double arrow

Классический и современный этапы в развитии социологии

У историков социологической науки сложилась достаточно общепризнанная периодизация развития мировой социологии. Наиболее общее деление — выделение классического и современно го периодов развития. При этом периодом ранней классики считается время с середины XIX в. до окончания Первой мировой войны, а «зрелая», или «поздняя», классика — это социология между двумя мировыми войнами. Современный этап развития социологии делят на два периода, выделяя послевоенный период с 1946 г. до конца 60х гг. ХХ в. и собственно современную социологию, длящуюся с 70х гг. по настоящее время.

Интеллектуалы середины XIX — начала XX в. унаследовали от эпохи Просвещения веру в прогресс, основанный на развитии разума, только теперь разум все больше связывался с конкретными науками, наука становилась синонимом разума. Прогресс приобрел значение прогресса науки и основанного на ней переустройства общественной жизни.

В области социального знания это означало, во-первых, дифференциацию отдельных его отраслей, многие из которых оформлялись как конкретные строгие науки (экономическая теория, теория права и т. д.); во-вторых, предпринимались попытки создать «строгую» интегративную науку об обществе вообще.

Одним из первых и наиболее классических выражений этих идей можно считать позитивизм, основоположником которого был Огюст Конт (1798—1857).

Конт Исидор Огюст Мария Франсуа Ксавье —французский философ, один из основоположников позитивизма и социологии. Позитивизм рассматривал как среднюю линию между эмпиризмом и мистицизмом; наука, по Конту, познает несущности, а только явления. Выдвинул теорию трех стадий интеллектуальной эволюции человечества (теологическую, метафизическую и позитивную, или научную), определяющих развитие общества. Разработал классификацию наук (по степени уменьшения их абстрактности).

Основные произведения: «Курс позитивной философии», 1830— 1842; «Система позитивной политики», 1851—1854.

Согласно О. Конту, человеческий разум проходит в своем развитии три стадии:

теологическую (религиозную); 32

метафизическую (философскую);

позитивную (научную).

Конт считал, что в XIX в. человечество переходило к научной стадии развития. Этой стадии развития разума соответствовало промышленное (индустриальное) общество, основанное на широком применении науки и техники, открывающих безграничный простор прогрессу.

Огюст Конт в своей работе «Курс позитивной философии» ввел понятие «социология» для обозначения строгой, свободной от метафизики, науки об обществе.

О. Конт, как и многие другие философы того времени, находился под воздействием крупных успехов в области естественных наук. Поэтому он, рассматривая проблемы общества и социального поведения, поднял на щит девиз: «Порядок и прогресс», где порядок понимался по аналогии с физикой как симметричность и уравновешенность структурных элементов общества (индивидов и групп), а прогресс — как использование знаний об обществе прежде всего для решения конкретных проблем, направленных на достижение оптимизации человеческих отношений, где, по его мнению, наблюдалось отставание от других наук.

О. Конт считал, что социология должна рассматривать общество как некий обладающий собственной структурой организм, каждый элемент которого должен исследоваться с точки зрения полезности для общественного блага. Этот организм, по его мнению, действует в соответствии с жестокими законами, подобно закону всемирного тяготения в физике. В связи с этим всю социологию О. Конт разделил на социальную статику и социальную динамику и допустил применение законов механики к изучению общества и его основных элементов.

По мнению О. Конта, социология призвана открывать универсальные законы развития и функционирования общества. Свои открытия он совершает при помощи четырех методов: наблюдения, эксперимента, сравнения и исторического метода. Причем применяться они должны объективно и независимо от оценочных суждений исследователя. Такой подход с тех пор и называют позитивизмом.

Историческая и научная роль О. Конта состоит прежде всего в том, что проблему изучения общества и взаимосвязей внутри него он по ставил в рамках отдельной науки, которую и назвал социологией. 33

Однако необходимость общественных преобразований не просто постулировалась или основывалась на абстрактных моральных соображениях, но обосновывалась научно.

Показателен в этом плане «научный социализм» Карла Маркса (1818—1883) и Фридриха Энгельса(1820—1895). К. Маркс на основании научной философии, общих представлений о природе, обществе и истории стремился доказать необходимость преодоления буржуазного (капиталистического) строя и становления коммунизма — общества без частной собственности и эксплуатации человека человеком. В теории Маркса предлагалось видение истории как процесса, в основе которого лежит смена общественно-экономических формаций, каждая из которых представляет собой определенный тип общественной организации, соответствующий определенному типу социально-экономических отношений (формационный подход к истории). Изменение общества основывалось на закономерном развитии экономики. Необходимость коммунистической революции, возникновения коммунизма Маркс стремился доказать как экономическую необходимость. Этому посвящен, в частности, его знаменитый труд «Капитал», представляющий собой не только теоретическое обоснование коммунизма (которое вряд ли можно считать приемлемым), но и серьезнейшее исследование буржуазных экономических отношений.

Карл Маркс — мыслитель и общественный деятель, основоположник марксизма. В 1835— 1841 гг. учился на юридическом факультете Боннского, затем Берлинского университетов. С 1842 г. редактор демократической «Рейнской газеты». В 1844 г. познакомился с Ф. Энгельсом. В пери од революции в Европе 1848—1849 гг. работал в международной организации «Союз коммунистов», вместе с Энгельсом написал ее программу «Манифест Коммунистической партии» (1848). В июне 1848 — мае 1849 г. Маркс и Энгельс издавали в Кёльне «Новую Рейнскую газету». После поражения революции Маркс переехал в Париж, затем в Лондон. Свою деятельность продолжал благодаря материальной помощи Энгельса. Маркс был организатором и лидером I Интернационала (1864—1876), после его роспуска Маркс выдвинул основную политическую задачу — создание пролетарских партий в отдельных странах. В 1867 г. вышел главный его труд «Капитал» (т. 1), работу над следующими томами за вершил Энгельс (т. 2, 1885; т. 3, 1894). В последние годы жизни Маркс участвовал в формировании пролетарских партий. Он разработал принципы материалистического понимания истории (исторический материализм), теорию прибавочной стоимости, исследовал развитие капитализма и выдвинул положение о неизбежности его гибели и переходе к коммунизму через пролетарскую революцию. Идеи Маркса оказали значительное влияние на социальную мысль и историю общества в конце XIX — начале XX в. Маркс стремился объединить рабочее движение разных стран, вел борьбу против прудонистов, лассальянцев, бакунистов. Продолжателем дела Маркса и Энгельса стал В. И. Ленин. 34

Основные труды: «Экономическо-философские рукописи», 1844; «К критике гегелевской философии права», 1844; «Святое семейство», 1845; «Немецкая идеология», 1845—1846 (обе совместно с Ф. Энгельсом); «Нищета философии», 1847; «Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г.», 1850; «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта», 1852; «Гражданская война во Франции», 1871; «Критика Готской программы», 1875.

Фридрих Энгельс — мыслитель и общественный деятель, один из основоположников марксизма. Родился в г. Бармен (ныне Вупперталь, Германия) в семье фабриканта. В 1841—1842 гг., отбывая воинскую повинность в Берлине, посещал университет. В 1842 г. переехал в Манчестер (Великобритания), где работал в конторе фабрики; сотрудничал в «Рейнской газете». Встреча с Марксом в Париже в 1844 г. положила начало их дружбе. Энгельс активно участвовал в организации (1847) и деятельности «Союза коммунистов», вместе с Марксом написал программу Союза «Манифест Коммунистической партии» (1848). В июне 1848 — мае 1849 г. вместе с Марксом издавал в Кёльне «Новую Рейнскую газету», в 1849 г. участвовал в вооруженном восстании в Юго-Западной Германии. В ноябре 1849 г. переехал в Лондон, в ноябре 1850 г. в Манчестер, где работал в торговой конторе, с 1870 г. жил в Лондоне; Энгельс оказывал постоянную материальную помощь Марксу. Вместе с Марксом руководил деятельностью I Интернационала. После его смерти был советником и руководителем европейских социалистов.

Основные труды: «Положение рабочего класса в Англии», 1845; «Святое семейство», 1845; «Немецкая идеология», 1845—1846 (обе совместно с Карлом Марксом); «Крестьянская война в Германии», 1850; «Революция и контрреволюция в Германии», 1851—1852; «Анти Дюринг», 1878; «Происхождение семьи, частной собственности и государства», 1884; «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии», 1886; «Диалектика природы», 1873—1882 (опубликована в 1925 г.); «Крестьянский вопрос во Франции и Германии», 1894.

Шпенглер считал, что Европа начала XX в. вступила в стадию заката, т. е. ее исторический цикл подходит к концу. Пессимизм Шпенглера был в значительной мере связан с драматическими событиями начала века, Первой мировой войной, принесшей огромные человеческие жертвы и ввергнувшей Европу в разруху.

Вопреки распространенной тогда вере в прогресс, безоговорочную веру в науку и прогресс разделяли, однако, не все мыслители этой эпохи.

Так, в конце XIX — начале XX в. большую популярность приобретает философия жизни, виднейшим представителем которой был немецкий философ Фридрих Ницше (1844—1900). Ницше — иррационалист, свои убеждения он не доказывает, а провозглашает. Ницше выступал с критикой существующей буржуазной мора ли, призывая к «переоценке всех ценностей». Критика Ницше велась не с социалистических позиций, предполагающих призыв к равенству, а с позиции интеллектуального и морального аристократизма. Ницше считал, что «человек есть нечто, что должно превзойти», и провозглашал пришествие некоего «сверхчеловека», носителя новой, сильной, волевой морали. Ницше выступал и с опровержением христианства как религии, защищающей слабость. 35

Ницше Фридрих — немецкий философ, представитель философии жизни. Профессор классической филологии Базельского университета (1869—1879). Испытал влияние А. Шопенгауэра и Р. Вагнера. Творческая деятельность Ницше оборвалась в 1889 г. в связи с душевной болезнью. В «Рождении трагедии из духа музыки» (1872) противопоставил два начала бытия «дионисийское» (жизненно-оргиастическое) и «аполлоновское» (созерцательно-упорядочивающее). В сочинениях, написанных в жанре философско-художественной прозы, выступал с анархической критикой культуры, проповедовал эстетический имморализм («По ту сторону добра и зла», 1886). В мифе о «сверхчеловеке» индивидуалистический культ сильной личности («Так говорил Заратустра», 1883—1884; «Воля к власти», опубликовано 1889—1901) сочетался у Ницше с романтическим идеалом «человека будущего».

Другой представитель «философии жизни» Освальд Шпенглер (1880—1936) предложил своеобразное видение истории, которую он рассматривал «…не как единое целое, а как совокупность замкнутых циклов, каждый из которых представляет собой историю отдельного народа или группы народов». Такой цикл Шпенглер называл культурой. Специфика каждой культуры определяется «душой», которая не может быть исследована научными средствами и непроницаема для человека иной культуры.

Шпенглер Освальд — немецкий философ, историк, представитель философии жизни. Развил учение о культуре как множестве замкнутых «организмов» (египетского, индийского, ки тайского и т. д.), выражающих коллективную «душу» народа и проходящих определенный жизненный цикл, длящийся около тысячелетия. Умирая, органическая культура перерождается в свою противоположность — цивилизацию, в которой господствует голый техницизм, а на смену творчеству и развитию приходятбесплодие и окостенение.

Главное произведение: «Закат Европы», 1918—1922.

В середине XIX — начале XX в. заметно продвинулось вперед научное обществознание. Это время веры в прогресс, основанный на развитии научного знания и его применении во всех сферах общества. Однако появлялись мыслители, которые под влиянием реальных исторических событий, а также исходя из трудностей, сопровождавших попытки научного исследования общества, высказывали сомнения и в прогрессе, и в универсальности научных (естественнонаучных) методов познания и преобразования реальности.

Герберт Спенсер (1820—1903) — английский философ и социолог-позитивист, основоположник органической школы в социологии. На Г. Спенсера оказала глубокое влияние теория эволюции Ч. Дарвина. Он полагал, что ее можно применить ко всем аспектам развития Вселенной, включая историю человеческого общества. Спенсер сравнивал общества с биологическими организмами, а отдельные части общества (семью, государство и т. д.) — с частями организма (сердцем, нервной системой и др.), каждая из которых влияет на 36

функционирование целого. Спенсер считал, что, подобно биологическим организмам, общества развиваются от простейших форм к более сложным. «Естественный отбор происходит и в человеческом обществе, способствуя выживанию самых приспособленных». Процесс адаптации, по Спенсеру, способствует усложнению общественного устройства, так как его части становятся более специализированными. Таким образом, общество развивается от сравнительно простого состояния, когда все части взаимозаменяемы, в направлении сложной структуры с совершенно несхожи ми между собой элементами. В сложном обществе одну часть (т. е. институт) нельзя заменить другой. Все части должны функционировать на благо целого; в противном случае общество развалится. Согласно Спенсеру, такая взаимосвязь является основой социальной интеграции.

Спенсер Герберт — английский философ и социолог, один из родоначальников позитивизма, основатель органической школы в социологии; идеолог либерализма. Развил механистическое учение о всеобщей эволюции; в этике сторонник утилитаризма. Внес значительный вклад в изучение первобытной культуры.

Основное произведение: «Система синтетической философии», 1862—1896.

Дарвин Чарлз Роберт (1809—1882) — автор эволюционной теории развития живых организмов (дарвинизма), английский натуралист и путешественник. В результате путешествия на английском военном корабле «Бигль» (1831— 1836) и изучения живых и вымерших видов Дарвин выдвинул идею о естественном отборе для объяснения эволюции видов. Свою теорию он опубликовал в 1859 г. в книге «Происхождение видов». Результаты изложил в трудах «Дневник изысканий натуралиста», 1839; «Зоология путешествия на корабле „Бигл”», 1840; «Строение и распределение коралловых рифов», 1842 и др. В 1859 г. Дарвин опубликовал труд «Происхождение видов путем естественного отбора, или Сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь», где показал изменчивость видов растений и животных, их естественное происхождение от более ранних видов. В 1868 г. Дарвин опубликовал свой второй труд — «Изменение домашних животных и культурных растений», — в который вошло множество примеров эволюции организмов. В 1871 г. появился еще один важный труд Дарвина — «Происхождение человека и половой отбор», где Дарвин привел аргументы в пользу животного происхождения человека. Известны и другие работы Дарвина — «Усоногие раки», 1851—1854; «Опыление у орхидных», 1862; «Выражение эмоций у человека и животных», 1872; «Действие перекрестного опыления и самоопыления в растительном мире», 1876.

Плодотворной была догадка о том, что процесс развития («разрастания») любой единицы или совокупности единиц сопровождается прогрессирующей дифференциацией их структур и функций: чем более развит организм, тем он более сложен.

Степень строгости и масштабы внутреннего управления являлись для Спенсера признаками различия между типами обществ. Например, он выделял общества «воинствующие», регулируемые путем жесткого принуждения, и общества 37

«индустриальные», где контроль и централизация слабее.

Со временем спенсеровская концепция «однолинейной» эволюции, т. е. непрерывного поступательного движения обществ, модифицируется в теорию усложненной «многолинейной» эволюции, пред полагающей в отдельных случаях даже возможность социальной деградации.

Спенсер считал, что для человечества полезно избавляться от неприспособленных индивидов с помощью естественного отбора, и правительство не должно вмешиваться в этот процесс, — такая философия получила название «социальный дарвинизм». Он считал эту философию приемлемой также для коммерческих предприятий и экономических институтов. Спенсер полагал, что при невмешательстве права в социальный процесс на основе свободного взаимодействия между индивидами и организациями будет достигнуто естественное и устойчивое равновесие интересов.

Взгляды Спенсера, чрезвычайно популярные в свое время, поз же были отвергнуты наукой, а во второй половине XX в. вновь наметился интерес к его теории, поскольку Спенсер оказался предшественником структурного функционализма и системного анализа, занявших первостепенное место в современной социологии.

Георг Зиммель (1858—1918) — немецкий социолог, чьи взгляды представляют особый интерес. Социология, считал Зиммель, должна конституироваться не традиционным путем — путем выбора не «занятого» другими социальными науками предмета, а как метод науки, определяющий ее содержание. С этой точки зрения все предметы каждой из социальных наук являются особым образом оформленными «каналами», по которым течет общественная жизнь. Напротив, то новое социологическое видение, которое предлагает Зиммель, имеет своей задачей изучение тех закономерностей, которые недоступны каждой из этих наук.

Зиммель Георг — немецкий философ, социо лог и культуролог, один из ярких представителей философии жизни, основоположник «формальной социологии». Основные его идеи были разработаны под непосредственным влиянием В. Дильтея. С точки зрения Зиммеля, на пороге ХХ в. центральной темой философии вновь становится «жизнь» — исходная точка всей действи тельности и всех ее оценок: метафизических, психологических, нравственных и художественных. Жизнь всегда находится в конфликте со всеми устоявшимися формами познания и практики, она в современную эпоху постоянно их разрушает: экономическая жизнь — формы производства, модернизм — традиционные художественные формы, философия — идеальный мир истин, мистицизм — существующие религиозные формы. Жизнь превозмогает собственную ограниченность, образуя «более чем жизнь» — культуру. Философия жизни трансформируется у Зиммеля в философию культуры. Культура, возвышаясь над жизнью, обретает собственную динамику и логику своего развития. Культура — начало, оформляющее жизнь, но жизнь никогда не застывает ни в одной из форм, любое 38

творчество лишь изменяет форму культуры, но не может изменить форму жизни. В конце ХIХ в. этот извечный конфликт достигает наибольшего противоречия: жизнь начинает бороться против культуры как таковой. Чем более развивается культура, тем более изощренные формы отчуждения человека от жизни она создает, готовя свою неизбежную гибель. В работе «Философия денег» он писал о том, что «деньги уравнивают все, выступают неким всеобщим формальным эквивалентом человеческих отношений, способствуют всеобщему отчуждению, ибо уничтожают всякую непосредственность чувств, привязанностей, симпатий, долга, совести и т. д. Люди теряют свои качественные особенности, превращаясь в одномерных индивидов. Деньги становятся символом межчеловеческих отношений, как и проституция»

В работах по социологии Зиммель выделял некие формы социального взаимодействия людей, сохраняющиеся во все исторические эпохи. Изучение этих форм и является предметом формальной социологии. Работы Г. Зиммеля оказали большое воздействие на развитие философии культуры и социологии в Европе.

Цель социологического метода — выявление в совокупном предмете социальных наук чистых форм «социации», или общения, за которым должны последовать их систематизация, психологическое обоснование и описание в историческом развитии.

Согласно Г. Зиммелю, его концепция, с одной стороны, гарантирует четкость отделения социологии от других социальных наук, поскольку она изучает чистые формы «социации», с другой — позволяет провести границу между науками об обществе, в которых возможно применение социологического метода, и науками о при роде.

Эмиль Дюркгейм (1858—1917)— французский ученый, классик «социологической школы». К числу общих условий, необходимых для превращения социологии в самостоятельную науку, он относил наличие особого предмета, изучаемого исключительно данной наукой, и соответствующего метода исследования. Социология должна изучать, полагал он, социальную реальность, имеющую особые, только ей одной присущие качества. Элементами социальной реальности являются социальные факты, совокупность которых есть общество. Эти факты и составляют предмет социологии.

Дюркгейм Эмиль — французский мыслитель, один из создателей социологии как самостоятельной науки, основоположник профессиональной социологии. В 1882 г. он закончил Высшую нормальную школу в Париже и стал преподавать философию в лицеях. В 1886— 1902 гг. читал лекции в Бордоском университете, а с 1902 г. был профессором в Сорбонне, где возглавил одну из первых в мире кафедр социологии. В 1898—1913 гг. Э. Дюркгейм издавал журнал «Социологический ежегодник». Сотрудники журнала, приверженцы социологических воззрений Э. Дюркгейма, составили ядро так называемой «французской социологической школы», занимающей ведущее место в европейской социологии до 30х гг. XX в. Э. Дюркгейм отстаивал специфический характер социальной реальности и ее первостепенное значение в формировании и регуляции сознания и поведения человека. Исходя из этого, он открыто провозгласил религию социальным явлением. В противовес существующим в его время концепциям происхождения религии Э. Дюркгейм доказывал, что никакие наблюдения человека ни над 39

внешней, ни над своей собственной природой не могли породить религиозных верований. Эти верования могли зародиться только в обществе, в сфере коллективных представлений, которые человек получает не из своего лично го опыта, но которые навязываются ему общественной средой. Э. Дюркгейм отводил религии важную роль в жизни общества и утверждал, что она будет существовать до тех пор, пока существует человечество, из меняя лишь свои формы. Среди работ Э. Дюркгейма, посвященных изучению религии, следует особо выделить его последнюю книгу «Элементарные формы религиозной жизни. Тотемистическая система в Австралии»,1912.

«Социальным фактом», по определению Дюркгейма, является всякий образ действия, четко определенный или нет, но способный оказывать на индивида внешнее давление и имеющий в то же время свое собственное существование, не зависимое от него. При рождении индивид находит готовыми законы и обычаи, правила поведения, религиозные верования и обряды, язык, денежную систему, функционирующие независимо от него. Эти образы мыс лей, действий и чувствований существуют самостоятельно, объективно.

Следствием объективности социальных фактов является другая их характеристика — оказываемое ими давление на индивидов, принуждение последних к определенному действию. Каждый человек испытывает на себе социальное принуждение. Юридические и моральные правила, например, не могут быть нарушены без того, чтобы индивид не почувствовал всей тяжести всеобщего неодобрения. Точно так же обстоит дело с другими видами социальных фактов.

По мнению Э. Дюркгейма, общество имеет определенные функциональные предпосылки, важнейшая из которых — потребность в социальном порядке. Это вытекает из человеческой природы, у которой есть две стороны.

Первая — эгоистическая: отчасти поведение людей детерминировано биологическими потребностями, которые реализуются в удовлетворении интересов, что затрудняет интеграцию индивидов в общество.

Вторая сторона человеческой природы — способность верить в моральные ценности. Общество должно всемерно поддерживать эту веру, обеспечивая тем самым возможность социальной жизни и стабильности. В основе консенсуса, по Э. Дюркгейму, лежит коллективное сознание, состоящее из общих убеждений. Без этого консенсуса по основным моральным ценностям социальная солидарность стала бы невозможной, и индивиды не смогли бы находиться вместе, образуя интегративное социальное единство. По словам Э. Дюркгейма, «там, где интерес является единственной правящей силой, индивидуумы оказываются в состоянии войны друг с другом». В этой связи очень важно, чтобы коллективное со знание как социальный факт оказывало воздействие на индивидуума. 40

«Общество должно присутствовать в индивидууме», — заме чает Э. Дюркгейм, что обеспечивается главным образом через религию: осознавая свою зависимость от потусторонней силы, люди осознают свою зависимость и от общества.

Однако Э. Дюркгейм был далек от мысли, что общества во все времена функционировали гладко. В ряде работ он высказал предположения, что индустриальные общества, основанные на органической солидарности, могут прийти в полный упадок. Такое станет возможным, если эгоизм и аномия приведут к утрате обществом контроля над индивидами. Хотя Э. Дюркгейм видел возможность конфликта внутри индустриального общества, он верил, что его можно удержать в приемлемых границах благодаря существованию профессиональных союзов, обучению моральным ценностям и такому функционированию общества, чтобы справедливость распространялась на всех его членов.

«Понимающая» социология М. Вебера (1864 — 1920). В качестве необходимой предпосылки социологии Вебер ставит не «целое» (общество), а отдельного осмысленно действующего индивида. Согласно М. Веберу, общественные институты — право, государство, религия и т. д. — должны изучаться социологией в той форме, в какой они становятся значимыми для отдельных индивидов, в какой последние реально ориентированы на них в своих действиях. Он отрицал идею, что общество первичнее составляющих его индивидов, и «требовал» исходить в социологии из действий отдельных людей. В этой связи можно говорить о методологическом индивидуализме М. Вебера. Но М. Вебер не остановился на крайнем индивидуализме.

Вебер Макс — немецкий социолог, историк, экономист и юрист. В основе методологии Вебера, опирающейся на неокантианскую гносеологию, разграничение опытного знания и ценностей; концепция «понимания», по которой социальноедействие объясняется через истолкование инди? видуальных мотивов; теория идеальных типовабстрактных и произвольных мысленных кон? струкций исторического процесса. Выступал про? тив марксизма. В происхождении западноевро? пейского капитализма отводил решающую рольпротестантизму.

Основные произведения: «Аграрная историяДревнего мира», «Протестантская этика и дух ка? питализма», «Хозяйство и общество».

Отсюда неотъемлемым моментом социального действия он считает «ориентацию действующего лица на другого индивида или окружающих его других индивидов». Без этого введения, т. е. ориентации на другое действующее лицо или социальные институты общества, его теория осталась бы классической «моделью робинзонады», где в действиях индивида нет никакой «ориентации на другого». В этой «ориентации на другого» получает свое 41

«признание» и «социально общее», в частности «государство», «право», «союз» и т. д. Отсюда «признание» — «ориентация на другого» — становится одним из центральных методологических принципов социологии Вебера.

Социология, по Веберу, является «понимающей», поскольку изучает поведение личности, вкладывающей в свои действия определенный смысл. Действие человека обретает характер социального действия, если в нем присутствуют два момента: субъективная мотивация индивида и ориентация на другого (других). «Понимание мотивации, “субъективно подразумеваемого смысла” и отнесение его к поведению других людей — необходимые моменты собственно социологического исследования», — отмечает Вебер, приводя для иллюстрации своих соображений пример человека, рубящего дрова. Так, можно рассматривать рубку дров лишь как физический факт — наблюдатель понимает не рубщика, а то, что дрова рубятся. Можно рассматривать рубщика как обладающее сознанием живое существо, интерпретируя его движения. Наконец, возможен и такой вариант, когда центром внимания становится субъективно переживаемый индивидом смысл действия, т. е. задаются вопросы: «Действует ли этот человек согласно разработанному плану? Каков этот план? Каковы его мотивы? В каком контексте значений воспринимаются эти действия им самим?» Именно этот тип «понимания», основанный на постулате существования индивида со вместно с другими индивидами в системе конкретных координат ценностей, служит основой реальных социальных взаимодействий в жизненном мире. «Социальным действием, — пишет Вебер, — считается действие, субъективный смысл которого относится к поведению других людей». Исходя из этого нельзя считать действие социальным, если оно является чисто подражательным, когда индивид действует как атом толпы, или когда он ориентируется на какое-либо природное явление (не является, например, действие социальным, когда множество людей раскрывают зонты во время дождя).

Предметом социологии должно, по мнению Вебера, стать не столько непосредственное поведение, сколько его смысловой результат. Ибо характер массового движения в значительной мере определяется смысловыми установками, которыми руководствуются составляющие массу индивиды.

Перечисляя возможные виды социального действия, М. Вебер указывает четыре: целеерациональное; ценностно-рациональное; аффективное; традиционное.

1. Целерациональное действие характеризуется ясным пониманием деятелем того, чего он хочет добиться, какие пути, средства для этого наиболее пригодны. Деятель 42

рассчитывает возможные реакции окружающих, как и в какой мере их можно использовать для своей цели и т. д. (Это действия инженера, который строит мост; спекулянта, который стремится заработать деньги; генерала, который хочет одержать победу. Здесь субъект ставит перед собой ясную цель и применяет соответствующие средства для ее достижения.)

2. Ценностно-рациональное действие подчинено сознательной вере в этическую, эстетическую, религиозную или какую-либо другую, иначе понимаемую безусловную собственную ценность (само ценность) определенного поведения, взятого просто как таковое и независимо от успеха. (Это действия капитана, который утонул, отказываясь покинуть свое судно; действия дуэлянтов и т. д.)

3. Аффективное действие обусловлено чисто эмоциональным состоянием, осуществляется в состоянии аффекта. (Драка футболистов во время игры и т. д. Здесь поступок определяется не системой ценностей, не целью, а эмоциональной реакцией.)

4. Традиционное действие диктуется привычками, обычаями, верованиями. Оно осуществляется на основе глубоко усвоенных социальных образцов поведения.

Как отмечает Вебер, описанные четыре идеальных типа действий не исчерпывают собой всего многообразия видов ориентации человеческого поведения. Однако их можно считать самыми характерными.

В трудах М. Вебера блестяще исследованы феномены бюрократии и прогрессирующей рационализации общества.

Рационализация, по Веберу, — это результат воздействия не скольких феноменов, несших в себе рациональное начало, а именно античной науки, особенно математики, дополненной в эпоху Воз рождения экспериментом, экспериментальной наукой, а затем и техникой. Здесь же Вебер выделяет рациональное римское право, которое получило на европейской почве свое дальнейшее развитие, а также рациональный способ ведения хозяйства, возникший благодаря отделению рабочей силы от средств производства. Фактором, который позволил как бы синтезировать все эти элементы, явился протестантизм, создавший мировоззренческие предпосылки для осуществления рационального способа ведения хозяйства, поскольку экономический успех был возведен протестантской этикой в религиозное призвание.

Так сложился современный индустриальный тип общества, который отличается от традиционных. А главное его отличие в том, что в традиционных обществах отсутствовало 43

господство формальнорационального начала. Формальная реальность — это то, что поддается количественному учету, без остатка исчерпывается количественной характеристикой. Как показывает Вебер, движение в направлении формальной реальности — это движение самого исторического процесса.

Людвиг Гумплович (1838—1909) — австрийский социолог, который являлся одним из известных представителей социалдарвинизма. По профессии Л. Гумплович — теоретик права и государства, что и обусловило его концепцию: общество он рассматривает исключительно с политической точки зрения.

Гумплович Людвиг — австрийский экономист и социолог польского происхождения. С 1875 г. преподавал в университете Граца (Австрия). Испытал влияние О. Конта, Ч. Дарвина, Г. Спен сера, А. Бастиана, А. Шопенгауэра, СенСимона, Прудона и Дюринга. Результатом этого стала концепция государства как аппарата насилия и истории как последовательной смены периодов диктатуры и анархии. Практически все элементы общественного устройства Гумплович объяснял порождающими их конфликтами между ра сами, классами и народами.

Наиболее известные работы: «Раса и государство», 1875; «Общее государственное право», 1877; «Борьба рас», 1883; «Очерк социоло гии», 1885; «Австрийское государственное право», 1891; «История тео рий государства», 1905. На польском языке вышла работа «Система социологии», 1887. Среди учеников Гумпловича выделяют Э. Дюркгейма.

По Л. Гумпловичу, государство есть не что иное, как организация господства меньшинства над большинством, причем с течением времени этнические группы заменяются социальными классами. В отличие от Спенсера, основным элементом общества Л. Гумплович признает социальную группу, а не личность. Борь ба социальных групп выступает у него основным двигателем истории. В этом плане его идеи напоминают марксистскую концепцию. Однако это лишь внешнее сходство, и между марксизмом и взглядами Л. Гумпловича существуют явные различия. Марксизм исходит из экономического принципа понимания общественной жизни и своим идеалом рассматривает социалистическое устройство. У Л. Гумпловича же преобладает политическая точка зрения, и он является противником не только социализма, но и правового государства. По Л. Гумпловичу, государство не может быть ничем иным, кроме как организацией господства меньшинства над большинством, а само право, как он считал, имеет значение лишь для упорядочения неравенства. Он вообще не допускал того, что когда-нибудь может прекратиться классовая борьба. Для него она являлась естественным и основным за коном.

Габриэль Тард (1843—1904) — французский социолог и один из основоположников социальной психологии, психологического на правления в социологии. Он внес значительный вклад в развитие науки о межличностных отношениях и их механизмах. Г. 44

Тардис следовал проблемы общественного мнения, психологии толпы, механизмы психологического заряжения и внушения, а также способствовал включению в арсенал социологии эмпирических методов исследования, анализа исторических документов и статистических данных. Стремясь освободить социологию от биологизма и органицизма, Г. Тард сравнивал общество с мозгом, клеткой которого является сознание отдельного человека. В то же время общество — это продукт взаимодействия индивидуального сознания, которое совершается, по Г. Тарду, через передачу людьми друг другу и усвоение ими верований, убеждений, намерений и т. д. Исходя из этого он поставил своей целью создать науку — социальную (коллективную) психологию, которая должна изучать взаимодействие индивидуальных сознаний и тем самым выступать в роли фундамента социологии.

Тард Жан Габриель — французский социолог и криминалист, один из основателей субъективно-психологического направления в западной социологии. Первые работы Тарда были посвяще ны криминологии: «Сравнительная преступ ность» (1886) и «Философия наказания» (1890). Помимо криминологии, Тард начал заниматься и социологией. Известно, что свою оригинальную социологическую теорию Тард разработал еще в 1870е гг. В 1898 г. вышла из печати его главная книга — «Социальные законы». Деятельность Тарда как социолога пришлась на тот же период времени, что и у Э. Дюркгейма. У этих двух основоположников французской школы социологии было, на первый взгляд, много общего: они оба основывали свои теории на статистических данных, интересовались природой социальных норм, придавали большое внимание сравнению как методу научного исследования. Однако их концепции кардинально противоположны. Противоположны подходы Дюркгейма и Тарда к решению проблемы о том, что первично — общество или индивид. Тард трактует общество именно как процесс подражания, понимая под ним элементарное копирование и повторение одними людьми поведения других. Этот процесс способствует сохранению целостности общества. Другим важным понятием в объяснении развития общества, по Тарду, является «изобретение» (или «нововведение»). Оно рассматривается Тардом как процесс адаптации к изменяющимся условиям окружающей среды. Язык, религия, ремесло, государство — все это, по мнению Г. Тарда, продукты творчества индивидовноваторов. Особой темой исследований Тарда было сравнительное изучение толпы и публики. Полемизируя с Г. Лебоном, Тард выступал против описания современной ему дей ствительности как «века толпы». С его точки зрения, XIX в. — это, скорее, век публики. Рассуждения Тарда об отличиях публики от толпы можно рассматривать как подход к пониманию таких социальных явлений, как гражданское общество, массовая культура. В сфере внимания Г. Тарда находилась не только общая социологическая теория общест венного развития, но и некоторые особые разделы обществоведения, такие, как политология («Превращение власти»), экономика («Экономи ческая психология», «Реформа политической экономии»), криминология («Сравнительная преступность» и «Философия наказания»), искусст воведение («Сущность искусства»).

От индивидуальной психологии социальная отличается, по Г. Тарду, тем, что занимается исключительно отношениями нашего «Я» к другим «Я», их взаимным влиянием. В этом действии одного духа на другой и следует видеть элементарный факт, из которого вытекает вся социальная жизнь.

Г. Лебон (1841—1931) тардовской концепции психологии толпы придал вид целой 45

социологической теории социально-исторического развития. Отождествляя массу с толпой, он предвещал наступление «эры масс» и следующий за этим упадок цивилизации.

Лебон Гюстав — французский психолог. В тру де «Психологические законы эволюции народов», 1894, пришел к выводу, что судьбы челове чества решаются не с помощью институтов, со зданных волей человека, а через общее сознание народов. Эта тема была продолжена в «Психологии революции», 1912, и обоснована теориями, изложенными в многочисленных изданиях его труда «Психология толпы», 1895. Сознание тол пы, по Лебону, подвержено импульсам и эмоци ям, которые распространяются в нем подобно вирусу: охваченную идеями толпу невозможно остановить. Именно эмоции и являются движущей силой общественной эволюции. Лебон придавал большое значение религиям, считая их существенно важным элементом любой культуры. Он полагал, что каждый народ имеет свою невиди мую душу, находящую выражение в его жизни, искусстве и общественных институтах.

По Г. Лебону, в результате промышленной революции, роста го родов и средств массовой коммуникации современная жизнь все более определяется поведением толпы, которая всегда представляет собой слепую разрушительную силу. Ибо, как уже отмечалось, в толпе индивиды утрачивают чувство ответственности и оказываются во власти иррациональных чувств, догматизма, нетерпимости, всемогущества, так как ими управляет закон «духовного единства толпы».

Г. Лебон считал, что решающую роль в социальных процессах играет не разум, а эмоции. Он выступал против идеи социального равенства и демократии, доказывал, что все достижения цивилизации — результат деятельности элиты. Революцию он считал проявлением массовой истерии.

Дж. Морено (1892—1974 ) — психиатр, создатель социометрии (США, 1934 г.). Социометрический подход к изучению малых групп сконцентрировал свое внимание на количественном анализе внутригрупповых процессов, где центральным вопросом был вопрос характера межличностных отношений, т. е. отношений между всеми членами группы.

Морено Якоб (Джекоб) Леви — американский психиатр, социальный психолог. Изучая с позиций, близких к психоанализу, процессы в малой группе, отражающей неформальную микроструктуру общества, показал, что психологическое благополучие личности определяется ее местом в системе межличностных отношений. Для выявления скрытой от внешнего наблюдателя структуры этих отношений, определяющейся эмоциональными 46

связями, взаимными симпатиями и антипатиями, притяжениями и от талкиваниями, разработал метод социометрии. Получение в результате использования этого метода формализованной структуры межличностных отношений имеет не только диагностическое значение, но и служит также основой для коррекционной работы, способствуя разрешению личностных конфликтов путем целенаправленного изменения положения личности в системе межперсональных отношений. Как диагностическое, так и коррекционное значение имеют разработанные Морено методы социограммы и психодрамы, использу ющиеся в современной групповой психотерапии и социальнопсихоло гическом тренинге.

Дж. Морено изобрел метод, который оказался в социологии и социальной психологии чрезвычайно эффективным. Он просто про сил членов группы рассказать ему, как они относятся к своим товарищам, кто им нравится, кто нет, с кем бы они хотели работать, а с кем нет. Благодаря этому приему было нащупано важное измерение социально-психологических отношений членов группы. С его помощью оказалось несложным делать графическое изображение и сравнение структуры этих отношений. А главное — метод Дж. Морено давал возможность изменять социальную организацию рабочей группы, с тем чтобы она более точно соответствовала социально-психологическим установкам отдельных членов группы.

Прием, разработанный Дж. Морено, первоначально предназначался для выявления принципов формирования дружеских кружков в ремесленной школе для девочек и только впоследствии был применен в различных целях, в том числе он явился дополнительным стимулом исследования характера лидерства и руководства в группе.

Регулятором межличностных связей у Дж. Морено выступает «социогравитационный фактор», или «теле». По Дж. Морено, «притяжения» и «отталкивания», природа которых связывается с психологическими инстинктами и в известном плане с телепатией, создают определенный тип конфигурации «социальных атомов» коллектива, характер личных предпочтений и антипатий в группе.

Эмоциональные отношения людей в группах представляют атомистическую структуру общества, которая недоступна простому наблюдению и может быть вскрыта только с помощью «социальной микроскопии». Как писал Дж. Морено, микросоциология фактически возникла с появлением теории «социальной микроскопии». В со единении с социометрическими приемами она положила начало теоретическим и практическим основам микросоциологии. Причем именно изучение «первичных атомистических структур человеческих отношений» рассматривалось Дж. Морено как «предварительная и 47

необходимая работа для большинства макросоциологических исследований».

Суть «общей теории социометрии» состоит в утверждении того, что социальные системы включают в себя не только объективные, внешне проявляемые отношения (макроструктура), но и субъективные, эмоциональные отношения, часто невидимые внешне (микро структура).

Прикладная социометрия в виде специальной техники опроса и обработки данных (социометрические тесты, социоматрицы, социограммы, социометрические индексы) была разработана в исследованиях по ликвидации различных конфликтов в малых группах. Современные социологические и социально-психологические исследования малых групп практически всегда включают метод социометрии.

Дж. Г. Мид (1863 — 1931) — создатель теории символического интеракционизма, который возник как реакция на структурно функционалистские макротеории, пренебрегающие изучением роли межчеловеческих взаимодействий (интеракций) в создании и функционировании социальных структур. Дж. Г. Мид рассматривает личность как социальный продукт, обнаруживая механизм ее формирования в ролевом взаимодействии. Наша сущность, душа, «самость» состоит из «Мое», что означает видение себя глазами других людей и которое возникает на основании способности языковых символов вызывать «во мне» ту же реакцию, что и в других людях. Вторая сторона «Я» — то, как «я воспринимаю себя сам», — рассматривается Дж. Мидом как источник творчества, оригинальности и непосредственности. «Внутреннее» общение создает канал, через который проходят все образцы взаимодействия и все «внешнее» общение. На основании этих представлений символические интеракционисты создают оригинальную концепцию человеческой личности, называемую концепцией «обобщенного другого».

Мид Джордж Герберт — американский фи лософ, социолог, социальный психолог. Вслед за У. Джеймсом и Дж. Дьюи выражал идеи прагматизма, подчеркивая, что сознание имеет инструментальную природу, т. е. является средством приспособления индивида к среде. В то же время полагал, что человеческое «Я» изначально социально и формируется в ходе социального взаимодействия. Решающее значение при этом принадлежит овладению системой символов и принятию на себя роли другого (что достигается ребенком в ходе игры), а в дальнейшем — «обобщенного другого». Высшей стадией социализации, согласно Миду, является формирование со циального рефлексивного «Я», отражающего совокупность межиндиви дуальных взаимодействий и способного становиться объектом для самого себя. На этой стадии внешний социальный контроль «врастает» в личность изнутри и приобретает форму внутреннего самоконтроля. Концепция Мида оказала значительное влияние на развитие социаль ной психологии, в частности заложив основы символического интерак ционизма («Сознание, личность и общество», 1934). 48

Дж. Мид так объясняет суть этой концепции:

«Ребенок, играющий в игру, должен быть готов занять место любого другого участника... разные игровые роли участников должны иметь определенные взаимоотношения друг с другом... Если он участвует в игре с мячом, он должен соотносить себя с каждой позицией, связанной с его собственной.

Он должен знать, что собирается делать любой другой участник для выполнения своих игровых задач. Он должен знать и использовать все роли. Конечно, не все они одновременно представлены в сознании...

Роли других игроков, которые участник обобщает в себе, организуются в определенную совокупность, и эта совокупность контролирует соотнесение индивида....Каждый из его актов детерминируется его обобщением в себе других, участвующих в игре... и по другому игра не может состояться».

В игре ребенок учится играть роль «отдельного другого», затем в играх с ровесниками — координировать свои действия с другими и видеть себя глазами группы. Посредством этого он привыкает рассматривать себя в более широком контексте до тех пор, пока не научится играть роль «обобщенного другого», т. е. видеть себя глазами общества.

Герберт Блумер (1900—1986) — ученик Дж. Мида, внесший значительный вклад в развитие идей интеракционизма. С его точки зрения, символический интеракционизм покоится на трех базовых посылках:

1. Люди скорее действуют на основе значений, которые они при дают предметам и событиям, чем просто реагируют на внешние или внутренние символы. Иными словами, символический интеракционизм отрицает как общественный, так и биологический детерминизм.

2. Значения являются не столько фиксированными, сформулированными заранее, сколько в определенной степени создаются, модифицируются, развиваются и изменяются в интеракционных ситуациях. Участники интеракции не следуют автоматически установленным нормам, равно как и сложившимся ролям.

3. Значения являются результатом интерпретаций, которые были осуществлены в интеракционных контекстах. Принимая роль другого, участники процесса интерпретируют значения и намерения других. Так, значения, которые определяют действие, вытекают из контекста через серию сложных интерпретивных процедур. 49

Бл умер Герберт — американский социолог и социальный психолог, представитель чикагской школы интеракционизма, основанной Дж. Ми дом. В 1925—1952 гг. преподавал в Чикагском университете, с 1952 г.— в Калифорнийском университете (Беркли). Блумер опирался на работы интеракционистов первого поколения — Дж. Дьюи, Кули, Томаса. В соответствии с установками прагматизма он исходит из того, что значение объекта определяется не присущими ему свойствами, а его ролью в поведении. Объект, по Блумеру, — это прежде всего то, что он значит в ожидаемом и реальном социальном взаимодействии, устойчивость моделей которого делает их привычными, т. е. превращает в социальные институты. Следуя Миду, он выделяет два уровня взаимодействия: символический (свойственный только человеку) и несимволический (свойственный всему живому). Усиление интереса к теории Мида (в частности, в связи с развитием феноменологической социологии) при влекло внимание и к работам Блумера, где действие (акт человеческого поведения) рассматривается как «диалог» импульсов и его социально значимых определений, что требует методологии, соединяющей собственно научные и «гуманистические» пути и приемы исследования, которые требуют «интимного знакомства» с изучаемой жизнью. Такой подход позволил Блумеру в определенной мере избавиться от содержа тельной бедности сциентистскиориентированной эмпирической социологии. Блумер явился одним из пионеров проблематики массового общества в американской социологии. Его понимание массы как элементарной спонтанно возникающей коллективной группировки сыграло большую роль как в концептуализации определений массовой коммуникации, так и в теоретической ориентации исследований массовых аудиторий. Анализ моды как механизма социального конформизма и контроля, предполагающего маргинальные слои, оказался созвучным проблематике социологических исследований массовых городских беспорядков и «молодежной революции» 60х гг. Блумер одним из первых социологов разглядел растущую актуальность проблем «черной» Америки, усиливающуюся боевитость черного городского пролетариата, вызываемую его численным ростом и относительным ухудшением условий жизни.

Основные труды: «Movies and conduct» (with Hauser Ph. M.). N. Y., 1933; «Movies, delinquency and crime». N. Y., 1933; «Symbolic interaction: perspective and method». New Jersey, 1969.

Г. Блумер считает, что интеракционизм резко отличается от социологии социального действия, изображающей поведение чело века, как ответ на внешние социальные стимулы. Однако, критикуя тех, кто рассматривает действие как предсказуемый ответ на внешние стимулы, он признает, что до определенной степени действие структурировано: «В большинстве ситуаций, в которых люди общаются друг с другом, они уже заранее имеют твердое убеждение, как себя вести и как будут действовать другие». Но это знание касается лишь общих направлений поведения, внутри которых ос тается значительное пространство для маневра, переговоров и т. д. Аналогично Г. Блумер признает существование социальных институтов и считает, что они ограничивают поведение человека, однако даже в ситуациях, где действуют жесткие правила, у человека есть значительная возможность для проявления инициативы.

Представители данного социологического направления основное внимание сосредоточивают на внутренней работе человеческого сознания — способах, с помощью которых люди классифицируют и осмысляют окружающий мир. В сферу их исследования чело века и общества не включается анализ социального действия как такового, и поэтому 50

они не дают причинного объяснения человеческому поведению. Феноменологи скорее пытаются понять значение явлений, нежели объяснить механизм их возникновения.

Альфред Шютц (1899—1959) — основоположник феноменологического направления — был первым, кто попытался объяснить, как можно использовать феноменологию для проникновения внутрь социального мира. Его главная заслуга состояла в доказательстве того, что способ, с помощью которого люди классифицируют и придают значение окружающему их миру, не является сугубо индивидуальным процессом. Люди используют то, что социолог назвал «типизациями», — понятия, обозначающие классы предметов, которые они выражают. Так, «банковский служащий», «футбольный матч», «дерево» — все это примеры типизации. Эти типизации не являются уникальными по отношению к каждому отдельному человеку, напротив, они воспринимаются членами общества, передаются детям в процессе изучения языка, чтения книг и разговора с другими людьми. Используя типизации, люди могут вступать в общение с другими людьми, будучи уверенными, что те видят мир таким же образом. Постепенно член общества создает запас того, что А. Шютц назвал «знанием здравого смысла», которое разделяют и другие члены общества, что позволяет им жить и общаться.

Альфред Шютц (в русском переводе встре чаются также написания Шуц, Шюц; в настоя щем учебнике при ссылке на работы социолога сохранено то написание фамилии, которое да ется в переводе) — американский социолог австрийского происхождения, один из основоположников социальной феноменологии и феноменологической социологии. По окончании Венского университета выбрал карьеру банкира. Однако параллельно серьезно увлекся социологией. В 1932 г. появилась его знаменитая книга «Феноменология социального мира», в которой были сформулированы основные положения новой социологической парадигмы — феноменологической социологии. В ней социолог осуществил синтез философских идей Э. Гуссерля и «понимающей» социологии М. Вебера, предложив оригинальный методологический подход для анализа социальных действий индивидов в контексте значений повседневной жизни. Шютц в 1939 г. эмигрировал сначала во Францию, а затем — в США, где преподавал философию и социологию, продолжая сочетать научную деятельность с работой банкира. С 1953 г. — профессор социологии Нью-Йоркской Новой школы социальных исследо ваний. Социология взяла верх над банковской деятельностью, которую он окончательно оставляет в 1956 г. Вокруг Шютца формируется аван гардная социологическая школа. Среди участников — всемирно известные социологи П. Бергер, Т. Лукман, Г. Гарфинкель и др. Предложенная Шютцем парадигма позволяет изучать, как представители разных социальных групп через призму своего субъективного видения мира интерпретируют объективные объекты и явления, к каким потенциально социальным действиям и конфликтам ведет несовместимость множественных субъективно сконструированных образов социальной реальности.

Работы социолога: «Возвращающийся домой», «Формирование по нятия и теории в общественных науках», «Структуры жизненного мира» (в соавторстве с Т. Лукманом), «Феноменология социального мира».

Социолог считал это крайне важным для выполнения практических задач 51

повседневной жизни. А. Шютц подчеркивал, что хотя знанием здравого смысла руководствуется подавляющее большинство членов общества, оно не является раз и навсегда данным, неизменным. Напротив, знание здравого смысла постоянно изменяется в процессе интеракции. Социолог признает, что каждый индивид по-своему интерпретирует мир, воспринимая его несколько своеобразным образом, но запас знания здравого смысла позволяет понимать, по крайней мере частично, действия других.

Наиболее своеобразно положения феноменологической социологии А. Шютца были восприняты двумя различными школами.

Первую из них — школу феноменологической социологии знания — возглавили Питер Бергер (р. 1929)и Томас Лукман (р. 1927), вторую, получившую название «этнометодология» (термин сконструирован по аналогии с этнографическим термином «этнонаука» — зачаточные знания в примитивных обществах), — Гарольд Гарфинкель (р. 1917).

Бергер Питер Людвиг — американский социолог, культуролог и философ, один из ведущих представителей феноменологической социологии знания, профессор, директор Института экономической культуры Бостонского университета. Область научных исследований — история и философия религии, антропология, обширная сфера культурных реальностей, истолко ванных через призму социологии познания. В работах «Шум торжественных ассамблей» (1961), «Амбивалентное видение» (1961), «Лицом к современности. Очерки по проблемам общества, политики и религии» (1977) Бергер про водит культурологическое различие между цер ковной религиозностью и нетрадиционной верой. Высоко оценивая феномен веры в созидании культуры, он выступает против секуляризации современного общественного сознания, критикует концепции «смер ти Бога» и «постхристианской эры». В книге «Введение в социологию» (1963) Бергер раскрыл взаимосвязь между «человеком в обществе» и «обществом в человеке». Многие социальные проблемы он трактует прежде всего через культурную антропологию. Бергер выступил также как социальный мыслитель, изучающий причины культурных мутаций в об ществе. В трудах «Сознание вне очага» (1973), «Пирамиды жертв» (1975), «Лицом к современности» (1977), «Капиталистическая революция» (1986), «Восточноазиатская перспектива» он рассматривает соотношение обществ и культурных факторов в общей динамике истории, сопо ставляет социальные и культурные циклы, выявляет механизмы модернизации, т. е. преображения общества по западному стандарту. Спектр его интересов весьма широк.

Основные произведения: «The Social Construction of Reality. A Trea tise in the Sociology of Knowledge» (with Luckmann Т.). N. Y., 1966; «The Sacred Canopy. Elements of a Sociological Theory of Religion». N. Y., 1967; «The Heretical Imperative: Contemporary Possibilities of Religious Affir mation». N. Y., 1979; «The Capitalist Revolution». Aldershot etc., 1987; «Капиталистическая революция: 50 тезисов о процветании, равенстве и свободе». М., 1994.

Лукман Томас — немецкий социолог, ученик и последователь Шютца, ведущий представитель феноменологически ориентированной со циологии, профессор социологии университета в Констанце (ФРГ). В книге «Социальное конструирование реальности» развил идеи Шютца («Структуры жизненного мира») о потенциале феноменологического 52

анализа реальности по вседневной жизни. «Социальное конструирование реальности» предлагает феноменологическую версию социологии знания, предмет интереса которой составляют не «идеи» или теории, на то, что считается «знанием» в обществе, в повседневной, дотеоретической жизни.

Основные произведения: «Проблема религии в современном общест ве», 1963; «Социальное конструирование реальности» (совместно с Бер гером), 1966; «Невидимая религия», 1967; «Структуры жизненного мира» (совместный проект с Шютцем, опубликовано после смерти последнего в 1973) и др.

П. Бергера и Т. Лукмана отличает от А. Шютца стремление обосновать необходимость «узаконения» символических универсалий общества. Теория «легитимизации», развиваемая этими американскими социологами, исходит из того, что внутренняя нестабильность человеческого организма требует «создания самим человеком устойчивой жизненной среды». В этих целях они предлагают институциализацию значений и моделей действия человека в «обыденном мире».

Символические значения рассматриваются как основа социальной организации. Они обращают большее внимание на значения, вырабатываемые совместно и стоящие как бы «индивидом». Реальную основу этих значений они видят в религиозных верованиях, разделяемых каждым. Общество, таким образом, оказывается социальным окружением индивида, которое он сам создает, внося в него определенные «надстоящие» ценности и значения, которых впоследствии и придерживается. Эти значения развиваются и объективируются в социальных институтах, позволяя индоктринировать новых членов общества, вынужденных подчиняться этим «внеменянадомной» ценностям.

Хоманс Джордж (р. 1910). Теории обмена. В отличие от сложившегося основного направления социологии, рассматривающего общественные явления как социальные факты, объяснимые только на основании других социальных фактов, Дж. Хоманс подчеркивает важность психологии при объяснении социального мира, тем самым порывая с «социологизмом» Э. Дюркгейма. Он видит социальное действие как процесс обмена, участники которого стремятся максимизировать выгоду (материальную или нематериальную) и минимизировать затраты. По мнению Дж. Хоманса, это положение распространимо на все поведение людей. Он не отрицает существования социальных структур, получивших у него наименование структур обмена. Он считает, что функционализм и экономическая теория достаточно подробно и хорошо описывают эти структуры, но объяснить их они не способны, поскольку такое объяснение может быть основано только на принципах, руководящих психологи ей участников обмена. Дж. Хоманс находит эти принципы в психологическом бихевиоризме Б. Скинцера, утверждая, что теоретические предположения последнего «состоят из взаимосвязанных положений, а не только из категорий. Эти положения есть 53

обычные причинные суждения, не обладающие телеологическим характером. Они высоко упорядочены... они широкомасштабны... Конечно, психологический бихевиоризм не может объяснить всего, но я пришел к заключению, что его недостатки связаны с недостаточностью данных или с трудностями отслеживания длинных и сложных причинноследящих целей, а не с внутренней непригодностью его основных положений».

Хоманс Джордж Каспар — американский социолог, профессор Гарвардского университета, один из авторов концепции социального обмена. Основную задачу своей теории Хоманс видел в «возвращении человека в социологию». Исход ная единица социологического анализа у Хоман са — «элементарное социальное поведение», а институты и общество в целом складываются только из действий человека и могут быть объяснены лишь на основе принципов индивидуального поведения. Принципиально важной чертой его теории социального поведения является ин терпретация социального поведения как обмена. Социальное поведение представляет собой обмен ценностями (материальными и нематериаль ными), а задача социологии состоит в формулировке утверждений, соотносящих величины и издержки поведения людей с распределением поведенческих моделей, так как каждый человек может обладать более чем одним доступным ему способом поведения. Хоманс формулирует шесть универсальных закономерностей поведения человека в зависимости от ценностей, «вознаграждений» и «наказаний», из которых, по его мнению, можно вывести и объяснить различные типы социальной организации и социального поведения людей. Основными исследованиями Хоманса являются «Человеческая группа» (1950), «Социальное по ведение: его элементарные формы» (1961), «Природа социальной науки» (1967). В них автор подверг критике структурнофункциональный анализ в социологии вместе с марксизмом за их непригодность с его точки зрения в конкретных социальных исследованиях, а также за методологическую несостоятельность.

Изменение взгляда на социальное действие предполагает и изменение взгляда на социальную систему. В отличие от Т. Парсонса, социальные системы у Дж. Хоманса состоят из людей, находящихся в непрерывных процес


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: