Нарушений зрительной функции у детей

Анализ ПРИЧИН НАРУШЕНИЙ ЗРЕНИЯ показывает, что существует 2-е большие группы причин:

1) Врождённые;

2) приобретённые.

I. ВРОЖДЁННЫЕ:

Так, в 92 % случаев слабовидение и в 88 % случаев слепота имеют врождённый характер. Врождённые заболевания и аномалии развития органов зрения могут быть следствием внешних и внутренних повреждающих факторов.

1) Примерно 30 % из них наследственной природы:

- врождённая глаукома - хроническое заболевание глаз, характеризующаяся развитием атрофических изменений в сетчатке и диске зрительного нерва, обуславливающих снижение зрения;

- атрофия зрительного нерва - дегенерация волокон зрительного нерва;

- миопия - т.е. близорукость).

В качестве ГЕНЕТИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ нарушения зрительной функции могут выступить: нарушение обмена веществ, проявляющееся в виде АЛЬБИНИЗМА (врождённая аномалия, характеризующаяся полным или частичным в коже, волосах, оболочке глаза отсутствием пигмента), МОНОХРОМАЗИЯ - расстройство цветоощущения, при котором все предметы кажутся серыми, отсутствие цветоощущения; КСАНТОПСИЯ - видение предметов в жёлтом цвете; наследственные заболевания, приводящие к нарушению развития глазного яблока:

- ВРОЖДЁННЫЙ АНОФТАЛЬМ (АНОФТАЛЬМИЯ) - отсутствие одного или обоих глаз, редкая аномалия зрения.

- ВРОЖДЁННЫЙ МИКРОФТАЛЬМ - врождённая аномалия развития глаза, характеризующаяся уменьшением всех размеров глаза.

- наследственная патология сосудистой оболочки глаза;

- МИКРОФАКИЯ - малые размеры хрусталика;

- КРИПТОФТАЛЬМ - недоразвитие или отсутствие глазного яблока, век и глазной щели;

- ВРОЖДЁННЫЕ КАТАРАКТЫ - заболевания глаз, характеризующиеся помутнением хрусталика.

- ЛЕЙКОКОРИЯ - белый зрачок;

- отдельные формы патологии сетчатки.

- парезы, параличи (НР: ОФТАЛЬМОПЛЕГИЯ - паралич нескольких глазных мышц).

2) Аномалии зрения могут возникать в результате внутренних и внешних отрицательных воздействий, имевших место в период беременности:

- патологическое течение беременности, перенесенные матерью вирусные заболевания, токсоплазмоз, краснуха и др.

II. ПРИОБРЕТЁННЫЕ:

- Действие неблагоприятных внешних факторов в раннем детстве;

- Различные заболевания, травмы, ушибы, ЧМТ.

ОСНОВНЫЕ КЛАССИФИКАЦИИ:

В современной педагогической практике во многих странах в зависимости от степени нарушения зрительной функции используют простое деление на:

1) слепых («blind») и

2) лиц с ослабленным зрением, слабовидящих («low vision»).

СТЕПЕНЬ НАРУШЕНИЯ ЗРИТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ определяется по уровню снижения ОСТРОТЫ ЗРЕНИЯ.

УСЛОВИЯ НОРМАЛЬНОГО ЗРЕНИЯ:

1) ОСТРОТА ЗРЕНИЯ.

Под ОСТРОТОЙ ЗРЕНИЯ - подразумевается способность глаза видеть раздельно две светящиеся точки при минимальном расстоянии между ними. За нормальную остроту зрения принимается способность различать детали объекта под углом зрения, равным одной минуте. В зависимости от степени снижения остроты зрения на лучше видящем глазу при использовании обычных средств коррекции (очки) выделяются:

1) СЛЕПЫЕ - это дети с полным отсутствием зрительных ощущений, либо имеющие остаточное зрение (максимальная острота зрения - 0,04 на лучше видящем глазу с применением обычных средств коррекции - очков), либо сохранившие способность к светоощущению;

2) СЛАБОВИДЯЩИЕ - это дети с остротой зрения от 0,05 до 0,2. Главное отличие данной группы детей от слепых: при выраженном снижении остроты восприятия зрительный анализатор остаётся основным источником восприятия информации об окружающем мире и может использоваться в качестве ведущего в учебном процессе, включая чтение и письмо.

За нормальную остроту зрения равную единице - 1,0 принимается способность человека различать буквы или знаки 10-ой строки специальной таблицы на расстоянии 5 метров. Разница в способности различать знаки между последующей и предыдущей строками означает разницу в остроте зрения на 0,1. Соответственно человек, способный различать наиболее крупные знаки первой сверху строки, имеет остроту зрения - 0,1, четвёртой - 0,4 и т.д.

Для определения остроты зрения ниже 0,1 используется ПЕРЕСЧЁТ ПАЛЬЦЕВ РУКИ на расстоянии:

5 м. соответствует остроте зрения в 0,09;

2 м. - 0,04;

0,5 м. - 0,01;

30 см. - 0,005.

Способность к РАЗЛИЧЕНИЮ СВЕТА от тьмы соответствует остроте зрения на уровне светоощущения.

Неспособность к различению света от тьмы означает, что острота зрения = нулю.

Среди лиц, относящихся к категории СЛЕПЫХ, принято выделять:

1) АБСОЛЮТНО или ТОТАЛЬНО СЛЕПЫХ - дети с полным отсутствием зрительных ощущений;

2) ЧАСТИЧНО или ПАРЦИАЛЬНО СЛЕПЫХ, имеющих либо светоощущение (способность различать свет и тьму), либо форменное зрение (возможность различать формы, т.е. выделение фигуры из фона), острота которого варьируется от 0,005 до 0,04.

2) Другим важнейшим условием нормального видения является ПОЛЕ ЗРЕНИЯ, т.е. пространство, все точки которого видны одновременно при неподвижном взгляде. (В норме поле бинокулярного зрения для белого цвета по горизонтали = 180˚, а по вертикали - 110˚. Для красного, синего и зелёного цвета поле зрения постепенно сужается, ещё большее его сужение наблюдается при предметном зрении).

3) Большое значение для развития психики имеет ВРЕМЯ НАСТУПЛЕНИЯ СЛЕПОТЫ. Временной параметр настолько важен, что слепые дифференцируются по нему на2-е ГРУППЫ в зависимости от времени наступления дефекта:

1. СЛЕПОРОЖДЕННЫЕ - относят лиц, потерявших зрение до становления речи, т.е. приблизительно до 3-х лет, и не имеющих зрительных представлений. Весь процесс психического развития осуществляется в условиях полного выпадения зрительной системы.

2. ОСЛЕПШИЕ - относят ослепших в последующие периоды жизни и сохранивших в той или иной мере зрительные образы памяти.

ГЛУБИНА и ХАРАКТЕР ПОРАЖЕНИЙ зрительного анализатора сказываются на развитии всей сенсорной системы, определяют ведущий путь познания окружающего мира, точность и полноту восприятия образов внешнего мира.

Совершенно очевидно, что чем позже нарушается функция зрения, тем меньшим оказывается влияние аномального фактора на развитие и проявление различных сторон психики. Но вместе с тем изменяются, ограничиваются в связи с возрастным снижением пластичности и динамичности ЦНС возможности компенсаторного приспособления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: