Социальные идеи в немецкой классической философии

Немецкой классической философией обычно называют период развития немецкой философии в последней трети XVIII — первой половине XIX столетия, когда Германия стала законодательницей философской, да и вообще интеллектуальной моды в Европе.

Наиболее значимые фигуры в немецкой классической философии: И. Кант, И. Г. Фихте, Ф. В. Шеллинг, Г. В. Ф. Гегель и Л. Фейербах.

Кант Иммануил — немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии. Профессор философии Кенигсбергского университета. Первым в Германии обосновал идею либерализма.

Основные идеи: каждое лицо обладает совершенным достоинством и абсолютной ценностью; человек должен руководствоваться велением нравственного закона; закон безусловен — это «категорический императив»; следование голосу «практического разума» — сфера этики и права.

О праве: право — совокупность условий, ограничивающих произвол; призвание права — надежно гарантировать мораль, социальное пространство, где могла бы развиваться свобода индивида; осуществление права требует, чтобы оно было обязательным; всеобщий закон права — категорический императив; свойства права реализуются только в государстве. Категории права: естественное право имеет «две ветви»: частное и публичное; положительное право — воля законодателя; справедливость — притязание, не предусмотренное законом.

О государстве: государство — объединение людей, подчиненных правовым законам; благо государство — это состояние наибольшей согласованности конституции с принципами права; назначение государства в совершенствовании права.

О вечном мире: достичь его можно в отдаленном будущем; вечный мир — это всеохватывающая федерация самостоятельных, свободных, равноправных государств, построенных по республиканскому типу.

Основные произведения: «Идеи всеобщей истории с космополитической точки зрения», 1755; «Метафизические начала учения о праве», 1793; «К вечному миру», 1795.

Фихте Иоганн Готлиб (1762—1814) — немецкий философ, представитель немецкой классической философии. Профессор Йенского университета (1794—1799). В «Речах к немецкой нации» (1808) призывал немецкий народ к моральному возрождению и объединению. В своей системе Фихте исходит из философии Канта, из которой он устраняет идею вещей, существующих независимо от субъекта, и пытается диалектически вывести все содержание знания из деятельности познающего «Я». В своих этических воззрениях Фихте исходит из необходимости добровольного ограничения свободы каждого лица для создания возможности совместного существования множества самоопределяющихся существ. Большую роль в политической жизни Германии и в 29

возникновении германского освободительного движения начала XIX столетия сыграли «Речи к немецкой нации», прочитанные им в берлинской Академии в 1807—1808 гг., когда Германия была занята войсками Наполеона.

Шеллинг Фридрих Вильгельм Йозеф (1775—1854) — немецкий философ. Отталкиваясь от И. Г. Фихте, развил принципы объектив ноидеалистической диалектики природы как живого организма, бессознательнодуховного творческого начала, восходящей системы ступеней («потенций»), характеризующейся полярностью, динамическим единством противоположностей. Метод усмотрения этого единства — интеллектуальная интуиция, присущая философскому и художественному гению. Искусство — высшая форма постижения мира, единство сознательного и бессознательного, теоретической и практической деятельности («Система трансцендентального идеа лизма», 1800). Саморазвитием абсолюта осуществляется его самопознание. Источник зла — свободное отпадение человека от абсолюта.

Гегель Георг Вильгельм Фридрих — немец кий философ.

Основные идеи:

о праве: право — бытие свободной воли. Право употребляется в следующих значениях: право как свобода (идея права); право как определенная ступень и форма свободы (особое право); право как закон (позитивное право). Закон — конкретная форма выражения права. Существуют три степени развития права: абстрактное право (собственность, договор); мораль (умыслы, вина, намерение, благо, добро, совесть); нравственность (семья, гражданское общество, государство);

о свободе: свобода личности — это право на частную собственность; свобода — свобода личности, правоспособность, моральность, религиозность; свобода — достижение правового государства;

о преступлениях: преступление — проявление «неправды»; преступление — сознательное нарушение прав, значит, наказание — это средство восстановления нарушенного права; наказание за преступления — способ восстановления через право морали;

о гражданском обществе: гражданское общество — это сфера реализации особенных, частных целей и интересов отдельной личности; гражданское общество — это подлинная свобода; гражданское общество — это система потребностей, отправление правосудия, полиция, корпорация. Структура гражданского общества (3 сословия): субстанциональное (землевладельцы, дворяне, крестьяне); промышленное (фабриканты, торговцы, ремесленники); всеобщее (чиновники);

о государстве: идея государства — зависимость и равенство всех перед законом; государство — действительность конкретной свободы; государство — конституционная монархия, основанная на разделении властей; разделение властей — гарантия публичной свободы; основа государства — его суверенитет;

о международном праве: международное право — проявление внешнего государственного права; международное право — это не действительное право, а долженствование, а каким ему быть, зависит от суверенной воли каждого государства.

Основные произведения: «Наука логики», 1812—1818; «Основы фи лософии права», 1821.

Фейербах Людвиг (1804—1872) — немецкий философгуманист, идеи которого повлияли на становление взглядов К. Маркса. Первона чально последователь Гегеля, затем (1839) подверг критике его философию. В центре философии Фейербаха — человек, трактуемый как биологическое существо, абстрактный индивид (антропологизм). Религию истолковывал как отчуждение человеческого духа, источник которого — чувство зависимости человека от стихийных сил природы и общества. Основу нравственности усматривал в стремлении человека к счастью, достижимому посредством «религии любви» (человеческого единения, взаимосвязи Я и Ты).

Основные произведения: «К критике философии Гегеля», 1839; «Сущность христианства», 1841; «Основы философии будущего», 1843; «Сущность религии», 1851. 30

И. Кант (1724—1804). Значительную часть философии Канта занимали этика, учения о праве и человеческой истории.

Основу этики И. Канта составлял знаменитый категорический императив — безусловный закон, принцип достойного человеческого поведения. Согласно одной из формулировок категорический императив звучит так: «Поступай согласно такой максиме, которая в то же время сама может стать всеобщим законом». Иначе говоря, поступай так, чтобы все могли следовать твоему примеру. Еще одна формулировка: «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого как к цели и никогда бы не относился к нему только как к средству». Можно понять этот тезис как утверждение самоценности каждого человека, невозможность пренебрегать чьими-либо интересами. Такой принцип совместим с природой современной демократии.

И. Кант весьма высоко ценил роль государственных и правовых институтов в жизни общества, полагал, что смысл исторического развития заключается в возникновении правового государства, где были бы гарантированы права каждого гражданина.

Перу Канта принадлежит трактат «О вечном мире», где он выступал за неотделимость политики от моральных принципов, считал необходимым создание федерации свободных государств, связанных договором, исключающим войну между ними.

Г. В. Ф. Гегель (1770—1831). Не менее важную роль в развитии социальной мысли сыграло философское учение Г. В. Ф. Гегеля.

История для Гегеля — реализация духа, сущностью которого является свобода. Соответственно им строится и периодизация истории:

Древний Восток, где свободен один;

Античный мир, где свободны некоторые;

Германский мир, где свободны все.

История движется действиями великих личностей и народов.

Свобода, которая реализуется в истории, возможна только в государстве. Государственно-правовое состояние людей оценивается Гегелем как воплощенная свобода. Однако, превознося государство, идеал которого философ видел в прусской монархии, Гегель отдает ему приоритет перед отдельным гражданином, человеком. Не государство существует для человека, по Гегелю, а человек — для государства.

В этом отличие теории Гегеля от теорий Локка и даже Канта. 31

В отличие от последнего, критиковавшего войну и мечтавшего о вечном мире, Гегель до определенной степени оправдывает войну как средство осуществления истории.

Ему также не свойственно распространять требования морали на политику, как это делал И. Кант.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: