Двигательного аппарата

Патологии многочисленных отклонений в нарушении ОДА (в частности ДЦП) были выделены учёными в сер. 19 в, но наибольшую актуальность приобрела в 20 в.

Дети с нарушением функций опорно-двигательного аппарата уже несколько десятилетий являются объектом пристального внимания специальных педагогов, психологов, логопедов, клиницистов. По зарубежным данным, в 50-х годах распространённость ДЦП варьировалась от 1-го в Англии до 4-х в США на 1000 школьников. В Ленинграде в 1974 г. было зарегистрировано 2,5 случая ДЦП на 1000 детей. По данным Госкомитета РФ на конец 1999 г. на учёте в России состояло 597,2 тыс. детей-инвалидов в возрасте до 16 лет, что почти в 7 раз больше, чем в 1985 г. (90,6 тыс.). Каждый 10-й ребёнок-инвалид является инвалидом по причине заболеваний опорно-двигательного аппарата. В СТРУКТУРЕ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ детей от 0 - 14 лет болезни опорно-двигательного аппарата составляли в 1990 г. 91,7 тыс. случаев (впервые установленный диагноз), в 1995 г. - 547 тыс., а в 1999 г. - 720 тыс. случаев. Среди ПРИЧИН РОСТА статистических данных о заболеваемости с ДЦП отмечают:

1) улучшение диагностики и учёта детей с ДЦП;

2) успехи медицины в области акушерства. В 20 в. значительно снизилась смертность новорожденных, но возросло количество детей с врождённой патологией ЦНС;

3) Общий рост патологии детства.

ПРЕДМЕТОМ ИЗУЧЕНИЯ данной отрасли специальной детской психологии являются особенности формирования и развития психики детей с нарушениями функцийопорно-двигательного аппарата.

Данная отрасль в специальной детской психологии не имеет в нашей стране краткого названия, подобно сурдопсихологии и тифлопсихологии. Попытки перенести венгерское название «КОНДУКТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ» не увенчались успехом.

ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ - повышение эффективности абилитационного процесса.

ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ:

1) изучить общие закономерности психического развития детей с нормальным и нарушенным двигательным развитием. (Как справедливо отмечал Л.С.Выготский, в развитии любого ребёнка всегда больше ОБЩЕГО, чем особенного и специфического);

2) изучить специфические особенности развития психики детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

3) раскрыть компенсаторные возможность, позволяющие преодолеть воздействие нарушений опорно-двигательного аппарата на психическое развитие;

4) выявить наиболее эффективные методы ранней психологической диагностики и коррекционного воздействия на развитие ребёнка с нарушениями опорно-двигательного аппарата, дав им психологическое обоснование;

5) Обобщение и анализ мирового опыта в области психолого-педагогического изучения и абилитации детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.

6) Разработка, апробация и оценка эффективности методов и методик, направленных на раннее изучение специфических закономерностей развития детей с нарушениями функций ОДА и своевременного вмешательства.

Решение этих задач возможно только с привлечением знаний из разных наук. Это, прежде всего, медицинские, физиологические, психологические и педагогические знания о развитии ребёнка с проблемами.

Нарушение функцийопорно-двигательного аппарата наблюдаются у 5 – 7% детей и могут носить как врождённый, так и приобретённый характер. Дети с нарушением функцийопорно-двигательного аппарата - это полиморфная в клиническом и психолого-педагогическом отношении категория лиц.

В зависимости от ПРИЧИНЫ и ВРЕМЕНИ действия вредных факторов отмечаются следующие ВИДЫ ПАТОЛОГИЙ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА:

1) Заболевания Н.С.:

- ДЦП;

- полиомиелит;

2) Врождённая патология опорно-двигательного аппарата:

- врождённый вывих бедра;

- кривошея;

- косолапость и другие деформации стоп;

- аномалии развития позвоночника (сколиоз);

- недоразвитие и дефекты конечностей;

- аномалии развития пальцев кисти;

- артрогрипоз (врождённое уродство).

3) Приобретённые заболевания и повреждения опорно-двигательного

аппарата:

- травматические повреждения спинного мозга, головного мозга и

конечностей;

- полиартрит;

- заболевания скелета (туберкулёз, опухоли костей, остеомиелит).

При всём многообразии врождённых и рано приобретённых заболеваний и повреждений опорно-двигательного аппарата у большинства больных детей наблюдаются сходные проблемы. ВЕДУЩИМ в клинической картине является ДВИГАТЕЛЬНЫЙ ДЕФЕКТ (задержка формирования, недоразвитие или утрата двигательных функций). Большинство детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата страдают ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ (89%). По данным ряда авторов на 10 000 новорожденных приходится 34 – 42 ребёнка, страдающих ДЦП. За последнее десятилетие резко увеличилось количество детей с ДЦП. ДЦП - это тяжёлое заболевание Н.С., которое нередко приводит к ИНВАЛИДНОСТИ РЕБЁНКА. Двигательные расстройства у них сочетаются с отклонениями в развитии сенсорных функций, познавательной деятельности, что связано с органическим поражением Н.С.; очень часто отмечаются речевые нарушения, которые имеют органическую природу и усугубляются дефицитом общения. Поэтому эти больные помимо лечебной и социальной помощи нуждаются также в психолого-педагогической и логопедической коррекции. Остальные, как правило, не имеют отклонений в развитии познавательной деятельности и не требуют специального обучения и воспитания.

Первое клиническое описание ДЦП было сделано английским врачом-хирургом В.Литтлем в 1861 г. Он впервые доложил об этом на заседании английского Королевского медицинского общества, а затем опубликовал свои наблюдения за детьми, у которых после перенесенной при родах травмы головы развились параличи конечностей (1862). В течение почти 100 лет ДЦП назывался болезнью Литтля. Термин «детский церебральный паралич» принадлежит З.Фрейду. В 1893 г. он предложил объединить все формы спастических параличей внутриутробного происхождения со сходными клиническими признаками в группу церебральных параличей. В 1958 г. на заседании восьмого пересмотра ВОЗ в Оксфорде этот термин был утверждён и было дано определение: «ДЦП - не прогрессирующее заболевание головного мозга, поражающее его отделы, которые ведают движениями и положением тела, заболевание приобретается на ранних этапах развития головного мозга». В настоящее время этот термин является общепринятым.

В 1983 г. Л.О.Бадалян предложил другое название ДЦП - «дизонтогенетические поступательные дискенезии» Автор справедливо отмечает, что поражение Н.С. при ДЦП представляет собой не «поломку» уже готового механизма, а задержку или искажение развития. «Эти нарушения нельзя считать исключительно церебральными, т.к. механизм реализации патологической двигательной активности лежит не горизонтально, а охватывает всю вертикальную систему регуляции движений».

Безусловно, термин «ДИСКИНЕЗИИ» значительно точнее отражает характер двигательных нарушений при ДЦП, подчёркивает их обусловленность расстройствами онтогенеза локомоторных функций.

ДИСКИНЕЗИИ - своеобразные тонические гиперкинезы, захватывающие мышцы туловища, шеи, конечностей. Туловище изгибается в разные стороны, принимая причудливые позы, искривляется по типу вращения вдоль продольной оси, голова насильственно запрокидывается назад (РЕТРОКОЛЛИС) или наклоняется вбок с поворотом шеи (ТОРТИКОЛЛИС); возникает спазм мышц таза (ТОРТИПЕЛЬВИС). В тяжёлых случаях все описанные симптомы проявляются одновременно (ГЕНЕРАЛИЗОВАННЫЙ ТОРСИОННЫЙ СПАЗМ); в более лёгких случаях торсионный спазм может наблюдаться в виде изолированной спастической кривошеи или вращательных гиперкинезов какой-либо конечности. (Локальный торсионный спазм).

Хотя термин ДЦП не отражает сущности имеющихся при этом заболевании нарушений, однако его широко используют в мировой литературе, и другого понятия, всесторонне характеризующего эти патологические состояния, до настоящего времени не предложено.

До настоящего времени идут научные дискуссии по поводу этого термина. В специальной литературе можно найти большое количество разных терминов для обозначения этого типа нарушений.

Так в англоизычной литературе используется в основном термины: «церебральный паралич» и «спастический паралич». В немецкой специальной литературе привился термин «церебральное нарушение двигательного аппарата», иногда говорят о «церебральном параличе». У французских авторов мы встречаем термин «нарушения моторики церебрального происхождения».

В настоящее время ДЦП рассматривается как заболевание, полученное в результате поражения мозга, перенесенного в пренатальный период или период новорожденности; как одна из форм резидуальной нервно-психической патологии ЦНС сложного генезиса.

Обозначая данное заболевание, как ДЦП, следует иметь в виду нарушения осанки и двигательных функций,, приобретённых в первые годы жизни, не прогрессирующих, отчасти поддающихся функциональной корректировке и объясняющихся недостаточным развитием, либо повреждением головного мозга.

Мозговой органический дефект, составляющий основу ДЦП, возникает рано в период незавершённого процесса формирования основных структур и механизмов мозга, что обуславливает сложную сочетанную структуру неврологических и психических расстройств. В полиморфной картине психических нарушений при ДЦП наблюдается не только замедленный темп психического развития, но и неравномерный диспропорциональный характер формирования отдельных психических функций.

Хотя моторные нарушения у детей с ДЦП составляют большую часть проблем, однако зачастую они не являются главной проблемой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: