double arrow

Предмет и задачи этики


Этика – философская дисциплина, насчитывающая около 2,5 тысячи лет своей истории. Прежде чем определять ее предмет и объект необходимо рассмотреть происхождение и содержание самого термина.

Термин«этика» происходит от древнегреческого «ethos». Первоначально под этосом понимали привычное место совместного проживания, дом, человеческое жилище, звериное логово, птичье гнездо. В дальнейшем оно стало обозначать устойчивую природу какого-либо явления, обычай, нрав, характер. Изменение смысла термина этика указывает на связь между кругом общения человека и его характером. Отталкиваясь от слова «этос» в значении характера, древнегреческий философ Аристотель (IV в. до н.э.) образовал прилагательное «этический» для того, чтобы обозначить особый класс человеческих качеств, названных им этическими категориями. Этическими добродетелями являются свойства характера, темперамента человека, их называют душевными качествами. Они отличаются, с одной стороны, от дианоэтических добродетелей как свойств ума и, с другой стороны, от аффектов как свойств тела. Например, страх – природный аффект, память – свойство ума, а умеренность, мужество, щедрость – свойства характера.




Для обозначения этических добродетелей как особой предметной области знания и для выделения самого этого знания как особой науки Аристотель ввел термин «этика».

При переводе аристотелевского понятия этический с греческого языка на латинский Цицерон сконструировал термин «moralis» (моральный), образовав от слова «mos» (mores – множественное число) – латинского аналога греческого «ethos», означавшего характер, темперамент, моду, покрой одежды, обычай. Цицерон, говоря о моральной философии, понимал под нею ту же область знания, что и Аристотель. В IV веке новой эры в латинском языке появляется термин «moralitas»(мораль), являющимся прямым аналогом греческого термина «этика».

Наряду с этими терминами в ряде языков возникают собственные слова, обозначающие ту же реальность. В немецком – «Zittlichkeit», в русском – «нравственность». В украинском языке используются термины «мораль», «моральність».

Таким образом, мы видим, что первоначально этика, мораль и нравственность – разные слова, но один термин, то в дальнейшем, по мере выявления своеобразия этики как области знания за разными словами закрепляются разные смыслы: подэтикойпонимают соответствующую ветвь знаний, науку, а подморалью (нравственностью) –изучаемый ею предмет.

Выделение этики как особого раздела философии связано с открытиями софистов (V в. до н.э.), которые считали, что установления культуры существенно отличаются от законов природы. Софисты обнаружили, что законы, обычаи, нравы людей изменчивы и разнообразны. Природа же везде одна и та же. Основной задачей древних учителей было доказать, что человеческие законы, изменяемые во времени могут быть прекрасными и справедливыми.



Становлению этики как научной дисциплины способствовали идеи Сократа и Платона. Сократ поставил знак равенства между совершенством человека, его знаниями и добродетелью. По мнению Платона, для установления социальной гармонии и справедливости в обществе необходимо познать идею блага и руководствоваться этим знанием, доверив управление обществом мудрецам-философам. Аристотель же считал, что целью этики являются не знания, а поступки, она имеет дело не с благом как таковым, а с осуществленным благом. Тем самым этика как практическая философия была отделена от теоретической философии (метафизики). Аристотель рассматривал этику в двух значениях: как науку об этических добродетелях, совершенном состоянии души и поведения, составляющим основу человеческого счастья, и как политическую науку (т.е. как науку о полисе), к тому же высшую политическую науку. Учение Аристотеля о высшем благе, о добродетелях оказало существенное влияние на развитие этической науки в целом.

За длительную историю существования этики моралистами и философами были предприняты многократные попытки дать исчерпывающее определение понятию мораль. Но эти попытки оказались безуспешными, что связано с многогранностью и своеобразием данного социального феномена.



Мораль это не просто свод законов и правил, совокупность фактов, которое нужно обобщить, но это еще и задача, требующая своего разрешения и мировоззрение. Мораль – это не просто то, что есть. Она, скорее всего то, что должно быть. В связи с этим этика должна предложить свою модель нравственности.

Бытие морали предстает в двух аспектах:

1) как характеристика личности;

2) как характеристика общества.

Моральные нормы складывались на протяжении всей человеческой истории и отражали характер отношений между людьми. Они представляют собой универсальные законы человеческого общежития, отражают мудрость предшествующих поколений. Если мы сравним нормы религиозной морали («не убий», «не укради», «не прелюбодействуй», «не лжесвидетельствуй», «не завидуй»), то увидим, что они зафиксированы практически во всех религиях мира. Здесь же мы встретим и ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО НРАВСТВЕННОСТИ: поступай с другими так, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой.

Мораль носит императивный (повелительный) характер.

ОСНОВНЫМ ПРОТИВОРЕЧИЕМ МОРАЛИ выступает противоречие между должным (идеальным требованием морали) и сущим, т.е. тем, что есть на самом деле.

Очень часто мы знаем, как нужно поступить, и поступаем иначе. В результате испытываем чувство вины и угрызения совести за свои плохие поступки. Такова природа человека: он не может быть идеальным, в нем уживаются и добро и зло. Но в стремлении к идеалу раскрывается истинно человеческая сущность: чем ближе мы к добру, тем человечнее мы. И чем дальше мы от идеала, тем менее имеем право называться людьми, т.е. добро приближает к идеалу, а зло отдаляет. Следовательно, под моралью мы будем понимать форму общественного сознания, регулирующую отношения между людьми с точки зрения их представлений о добре и зле.

Итак, предметом этики выступает мораль как форма общественного сознания.

Объектом этики является человек и человеческие взаимоотношения.

Задачи этики:

1)объяснение сути моральных явлений;

2)обучение использованию норм этики;

3)регулирование человеческих взаимоотношений;

4)формирование морального сознания личности и общества.







Сейчас читают про: