Его нарушений

Роль зрения в отражении человеком окружающего мира исключительно велика. В процессе филогенеза человек сформировался как «существо оптическое» (С.Л. Рубинштейн), что обусловлено, с одной стороны, значением света для существования жизни на Земле, а с другой - рядом факторов, начиная с прямохождения, которые привели к выделению человека из животного мира.

ПСИХИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - это деятельность по сути своей ОТРАЖАТЕЛЬНАЯ, причём в ходе антропогенеза у человека сформировалась сложная система анализаторов, обеспечивающая поступление необходимой для нормальной жизнедеятельности информации из внешнего мира. В этой системе на первый план выступают ЗРИТЕЛЬНАЯ, слуховая и тактильно-кинестезическая системы, лежащие в основе так называемых ГНОСТИЧЕСКИХ, т.е. имеющих наибольшую познавательную ценность, ощущений и восприятий. При этом в данном комплексе анализаторов ведущая роль в процессе чувственного отражения принадлежит ЗРЕНИЮ.

ЗРЕНИЕ даёт нам наиболее совершенное, подлинное восприятие предметов. Зрительные ощущения наиболее отдифференцированы от аффективности, в них особенно силён момент чувственного созерцания. ЗРИТЕЛЬНЫЕ ВОСПРИЯТИЯ - наиболее «опредмеченные», объективированные восприятия человека. Именно поэтому они имеют очень большое значение для познания и для практического действия.

ЗРЕНИЕ играет важную роль в процессе выполнения любого вида деятельности. С помощью зрения человек следит за правильностью выполняемых действий.

Выпадение или серьёзное ограничение функций зрительного анализатора даёт основание поставить вопрос: изменяются ли познавательные возможности и адекватность отражения, если человек будет иметь меньше органов чувств, чем в норме? Изучение психической деятельности лиц с дефектами зрения или слуха и комбинированными дефектами (слепоглухих) показало, что даже при таких сложных нарушениях способность адекватно отражать мир сохраняется. УТРАЧИВАЕТСЯ она лишь при выпадении всех 3-х гностических (познавательных) чувств: зрения, слуха и осязания.

ВОЗМОЖНОСТЬ АДЕКВАТНОГО ОТРАЖЕНИЯ ПРИ СУЖЕНИИ

СЕНСОРНОЙ СФЕРЫ ОБУСЛОВЛЕНА:

1. Наличием ВИКАРИАНТА (замещения) ощущений, т.е. замены выпавших или нарушенных функций функциями сохранных анализаторов;

2. Отражение осуществляется не только непосредственно, на уровне чувственного познания, но и опосредствованно, при помощи мышления;

В какой мере соответствуют формирующиеся у них образы реальной действительности во всех её проявлениях? В какой степени их впечатления соотносятся с впечатлениями нормально видящих? Возможно, ли в ходе компенсаторного приспособления достичь такой же полноты отражения, что при нормальном зрении?

Невозможность или существенные ограничения получения зрительных стимулов влечёт за собой отклонения в психическом развитии, которые в современной психологической литературе обозначаются как ДЕПРИВАЦИОННОЕ ПОРАЖЕНИЕ. «ПСИХИЧЕСКАЯ ДЕПРИВАЦИЯ» - является психическим состоянием, возникшем в результате таких жизненных ситуаций, где субъекту не предоставляется возможность для удовлетворения некоторых его основных (жизненных) психических потребностей в достаточной мере и в течение достаточно длительного времени.

Исходя из сказанного, следует считать, что НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ влекут за собой не только сенсорную (зрительную) депривацию, но и депривацию эмоциональную (аффективную) и социальную. При этом следует иметь в виду, что при врождённой или рано приобретённой слепоте дети оказываются лишёнными не только зрительных стимулов - у них резко сокращается стимуляция других модальностей в связи с недостаточным развитием сохранных анализаторов, ограниченной мобильностью, бедностью социальных связей и отношений. Всё это влечёт за собой и весьма разнообразные сдвиги в поведении, соматическом состоянии, достаточно часто при слепоте и слабовидении наблюдаются нервно-психические нарушения.

ПАТОЛОГИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ (снижение остроты зрения, сужение поля зрения, нарушение цвета и цветоразличения) отрицательно влияет на психическое развитие слепых и слабовидящих.

Разумеется, полная замена выпавших или редуцированных зрительных впечатлений невозможна. Однако специфика отражения при слепоте и слабовидении не может быть сведена лишь к количественным различиям, к тому, что лица с дефектами зрения отражают меньше непосредственно воспринимаемых свойств и признаков предметов и явлений, и преобладанию образов других модальностей по сравнению с нормально видящими. Наряду с количественными различиями в объёме и характере информации, получаемой слепыми, слабовидящими и зрячими, существуют определённые качественные отличия.

КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ наблюдаются главным образом в сфере чувственного познания: у слепых и слабовидящих значительно сокращаются или полностью выпадают зрительные ощущения и восприятия, соответственно уменьшается количество представлений, которые ограничивают возможности формирования образов воображения.

КАЧЕСТВЕННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ заключаются в снижении целостности, полноты, дифференцированности образов, скорости их возникновения; изменяется система взаимодействия анализаторов, возникают определённые специфические особенности в процессе формирования образов, понятий, речи, нарушается соотношение образного и понятийного в мыслительной деятельности, наблюдаются отдельные изменения в эмоционально-волевой сфере и некоторых свойствах личности, специфический характер приобретают ориентировочная деятельность и т.д.

Полное или частичное нарушение функций зрения отражается и на ФИЗИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ, что обусловлено сложностью пространственной ориентации и вызванным этим ограничением слепых в свободе передвижения. Малоподвижный образ жизни в свою очередь вызывает мышечную вялость, деформацию скелета, гипофункции внутренних органов и т.д.

В целом у слепых и слабовидящих (при спонтанном, некоррегируемом развитии) наблюдается соматическая ослабленность (функциональная недостаточность сердечно-сосудистой системы, соматовегетативные отклонения), нарушаются осанка и походка, наблюдаются изменения в моторике - появляются навязчивые движения (например, давление на глазные яблоки, покачивания головой, туловищем). Широко распространена гипокинезия, т.е. снижение двигательной активности. Часто отмечаются нарушения Н.С., особенно вегетативной. В ряде случаев в связи с резким сокращением сенсорной афферентации возможны психопатологические изменения личности.

Всё это говорит о необходимости специального изучения психики слепых и слабовидящих для более полного и быстрого преодоления и профилактики последствий дефектов зрения.

Влияние нарушений функций зрения на общее психическое развитие не может быть однозначным для различных структурных компонентов психики, поскольку роль ЗРЕНИЯ в формировании различных психических функций и его участие в отдельных видах психической деятельности НЕ ОДИНАКОВЫ.

В ОРИЕНТИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ зрение уже с 1-х дней жизни ребёнка играет ведущую роль. Особенно существенно нарушения зрения затрудняют ориентировочно-поисковую деятельность, т.к. первоначально активность имеет исследовательский характер (рефлекс «Что это такое?»). Это влечёт за собой задержку в формировании самого желания - мотива ориентировочной деятельности.

Выпадение или глубокое нарушение функций зрения, прежде всего, сказывается на фундаментальном свойстве отражательной деятельности человека - АКТИВНОСТИ.

Количество внешних воздействий на слабовидящих и особенно слепых детей в связи с нарушением зрительных функций резко снижается. Ограничивается возможность перемещения в пространстве. Меньший и бедный запас представлений, недостаточная упражняемость двигательной сферы влекут за собой общее задержанное психическое развитие. (Однако постепенно, в процессе компенсации, благодаря систематическим педагогическим воздействиям ОТРАЖАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ слепых активизируется и может достигать достаточно высокого уровня).

Слепые дети, по мнению Б.И. Коваленко, крайне ограничены в отношении ощущений и восприятий. Они очень пассивны и неподвижны. Недостаток зрительных ощущений сводит до минимума хватательные движения. Ребёнок не потягивается, не привстаёт, не ползает, не стоит, придерживаясь ручками.

В преддошкольном возрасте на несколько лет затягивается период ползанья, нередко наблюдается ползанье ногами вперёд, чтобы защитить голову от ушибов; умение и навыки сохранения вертикального положения и ходьбы запаздывают на 2 – 3 года.

Вследствие недостаточной потребности в общении задерживается развитие речи на 3 – 4 года

При формировании устойчивых свойств ЛИЧНОСТИ оно непосредственно не участвует. Нарушения зрения могут лишь провоцировать возникновение нежелательных черт личности.

Таким образом, снижение активности, недоразвитие перцептивной потребности, обусловленные сокращением стимуляции психики извне и трудностями приспособления к окружающей среде, оказывают серьёзное влияние на психическое развитие ребёнка, в первую очередь на его ориентировочную и познавательную деятельность.

Однако как показывают многочисленные исследования, действие неблагоприятных факторов можно в известной мере нейтрализовать. Стимулируя в процессе специально организованного воспитания и обучения активность, перцептивные потребности, включая в деятельность сохранные анализаторные системы, можно дать развитию психики слепых и слабовидящих новое направление, приближающееся к развитию нормально видящих.

Но и при этом психическое развитие аномального ребёнка будет иметь свои особенности, связанные с выпадением или глубоким нарушением зрительных функций. В общих чертах они сводятся к тому, что, во-первых, ряд психических процессов (ощущения, восприятия, представления) оказывается в прямой зависимости от глубины дефекта, а некоторые психические особенности (цветоощущение, скорость восприятия и др.) зависят также от характера патологии; во-вторых: имеются психические процессы и состояния, на которые нарушения зрения оказывают ОПОСРЕДОВАННОЕ ВЛИЯНИЕ (НР: мышление, развитие которого до определённого времени зависит от восприятий и представлений), и, в-третьих, имеются такие структурные компоненты психики, которые оказываются независимыми от глубины дефекта и характера патологии зрения (мировоззрение, убеждения, темперамент, за исключением его внешних проявлений, моральные черты характера и т.д.).

Отмечая существование количественных и качественных различий в образах слепых, слабовидящих и нормально видящих, следует помнить, что отражение важнейших параметров (свойств, признаков, дающих характеристику объекта) внешнего мира предполагает СОХРАННОСТЬ ХОТЯ БЫ ОДНОГО ИЗ ВИДОВ ГНОСТИЧЕСКИХ ОЩУЩЕНИЙ - зрительных или кожно-мышечных.

В психологической литературе со времени И.М.Сеченова много раз отмечалось сходство зрительных и осязательных впечатлений, обусловленное способностью руки и глаза отражать одни и те же категории признаков предметов, а также характером их поведения в процессе восприятия. Это подтверждается и современными исследованиями. Таким образом, информация об одних и тех же свойствах, признаков объектов, поступающая в мозг по различным каналам (зрительному, осязательному и т.д.), оценивается однозначно.

Из сказанного следует, что, несмотря на некоторые различия в объёме получаемой информации и преобладание у слепых и слабовидящих ощущений других модальностей, образы отображаемых ими объектов относительно соответствуют оригиналам. Следовательно, никаких принципиальных различий в представлениях лиц с дефектами зрения и нормально видящих об окружающем мире не существует.

Одновременно следует помнить, что зависимость развития психики от состояния зрительных функций проявляется не столько в конечных результатах этого процесса, сколько в его динамике. Иначе говоря, нарушения зрительных функций вызывают задержку развития, которая при соответствующих условиях обучения и воспитания снимается. Так, даже у тотально слепых можно сформировать адекватные представления и понятия, автоматизировать различные навыки, воспитать необходимые волевые качества и т.д., которые принципиально ничем не будут отличаться от нормы. Однако сам процесс достижения подобных результатов будет не только растянут во времени, но и в ряде случаев специфичен.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: