитализма и сослали в Алма-Ату, в 1931 г. посадили в суздальскую тюрьму, где он написал исторический роман «Юрий Суздальский» (рукопись пропала). В 1937 г. Чаянова расстреляли. В 1957 г. реабилитировали «за отсутствием события и состава преступления».

Смулевич Болеслав Яковлевич (1894—1981) — известный специалист в области социальной гигиены, санитарной статистики и демографии. Б. Я. Смулевич выдвинул идею о наличии прямой зависимости между уровнем жизни и рождаемо стью. Саркастическая полемика между С. Г. Стру милиным и Б. Я. Смулевичем и способствовала «закрытию» работы первого. Т. Мальтус и К. Маркс считали, что существует обратная зависимость между уровнем жизни и рождаемостью, в западной демографической литературе эта идея не под вергалась сомнению. Однако утверждение К. Марк са о том, что в условиях капитализма и социализма законы развития населения должны быть различны, стало основой для многолетних попыток советских демографов сформули ровать так называемый социалистический закон народонаселения и источником споров о форме связи между уровнем благосостояния и рождаемости при социализме. Родоначальником этой дискуссии стал Б. Я. Смулевич.

Основные труды: «Критика буржуазной социальной гигиены и ме дицинской социологии», 1960; «Народное здоровье и социология», 1965; «Критика буржуазных медикосоциологических концепций», 1973.

Гастев Алексей Капитонович (1882—1941) — организатор революционного рабочего движения, поэт, создатель методик научной организации труда (НОТ). В начале 1920х гг. Гастев оставил художественное творчество и полностью посвятил себя работе по организации труда. В 1920 г. в Москве им основан Центральный институт труда (ЦИТ) ВЦСПС, который он считал своим последним «ху дожественным произведением». В 1924 г. издана главная научная работа Гастева — «Трудовые установки» — о методиках обучения трудовым приемам.

Основные труды: сборник «Поэзия рабочего удара», 1918; «Как надо работать», 1922; «Трудовые установки», 1924.

После длительного перерыва в конце 50х гг. в связи с либерализацией политического режима социологическая наука в России получила возможности возрождения, хотя и ограниченные. В 1958 г. была создана Советская социологическая ассоциация. В 1969 г. организован в системе АН СССР Институт конкретных социальных исследований, далее переименованный в Институт социологических исследований, ныне Институт социологии. Даже эти переименования одного и того же научного учреждения показывают, что первоначально социология у нас признавалась только как прикладная наука, а осознание ее теоретической значимости произошло в последние годы. С 1974 г. издается журнал «Социологические исследованиям», в 60х гг. появились социологические службы на промышленных предприятиях. Стали широко проводиться исследования в области социологии труда, культуры, семьи, молодежи. Завершение институционализации 66

социологии в нашей стране и мощный импульс дальнейшего развития этой науки связаны с кардинальными переменами во всей общественной жизни начиная с 1987 г. Тогда был создан Всесоюзный, а затем — Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ), а также ряд независимых социологических служб. Опросы населения по самым разным вопросам, практическое использование социологической информации стали обычным явлением. Социология вошла в структуру высшего образования. Открылись широкие возможности контактов и интеграции с мировой социологической наукой.

Широкое признание получили работы современных российских социологов: Т. И. Заславской, Г. В. Осипова, В. А. Ядова, В. Н. Иванова, О. И. Шкаратана, И. С. Кона, Р. В. Рывкиной, Ю. А. Левады, И. В. БестужеваЛады, А. Г. Здравомыслова, Н. М. Римашевской, Б. А. Грушина, А. В. Дмитриева, А. И. Кравченко, Е. В. Охотского, Ж. Т. Тощенко, С. А. Кравченко и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: