Знание и использование этих элементарных правил делового общения поможет сделать его эффективным, конструктивным, взаимовыгодным.
Выводы
1. Управленческая этика – это система теоретико-прикладных этических знаний и практических рекомендаций, ориентированных на качественное исполнения административно-хозяйственных функций.
2. Этика управления, определяющая поведение организации в целом и отдельных менеджеров, как по отношению к внешней среде организации, так и в отношении к ее внутренней среде, является ядром социальной ответственности организации и ее управленческого персонала.
3. Существуют различные подходы к составлению этического кодекса руководителя. Уже с древности было известно, что управление можно доверить только человеку одаренному, глубоко образованному, обладающему богатым жизненным опытом и высокими моральными качествами.
4. Процесс деловых взаимоотношений осуществляется в трех основных направлениях:вертикальные (руководитель – подчиненный), обратная связь (подчиненный – руководитель), горизонтальные (коллеги между собой).
|
|
5. Каждый тип отношений имеет свою специфику, которую необходимо учитывать руководителю при выборе механизмов и методов их регуляции.
Вопросы и задания для самостоятельной работы
1. Что является предметом этики управления?
2. Назовите ее основополагающие принципы.
3. Поясните, в чем заключается специфика этики управления?
4. Что такое «тест на этичность»? Когда руководитель должен его применять?
5. Назовите и поясните основные ценности Таллиннской школы менеджеров.
6. Назовите основные положения этического кодекса руководителя.
7. Какие моральные качества должны быть присущи руководителю?
8. Как отличаются взаимоотношения в организации по направленности?
9. В чем специфика каждого типа взаимоотношений?
Литература
1. Белопилецкий В.К., Павлова Л.И. Этика и культура управления. – М., 2004.
2. Шепель В.М. Управленческая этика // Человековедческая компетентность менеджера. Управленческая антропология. – М., 2000. – С. 204-234.
3. Ботавина Р.Н. Этика менеджмента: Учеб. пособие. – М., 2002.
4. Семенов А.К., Маслова Е.Л. Психология и этика менеджмента и бизнеса – М., 2002.
5. Этика и психология менеджмента / Под общ. ред.. Ю.Л. Неймера. – Ростов н/Д, 2002.
6. Палеха Ю.І., Кудін В.О. Культура управління та підприємництва. – К., 1998.
7. Шепель В. Управленческая этика.-М., 1989.
8. Тарасов В. Персонал технологии: отбор и подготовка менеджеров. – М., 1989.
9. Тарасов В. Принципы жизни (книга для героев). – Донецк, 1996.
10. Вичев Васил. Нравственная культура руководителя. – М., 1988.
11. Психология и этика делового общения/Под ред. П.С. Лавриненко. - М, 2000.
12. Алехин В.В., Бурега В.В., Алехина Л.В., Поважный С.Ф. Философия управления. – Донецк, 2000.
13. Кун Т., Вайблер Ю. Необходимость, подходы и предпосылки этически осознанного руководства подчиненными // Проблемы теории и практики управления. – 2004. – № 5. – С.119-127.
Тема 5. ЭТИКА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ КАК РАЗДЕЛ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ.