double arrow

Развитие обществознания в эпоху Возрождения и Новое время


Никколо Ди Бернардо Макиавелли (1469—1527 гг.)первым из мыслителей Нового времени обратился к идеям Платона и Аристотеля и создал на их основе оригинальную теорию общества и государства.

Никколо ди Бернардо Макиавелли— италь янский политический деятель, мыслитель, писа тель, историк, военный теоретик. В 1498—1512 гг. секретарь Совета десяти Флорентийской республики, ведавшего военными и иностранными делами. Выполнял важные дипломатические поручения. После восстановления тирании Медичи (1512) был отстранен от службы и сослан в свое поместье под Флоренцией.

Основные идеи:

о политике: политика — это проявление сво бодной человеческой воли в рамках необходимости; политика — это практика, естественные законы человеческой жизни, психология людей; политика — это культ силы; политическая деятельность — это реальные интересы; корысть; стремление к обогащению; принцип политического реализма;

о формах государства: единовластие; в зависимости от числа правящих: правление немногих; правление народа;

о форме правления: монархия; олигархия; «распущенность»; смешанная (где есть черты всех трех форм); наиболее устойчивая — республика;




о науке и искусстве государственного управления: поступки основателей государства оцениваются не с позиций морали, а с позиций блага для государства. «В делах судят по цели — достигнута ли она, а не по средствам». Государства создаются и сохраняются не только при помощи военной силы. Хитрость, коварство, обман — лучшие методы осуществления власти; политическому деятелю никогда не следует обнаруживать своих намерений; для укрепления и расширения государ ства политик должен уметь решаться на великие, виртуозные злодей ства, подлости, предательства; вероломство и жестокость должны со вершаться так, чтобы не подрывалась верховная власть.

Правила в политике: лучше жестокость, чем милосердие, — от наказаний страдают отдельные, милосердие ведет к беспорядку; политик, не способный к жестокости, не сможет удержать власть; лучше быть скупым, чем 18

щедрым, щедростью всем не угодишь; лучше внушать страх, чем любовь; слово держать князь должен тогда, когда ему это выгодно; политика требует подлости и хитрости; все обиды и жестокости нужно учинять разом: «чем меньше их распробуют, тем меньше от них вреда, а благодеяния полезно оказывать мало, чтобы их распробо вали как можно лучше»; в политике вредно колебаться; самое страшное — посягательство на собственность людей; «быстрей забудут гибель отца, чем потерю наследства» — если полководец выиграл войну, его надо удалить, а победу присвоить; если надо казнить много людей, надо доверить это одному человеку, а затем казнить и его.



Об авторитете правителя: совершай необычные поступки и воен ные походы; награждай и карай так, чтобы помнили; защищай интере сы слабого соседа; заботься о развитии науки и ремесел; устраивай мас совые праздники; участвуй в собраниях граждан.

Причины потери власти: 1) вражда с народом; 2) неспособность обезопасить себя от происков знати и соперников; 3) отсутствие войска.

Военнополитическая доктрина: основа власти — хорошие законы и хорошее войско; «хороших законов нет там, где нет хорошего вой ска». Войско бывает: собственным; союзным; наемным (последние два — мало полезны и опасны), кто пренебрегает военным ремеслом — лиша ется власти.

Основные произведения: «Государь», 1513; «Рассуждение о первой декаде Тита Ливия», 1517; «О военном искусстве», 1520.

Его главное произведение «Государь»как бы продолжает основ ную линию рассуждений платоновского «Государства», но акцент делается не на структуре общества, а на поведении политического лидера. Макиавелли сформулировал законы поведения правите ля, желающего добиться успеха.

Закон первый: действиями людей правят честолюбие и стрем ление к власти. Чтобы добиться стабильности общества, надо выяс нить, какой социальный слой более честолюбив — желающие со хранить то, что имеют, или желающие приобрести то, чего у них нет. Оба мотива одинаково разрушительны для государства, и для поддержания стабильности оправдана любая жестокость.

Закон второй: умный правитель не должен выполнять всех сво их обещаний. Ведь и подданные не очень спешат с выполнением своих обязательств. Добиваясь власти, можно расточать обещания, но, придя к ней, не обязательно их выполнять, иначе попадешь в зависимость от подчиненных. Заслужить ненависть за добрые дела так же легко, как и за злые, но зло — признак твердости. Отсюда совет: чтобы завоевать власть, надо быть добрым, но чтобы ее удер жать, надо быть жестоким.



Закон третий: творить зло надо сразу, а добро — постепенно. Наградами люди дорожат, когда они редки, наказания же нужно производить сразу и в больших дозах. Единовременная жесткость переносится с меньшим раздражением и считается более справедли вой, чем растянутая во времени (хвост собаке лучше отрубать сра зу, а не по частям).

В «Государе» Макиавелли нарисовал образ идеального правителя и политическую 19

технологию удержания власти. Прообразом такого правителя для него был Чезаре Борджиа, чьи жестокость и коварство долгое время считались непревзойденными.

Чезаре Борджиа— герцог Валентино, правитель Урбино. «Герцог так смел, что самое большое дело ему кажется легким. Стремясь к славе и новым владениям, он не дает себе отдыха, не ведает устало сти, не признает опасности. Он пользуется расположением своих солдат и сумел собрать вокруг себя лучших людей Италии. Трудно представить, как легко уживаются в этом человеке ум, решитель ность, смелость, проницательность с жестокостью, коварством и полным призрением к каким бы то ни было нравственным нормам». (Из доклада Н. Макиавелли правителю Флоренции Пьеро Содерини, 1502 г.)

Жесткий реализм этого произведения, написанного в форме рекомендаций государю, желающему завоевать и удержать власть, граничит порою с цинизмом, что привело к появлению понятия «макиавеллизм», означающего абсолютную безнравственность в политике.

Теория права развивалась, в частности, голландским мыслителем Гуго Гроцием (1583—1645). Им разрабатывалась концепция «естественного» права. Если в Средневековье естественное право всецело подчинялось Божьему, или вечному закону, то Г. Гроций, не отрицая Бога, стремится связать естественное право с природой человека.

Гроций Гуго де Гроот— голландский юрист, социолог и государственный деятель. Один из основателей теории естественного права и науки международного права. В 1619 г. за участие в по литической борьбе был приговорен к пожизнен ному заключению, в 1621 г. бежал во Францию, затем, преследуемый А. Ж. Ришелье, поселился в Швеции.

Первая крупная работа Гроция «Свободное море»(1609) защищала принцип свободы морей, что соответствовало интересам Голландии, став шей в то время крупной морской державой и стал кивавшейся с притязаниями Англии и Испании на господство в океане.

Работа Гроция «О праве войны и мира»(1625) посвящена проблемам международного права, но в ней он рассматривает и общие вопросы государства и права. Гроций делит право на «естественное» и «человечес кое», вкладывая в эти понятия иное содержание, чем античные и сред невековые мыслители. По Гроцию, естественное право истинно само по себе и потому существует независимо от воли Божьей; в ходе исполне ния его принципов (воздержание от посягательств на чужую собственность, соблюдение договоров, наказание за преступления) складывается право «человеческое». Государство возникает, по Гроцию, из «общежительной природы человека», его возникновению предшествует так называемый общественный договор. Хотя Гроций и говорит о боге как творце всего сущего, теории его носили очевидный антиклерикальный характер. Папская курия внесла его книгу в число запрещенных. Концепция международного права Гроция вытекает из общих принципов его теории. Ее основные положения следующие: договоры между государствами должны заменить власть Папы римского, они будут соблюдаться в силу естественного закона; должны быть запрещены несправедливые войны, нарушающие чье-либо право; воюющие стороны будут обязаны воздерживаться от истребления вражеской собственности и несправедливых жестокостей по отношению к гражданскому населению. Гроций предлагал также учредить постоянный орган для разрешения споров между государствами, который обла дал бы эффективными средствами принуждения. Теория Гроция создавала основу для критики позитивного права с позиций естественного, что в конечном счете служило 20

ниспровержению феодализма. Его учение свидетельствует о зарождении так называемого юридического мировоззрения.

Высказывал Г. Гроций идеи и о международном праве, считая, что оно основывается на идентичной природе всех людей, независимо от религиозных конфессий, к которым они принадлежат.

Новое время продолжило развитие социальных идей, намеченных эпохой Возрождения.

Специфику социальной мысли этой эпохи определяли, с одной стороны, бурные общественные потрясения, сопровождавшие переход от феодализма к буржуазному строю, а с другой — развитие научного знания, распространявшегося и на сферу социальных явлений.

Актуальными становятся вопросы о сущности и происхождении государства, о формах государства, о способах организации власти и общественного управления.

Пересматривается роль религии в жизни общества, меняются экономические взгляды.

Английский философ Томас Гоббс (1588—1679)в сочинении «Левиафан»2, объясняет происхождение государства не Божественным вмешательством, а необходимостью взаимного ограничения человеческого произвола, который в «естественном» (догосударственном) состоянии приводит к «войне всех против всех». «Желая остановить взаимное уничтожение, люди заключают так называемый “общественный договор”, согласно которому они ограничивают свою свободу и передают правительству (с верену) власть над собой, а тот обеспечивает им порядок и безопасность. Власть суверена — абсолютна».

2«У животных нет борьбы за почести и звания, поэтому у них нет ненависти и зави сти — причины мятежей и войн. У людей все это есть. Неверно думать, будто люди от рождения склонны к сотрудничеству. Если бы человек любил другого по естественному побуждению, то он искал бы общения со всеми в равной мере. Но каждый из нас пред почитает общество тех, кто ему полезнее. Именно человеческая природа толкает ис кать не друзей, а почета и выгод. Людей побуждает создавать общество страх. Взаим ный страх удерживает людей от безудержной погони за господством. Он объединяет людей в группы, помогая выжить в конкуренции, но, объединившись, люди преследуют вовсе не общественное благо, а стремятся даже из этого извлечь себе выгоду либо достичь уважения и почестей. Общество стабильно, если слава и почет возданы всем. Но так не бывает. Обойденным оказывается всегда большинство, почет достается немногим, сле довательно, общество со временем обязательно распадется. Страх смерти, инстинкт самосохранения не разъединяют, а объединяют людей, вынуждают заботиться о вза имной безопасности. Государство — наилучший способ удовлетворить такую потреб ность. Поэтому причина возникновения стабильного, длительно существующего общест ва — взаимный страх, а не любовь и расположение». Томас Гоббс «Левиафан» (Левиа фан — библейское животное). 21

Гоббс Томас —английский философ — ма териалист.

Основные идеи:

о человеке: человек — сумма физических и духовных способностей; люди равны от природы по физическим и умственным способностям, различиям в темпераменте. На развитие темперамента влияют: образ жизни; обстоятельства; само познание и самокритика; авторитеты, сущность человека заключена во влечениях. «Люди от природы подвержены жадности, страху, гневу и животным страстям». Эгоизм и стремление к самосохранению — два стимула, отражающие подлинную суть чело века; «человек человеку волк»;

о праве: естественное право — свобода делать все, что человеку угодно, с целью самосохранения. Три естественных закона: запрет делать то, что пагубно для жизни; отказ от своих прав в той мере, в какой это требуют интересы мира и самозащиты; люди обязаны выполнять заключенные ими соглашения. Из этих трех законов вытекают еще 16 естественных вечных законов. Преобразование естественных законов в гражданские возможно только в государстве. Абсолютная власть государства — гарант мира и реализации естественных законов. Естественные законы сопряжены с разумом; гражданские — с силой. Гражданские законы — суть естественных;

об общественном договоре и государственном устройстве: «общественный договор» — способ перехода из естественного состояния к общественному (государственному) состоянию. Первичный договор — договор между людьми по поводу вручения государству власти над ними; вторичный договор — люди доверяют власть над собой единому лицу. Государство — абсолютный носитель всех властных отношений. Суверен (правительство) издает и отменяет законы. Прерогативы суверена неделимы и непередаваемы. «Делить власть государства — значит разрушить его». Долг суверена — хорошо управлять народом. Благо на рода — высший закон. Предназначение государства — поддержание с помощью гражданских законов и государственных институтов власти мирных отношений; задача государственной власти — обеспечение за щиты собственности; свобода — это право делать все, что не запрещено законом; закон — «это изгородь по краям дороги». Цель закона — дать действиям людей правильное направление.

Право должно обеспечить: равный для всех суд присяжных; гарантию прав на защиту; соразмерность наказания преступлению.

О формах правления: в абсолютном государстве все виды власти должны быть в одних руках. «Левиафан» — символ абсолютной власти.

Основные произведения: «Левиафан», 1651; «Основы философии», 1642—1658; «Бегемот, или Долгий парламент», 1668.

Теория общественного договора, послужила основой учения о гражданском обществе. Все люди рождаются равными, и каждый имеет одинаковое с другими «право на все».

Но человек — существо эгоистичное, и окружают его такие же эгоисты, завистники, враги. Отсюда неизбежность в обществе войны всех против всех: «человек человеку волк».

Такая война всех против всех, или социальная борьба за выживание, является естественным состоянием рода человеческого. Она характеризует повседневную жизнь людей в догражданском обществе.

Иное дело гражданское общество — высший этап развития. Оно покоится на общественном договоре и юридических законах.

Только с появлением государства возникают собственность в истинном смысле слова и соответствующие учреждения (суд, правительство, армия, полиция), защищающие ее.

В результате общественного договора прекращается война всех против всех. Граждане 22

добровольно ограничивают свою свободу, получая взамен защиту от государства.

Рассуждая о формах государства, он считал возможными три формы правления: демократию, аристократию, монархию; наилучшей из них Т. Гоббс считал монархию.

Взгляды Т. Гоббса легли в основу представлений об общественном устройстве деятелей Просвещения XVIII в. — Ж.Ж. Руссо, М. Ф. А. Вольтера, Д. Дидро, Ш.Л. Монтескьё.

Теория общественного договора служила попыткой дать светское объяснение существования государства и обоснование его власти.

Джон Локк(1632—1704)также был сторонником монархии, но, в отличие от Т. Гоббса, выступал за ограниченную, конституционную ее форму.

Локк Джон —английский философ, основа тель либерализма, иногда называемый «интел лектуальным вождем XVIII в.» и первым фило софом эпохи Просвещения. Его теория познания и социальная философия оказали глубокое воздействие на историю культуры и общества, в частности на разработку американской кон ституции. Родоначальник ассоциативной пси хологии.

Основные идеи:

о естественном состоянии и естественных правах: естественное состояние — проявление свободы, равенства и относительного порядка; естественное право и естественный закон тождественны. Естественные права (человек наделен ими от рождения): право на жизнь и личную неприкосновенность; право на труд; право на свободу мысли и слова, свободу совести; право на частную собственность. Установление государства — это переход к политической форме бытия людей. Переход возможен с помощью общест венного договора;

об общественном договоре и общественном согласии: суть обще ственного договора состоит в том, что человек, заключающий договор, уполномочивает законодательную власть создавать для него законы и требовать блага для себя. Это переносит людей в государство; государство обеспечивает безопасность граждан; достижение общественного блага; реализацию свободы; охрану собственности;

закон и законность: законы тогда способствуют достижению главной и великой цели государства, когда их все знают и выполняют; там, где нет законов, нет свободы; никакой орган государства не может быть изъят из подчинения закону;

о государственном устройстве: политическая власть — это власть, которая издает законы; применяет силу для проведения их в жизнь; обеспечивает внешнюю безопасность. Государству дается столько поли тической власти, сколько ему необходимо для обеспечения естествен ных прав граждан; власть государства должна быть ограничена следующими принципами: согласие граждан; верховная власть — власть на рода; неотчуждаемость свобод; сопротивление тирании; разделение властей.

Принцип разделения властей: законодательная власть — избранный народом парламент. Парламент двухпалатный (палата лордов, па лата общин), чтобы выражать интересы сословий; исполнительная власть — контроль над осуществлением законов, защита прав и свобод граждан, наказание преступников, дипломатические отношения, военная стратегия. Глава исполнительной власти — король. Федеральная власть — внешняя полтика. Свобода совести и веротерпимости.

Основные произведения: «Письма о веротерпимости», 1685; «Два трактата о государственном правлении», 1690.

«Правитель не должен нарушать естественных прав человека, выраженных в 23

“естественном законе”». Суть его в том, что «поскольку все люди равны и независимы, постольку ни один из них не должен наносить ущерб жизни, здоровью, свободе или собственности другого».

Для наилучшей организации власти и защиты прав граждан Локк считал необходимым установить разделение властей. Он выделял законодательную, исполнительную и федеративную ветви власти. Отличие исполнительной власти от федеративной, по Локку, в следующем: исполнительная власть «включает в себя исполнение муниципальных законов общества внутри его самого», федеративная — «руководство внешними безопасностью и интересами общества».

Д. Локк полагал, что «…если суверен нарушает принципы договора, граждане вправе расторгнуть этот договор, т.е. не подчиняться власти».

Бенедикт Спиноза(1632—1677), в отличие от Гоббса и Локка, не считал монархическое правление наилучшим, полагая, что граждане должны принимать участие в управлении государством.

Спиноза Бенедикт (Барух)— голландский философ, пантеист.

Основные идеи:

о государстве: государство и право — органическая часть природы; суть государства — мощь народа; суверенитет государства — верховная власть; верховная власть решает, что добро и что зло, издает законы, вершит правосудие;

о праве: задача правосудия — защита гражданских прав; гражданское право — частноегражданское право — естественные права индивида, дозволенные верховной властью;

о формах правления: республика, особенно демократическая, — наиболее могущественное и прочное государство; монархия хороша, если воля государя дополняется и ограничивается волей народа; аристократия предпочтительнее монархии, так как больше приспособлена к сохранению свободы;

о политике: задача политики — в тесной связи практики с потребностями людей в заботе о частной собственности; международные отношения — взаимопомощь государств; союз государств дает больше прав;

о людях науки: «Неопрятная одежда лишает Вас права называть ся людьми науки. Сознательная небрежность —признак мелкой души, с мудростью она ничего общего не имеет!»

Основные произведения: «Этика», 1675; «Богословскополитический трактат», 1677.

Высшей задачей государства Спиноза считал защиту неотъемлемых прав человека и прежде всего свободы.

Становление буржуазной экономики привело к появлению бога той литературы, исследующей действия рынка, функции денег, источники общественного богатства и другие экономические проблемы.

В трудах Адама Смита(1723—1790)предпринималась попытка раскрыть секрет рынка. Как множество людей, каждый из которых действует сам по себе, исходя из собственных эгоистических пред почтений, в сумме создают упорядоченную экономическую 24

систему, поражающую своей эффективностью, Смит рассматривал рыночные законы, действие спроса и предложения как «невидимую руку», которая обеспечивает гармонию, превращая индивидуальный эгоизм (стремление к прибыли) в источник благосостояния всех. Задача государства, по Смиту, — гарантировать гражданам безопасность, не мешая обогащаться.

Смит Адам— шотландский экономист и фи лософ, основатель классической школы поли тической экономии. Первая его книга «Теории нравственных чувств»(1759) посвящена социаль ной философии.

«Исследования о природе и причинах богат ства народов»(1776) — работа еще при жизни ав тора переиздается четыре раза (1778, 1784, 1786, 1789). Эта книга действительно знаменует собой рождение либеральной экономической теории. Она состоит из пяти книг, но лишь первые две из них составляют суть теории построения Адама Смита. В книге I рассматривается разделение труда как основной фактор экономического роста. Затем автор ставит проблему стоимости произве денных товаров и услуг. А. Смит считает, что именно труд создает эту стоимость (теория стоимости труда). Книга заканчивается изложением теории распределения, где рассмотрены заработная плата, рента и при быль. Книга II посвящена накоплению капитала, необходимого для эко номического роста, и значению экономии, позволяющей обеспечить это накопление. Книга III дает авторское видение общественного развития и, можно сказать, отходит от экономического анализа. В книге IV, посвя щенной критике меркантилистских положений, автор впервые теоре тически доказывает необходимость свободного обмена (абсолютное преимущество), принципы которого затем будут доработаны Давидом Рикардо (сравнительное преимущество). Последняя книга посвящена общественным финансам. Анализ расходов государства, проведенный Адамом Смитом, до сегодняшнего дня остается непревзойденным дос тижением либеральной мысли.

Особое место в обществознании XVII—XVIII вв. занимают труды французских просветителей — Ш. Л. Монтескьё, Вольтера, Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро, Ж. О. Ламетри, К. А. Гельвеция, П. А. Гольбаха.

Шарль Луи Монтескьё(1689—1755) — французский просветитель, правовед, философ и литератор эпохи Просвещения. Противник абсолютизма известен своей защитой принципа разделения исполнитель ной, законодательной и судебной властей.

Основные идеи: главная ценность — политическая свобода; условия ее обеспеч ения — справедливые законы; надлежащая организация государственности.

О законах: законы природы (естественные законы) — стремление к миру; почтение к людям; желание жить в обществе; законы отношений между народами (международное право); законы, определяющие отношения между правителями и управляемыми (политическое право); за коны, определяющие отношения граждан между собой; закон вообще — это человеческий разум, управляющий людьми.

О правилах составления законов: слог закона должен быть кратким и простым; законы не должны вдаваться в тонкости; без необходимости законы не править; мотивировки должны быть достойны закона. Решающее влияние на законы оказывают природа и правительство.

О формах правления: республиканский; монархический; деспотический строй. Основной закон (принцип) демократии: законодательная власть принадлежит народу. Основной закон (принцип) аристократии: часть 25

народа издает законы и следит за их исполнением. Основной за кон (принцип) монархии: источник власти — монарх, при этом власть осуществляет дворянство, без дворянства монарх становится деспотом.

Соотношения закона и свободы: законы, устанавливающие политическую свободу по отношению к государственному устройству; законы, устанавливающие политическую свободу в отношении граждан; без сочетания этих законов политическая свобода будет неполной.

О разделении властей: основная цель — избежать злоупотреблений властью; разделение властей — основа политической свободы.

О свободе: личностный аспект свободы — безопасность гражданина; политический аспект свободы — соответствие наказания преступлению.

Основные произведения: «Персидские письма», 1721; «Величие и падение римлян», 1734; «О духе законов», 1748.

Вольтер Франсуа Мари Аруэ Де(1694—1778) — французский фи лософ, романист, историк, драматург и поэт эпохи Просвещения, один из величайших французских писателей. Известен преимущественно под именем Вольтер.

Основные идеи: социальное зло — в засилье невежества, предрассудков, суеверия и подавлении разума; высшие ценности — свобода, равенство, разум.

О свободе: свобода — это свобода личности; личная свобода — это свобода слова; свобода печати; свобода совести; свобода труда. «Под линная свобода — независимость людей друг от друга»; «Зависеть можно только от законов».

О равенстве: равный статус людей как граждан; равенство перед законом; равная защита прав каждого силой закона; отмена пыток; уничтожение сословных привилегий; аристократия должна быть заме нена бюрократией.

О государстве: государство — это сильная просвещенная власть; государственная власть руководствуется социальнополитическими и правовыми принципами: свобода, собственность, законность, гу манность.

Основные произведения: «Философские письма», 1733; «Макро мегас», 1752; «Философский словарь», 1764—1769; «Простодушный», 1767.

Руссо Жан Жак(1712—1778) — французский писатель и философ, композитор.

Основные идеи:

об общественном договоре: общественный договор — переход от естественного состояния в гражданское с помощью разума, справедливости, права; суверенитет — власть, направляемая общей волей; следовательно, он один — суверенитет народа (участники общественного договора); суверенитет неотчуждаем и неделим;

о власти: законодательная власть принадлежит народу; исполни тельная власть реализует законы в интересах народа; народ контролирует эту власть;

о формах правления: демократия хороша для малых государств; аристократия хороша для средних государств; монархия хороша для больших государств;

о законах: в государстве должно быть четыре рода законов: политические; гражданские; уголовные; законы четвертого рода наиболее важны для всех (нравы, обычай, общественное мнение). Цель законов — обеспечение свободы и равенства.

Основные произведения: «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми», 1754; «О политической экономии», 1755; «Об общественном договоре», 1762; «Суждение о вечном мире», 1778.

Дидро Дени(1713—1784) — французский писатель, романист, художественный критик и философ.

Основные идеи и размышления:26

о государстве и гражданах: государственная власть появляется в результате д оговора между людьми; источником государственной власти выступает договор; законодательные реформы в государстве; нравственное восприятие народа, его просвещение; ликвидация крепостного права; наделение крестьян землей; уничтожение сословных привилегий; участие граждан в управлении государством; защита личной безопасности; свобода слова, печати;

о политике: сохранение частной собственности; смягчение неравенства между людьми; стремление к социальной гармонии.

Основные произведения: «Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел»; «Письмо слепых в назидание зрячим», 1749; «Мысли об объяснении природы», 1754; «Сон Д’Аламбера», 1769.

Жюльен Офре де Ламетри(1709—1751) — французский философ и медик, представитель французского материализма и атеизма XVIII в. Изучал теологию в Париже, д ля того чтобы стать священником янсенистского толка; первым во Франции изложил систему механистического материализма и сенсуализма. В сочинении «Человекмашина»(1747) рассматривал человеческий организм как самозаводящуюся машину, подобную часовому механизму. Возмущение, вызванное неортодоксальными представлениями Ламетри, привело к тому, что он дол жен был покинуть родину. В 1748 г. он получил место чтеца при дворе Фридриха II в Берлине и стал членом Берлинской академии наук. Этические взгляды Ламетри были изложены в работе «Против Сенеки, или Рассуждение о счастье», 1748. Опубликованная посмертно работа «Система Эпикура», 1751, также содержала эти идеи.

Клод Адриан Гельвеций(1715—1771) — французский философ-материалист, идеолог революционной французской буржуазии XVIII в.

До 1751 г. был генеральным откупщиком. Сблизившись с Ш. Л. Монтескье и Вольтером, с 1751 г. посвятил себя научным занятиям.

Основные идеи: утверждал, что мир материален и бесконечен во времени и пространстве, мышление и ощущение — свойства материи. В то же время считал сознание и страсти человека главной движущей силой общественного развития. Сторонник учения о решающей роли среды в формировании личности. Доказывал опытное происхождение нравственных представлений, их обусловленность интересами индивида. Деятельность Гельвеция сыграла значительную роль в идеологической подготовке французской буржуазной революции конца XVIII в., в идей ной подготовке утопического социализма начала XIХ в. и развитии философской мысли.

Основные произведения: «Об уме», 1758; «О человеке», 1773.

Гольбах Поль Анри(1723—1789) — французский философ, иностранный почетный член Петербургской академии наук (1780). Активно сотрудничал в «Энциклопедии» Д. Дидро и Ж. Д’Аламбера. Крупнейший систематизатор взглядов французских материалистов XVIII в. В объяснении общественных явлений отстаивал материалистическое положение о формирующей роли среды по отношению к личности. Опираясь на метафизическое представление о природе человека, сводил социальное к индивидуальному, придерживался теории общественного договора. Идеи Гольбаха повлияли на утопический социализм XIХ в.

Главное произведение:«Система природы», 1770. Автор остроумных атеистических произведений.

Недаром творчество просветителей считают идейной подготовкой французской 27

революции.

Что отличало их взгляды?

Во-первых, критика пережитков феодализма. Критикуя социальное неравенство, привилегии наследственной аристократии, деспотизм феодальных монархов, большинство просветителей считали, однако, наилучшей формой правления «просвещенный абсолютизм», при котором у власти находится монарх, придерживающийся идей просветителей и заботящийся о благе своих подданных. В наиболее радикальных теориях, например у Руссо, критика распространялась не только на феодальные пережитки, но и на неравенство вообще, признавалось «закономерным» восстание подданных против деспота. Ж. Ж. Руссо предложил собственную версию концепции «общественного договора», отличающуюся демократизмом и служившую не столько способом объяснения возникновения государства, сколько орудием критики социальной не справедливости, являющейся следствием нарушения принципов «общественного договора».

Во-вторых, последовательный антиклерикализм, доходивший у ряда просветителей до атеизма. Просветители критиковали католическую церковь за приверженность предрассудкам, защиту институтов феодального общества, порождение нетерпимости и мракобесия, однако многие из них считали религию необходимой для обеспечения общественного порядка. Некоторые просветители выступали с позиций радикального атеизма, показывая негативное влияние религии на нравственность и социальное бытие людей, призывали ограничить власть религии в обществе, влияние церкви на политику.

В-третьих, особое восприятие истории. Просветители отрицали христианское восприятие истории как процесса, возвращающего человека к Богу и управляемого Божественным провидением. Историю они рассматривали как прогресс разума, не только как формы мышления, но и как принципа организации социальной жизни. Движущими силами истории у просветителей выступали люди, народ. Предпринимались попытки найти светские объяснения про исходящих социальных процессов. Так, весьма популярным был географический детерминизм, связывавший особенности политического строя народов с климатическими и географическими условиями их обитания.

Таким образом:

1) в Новое время активно развивались все отрасли социального знания. Этот процесс определялся как сменой феодальных социальных отношений буржуазными, так и изменением мировоззрения, которое базировалось теперь в большей степени на научных, а не на 28

религиозных основаниях;

2) возникают экономические, политические, социально-философские теории, которые стремятся найти объяснение социальных процессов на земле, а не на небесах. Ставится задача не только объяснить эти процессы, но и предсказать их дальнейшее развитие, определить наиболее приемлемые формы организации общества и государства;

3) приоритетами становятся обеспечение прав человека, его свобода и безопасность, что соответствует особенностям буржуазной эпохи.







Сейчас читают про: