Объект и предмет изучения

ТИФЛОПСИХОЛОГИЯ - изучает закономерности и особенности развития лиц с нарушением зрения, формирование компенсаторных процессов, обеспечивающих возмещение недостатка информации, дефицит, который связан с нарушением деятельности зрительного анализатора, а также влияние этого дефекта на психическое развитие детей с нарушением зрения.

ТИФЛОПСИХОЛОГИЯ (от греч. typhios - слепой) в буквальном переводе - психология (psyche - душа, logos - науку) слепых, однако в настоящее время значение этого термина значительно расширилось, и тифлопсихология обозначает психологию не только слепых, но и слабовидящих, а также имеющих амблиопию и косоглазие.

Таким образом, ОБЪЕКТОМ СОВРЕМЕННОЙ ТИФЛОПСИХОЛОГИИ - являются лица с нарушениями зрительных функций в диапазоне остроты зрения от 0 (тотальная или абсолютная слепота) до 0,2 включительно на лучше видящем глазу (верхняя граница слабовидения), а также лица с резко суженным полем зрения (до 10˚).

ТИФЛОПСИХОЛОГИЯ - это самостоятельная отрасль психологической науки. Как любая наука, тифлопсихология имеет свой ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ, - которым является психика лиц с глубокими нарушениями зрения (слепых и слабовидящих). Необходимо отметить, что на первых этапах развития тифлопсихологии предметом её изучения являлась психика тотально слепых. В настоящее время центр тяжести перемещается на частичнозрячих и слабовидящих. Это вызвано сокращением абсолютно слепых и относительным увеличением частичнозрячих и слабовидящих.

Становление и развитие тифлопсихологии как науки связано с организацией обучения слепых в специальных школах. Первая школа была открыта в Париже В. Гаюи в 1784 г. В 80-х гг 19 в. уже по всему миру насчитывалось около 150 учебных заведений для слепых.

Первую попытку анализа психологии слепых мы находим в работе основоположника материализма Д. Дидро «Письмо о слепых в назидание зрячим» (1749).

Первые исследования особенностей психического развития при слепоте относятся к 70-м гг. 19 в. Проводились они самими слепыми путём ИНТРОСПЕКЦИИ. Одной из известных работ того времени является монография М. Сизерана «Слепец о слепых». В ней даётся описание внутреннего мира слепого на основании самонаблюдений.

Формирование научной психологии связано с трудами Т.Геллера, М. Кунца, К. Бюрклена, П. Виллея, А.А. Крогиуса, М.И. Земцовой, Ю.А.Кулагина, А.Г. Литвака, Л.И. Солнцевой и др.

Исследования особенностей психического развития слепых и слабовидящих детей в 80-е и 90-е гг 20 века опираются на работы основоположников отечественной дефектологии Л.С. Выготского, А.Р.Лурия, М.И. Земцовой, А.Г. Литвака, А.И. Зотова и др. Они были направлены на дальнейшую разработку теории и практики компенсации и коррекции зрительного дефекта в процессе коррекционного обучения и воспитания.

До сих пор в мировой тифлопсихологии СУЩЕСТВУЮТ 2-Е ПОЗИЦИИ относительно того, насколько психология слепого близка развитию нормальновидящего или насколько она своеобразна. Эти 2-е позиции различаются взглядом на РОЛЬ ДЕФЕКТА в психическом и социальном развитии человека.

ПСИХИКА СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ является, как и в норме, единством субъективного и объективного. В ней отражается объективная реальность, специфически преломляющаяся в сознании каждого индивида. Действительно, любое событие, любая мысль, любое чувство преломляются в сознании людей по-разному, субъективно, в зависимости от опыта, знаний, установок, потребностей, психического и физического состояния.

СЛОЖНОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХИКИ СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ:

1) Изучение ПСИХИКИ СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ осложняется по сравнению с изучением психики нормально видящих тем, что, помимо общечеловеческой субъективности её проявлений, на закономерности формирования психических функций и личностных особенностей влияют нарушения зрения, которые маскируют и искажают ход развития.

2) Особенно осложняется процесс выявления общих закономерностей и специфических особенностей психики слепых и слабовидящих при осложнении дефектов зрения патологическими изменениями в других частях организма. Среди дефектов, сопутствующих слепоте и слабовидению, широко распространены нарушения двигательной системы, снижение остроты слуха и осязания, нарушения речи. + достаточно часто встречаются также грубые нарушения интеллекта, нервно-психические отклонения, психофизический инфантилизм.

(При этом в процентном соотношении число случаев слепоты и слабовидения, осложнённых другими дефектами, имеет тенденцию к повышению. Это объясняется сокращением числа случаев нарушений функций зрения в результате травм и ряда общих и инфекционных заболеваний. С другой стороны, оно обусловлено относительным увеличением случаев нарушений зрительной функции вследствие различных заболеваний ЦНС, врождённой и наследственно обусловленной патологии зрения. В настоящее время врождённые и наследственные формы патологии зрения являются причиной слепоты примерно в 90 % случаев).

3) Контингент лиц, подпадающих под данное определение, весьма разнообразен как по характеру заболеваний, так и по степени нарушения основных зрительных функций (острота зрения, поле зрения и др.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: