double arrow

VI. Психология управления

1. Психологические основы деятельности руководителя.

Социально-психологические характеристики личности руководителя. Представления руководителя о самом себе. «Я-концепция», «самооценка», социальная ориентация руководителя. Авторитет руководителя. Психологический (моральный, функциональный) и формальный (должностной) авторитет. Профессиограмма руководителя. Способность руководителя к управленческой деятельности. Управленческие знания, управленческие умения, управленческие навыки. Интеллектуальные характеристики руководителя. Ведущие мотивы деятельности успешного руководителя. Личностные качества успешного руководителя: доминантность, уверенность в себе, эмоциональная устойчивость, готовность к риску, ответственность и надежность, эмпатия, коммуникативная компетентность. Типология руководителя. Психологические факторы, ограничивающие эффективность деятельности управленца. Психологические аспекты профессиональной карьеры руководителя. Диагностика карьерной ориентации. Психология должности. Руководитель и риск. Руководитель и экстремальные ситуации. Личностные и профессиональные кризисы. Фрустрация. Стресс: понятие, психологическая картина стресса. Понятие стрессовоустойчивости. Фазы стресса. Принятие и непринятие психологического воздействия. Психологическая защита, формы ее проявления.

2. Психология решения управленческих задач.

Типы, классификация и характерные черты управленческих задач. Мыслительный процесс при решении управленческих задач. Решение управленческой задачи как план (способ, метод) осуществления задачи. Решение управленческой задачи как процесс осуществления требования задачи, как процесс выполнения плана решения. Решение управленческой задачи как результат выполнения плана решения. Объективные и субъективные трудности при решении управленческих задач. Принципы решения управленческой задачи. Иерархия тактик в решении управленческих задач. Критерии выбора тактики решения управленческих задач. Стратегии решения управленческих задач и особенности их выбора руководителем. Методы решения управленческих задач.

3. Деловое общение в управленческой деятельности.

Общение в профессиональной деятельности руководителя. Современные представления о психологии общения. Гуманистический и манипулятивный подходы к общению. Понятие коммуникативной компетентности. Коммуникативная сторона общения. Вербальные и невербальные средства передачи информации. Коммуникативные барьеры и основные причины их возникновения. Барьеры, возникающие по вине руководителя. Понятие обратной связи в общении, ее роль в деловом общении. Умение слушать собеседника. Перцептивная компетентность руководителя. Проблема межличностного восприятия. Идентификация, эмпатия, рефлексия. Феномены каузальной атрибуции и стереотизации. Искажения, эффекты межличностного восприятия, «эффект ореола», эффект последовательности получения информации, эффект проекции. Общение как взаимодействие. Типы взаимодействия. Кооперация – конкуренция, приспособление – оппозиция, согласие – конфликт. Формы делового взаимодействия. Деловая беседа, психологические предпосылки ее успешности. Психологические требования к проведению совещания, групповой дискуссии и публичного выступления.

Литература.

1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 2008.

2. Мананикова Е.Н. Психология управления. – М., 2010.

3. Рязанова В.А. Психология управления. – М., 2008.

Интернет ресурсы.

http://soc.lib.ru/ - Электронная библиотека. Социология. Психология. Управление.

http://ompsy.ucoz.ru/load/rozanova_v_a_psikhologija_upravlenija/8-1-0-99


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: