Семинар 9. Представления о возрастной динамике и периодизации развития в трудах Д.Б. Эльконина

Вопросы для обсуждения

1. Почему периодизации, построенные на основе фактически сложившейся системы воспитания и обучения Д.Б. Эльконин назвал лишенными теоретических и практических оснований?

2. Почему П.П. Блонский был противником чисто эволюционистских представлений о ходе детского развития?

3. Почему, по мнению, Д.Б. Эльконина подходы к проблеме периодизации, намеченные П.П. Блонским и Л.С. Выготским, должны быть сохранены и вместе с тем развиты в соответствии с современными знаниями?

4. Как предлагал рассматривать деятельность А.Н. Леонтьев, в изучении развития психики ребенка? И что, по его мнению, может служить признаком перехода от одной стадии к другой?

5. В чем выражается проблема рассмотрения аффекта и интеллекта, и что есть «динамическое единство аффекта и интеллекта» по мнению Д.Б. Эльконина?

6. В чем сходство теорий интеллектуального развития Ж. Пиаже и аффективно-потребностной сферы и ее развития 3. Фрейда?

7. Что нового вносит Д.Б. Эльконин в понимание ролевой игры детей, и как при этом меняется характер связи систем «ребенок - вещь» и «ребенок - отдельный взрослый»?

8. Какие положения об основных типах деятельности детей Д.Б. Эльконин считает главными? Какие типы ведущей деятельности он выделяет: – в младенческом возрасте, – в раннем детстве, – в дошкольном возрасте, – в младшем школьном возраст, – в подростковом возрасте?

9. В чем теоретическое и практическое значение гипотезы о периодичности процессов психического развития и построенной на ее основе схемы периодизации?

Семинар № 10

Современные тенденции в решении проблемы периодизации психического развития

Вопросы для обсуждения

1. Основные характеристики ведущих форм деятельности и их развивающих эффектов по Г. А. Цукерман.

2. Характеристика современных западных теорий психического развития.

3. Сравнение современных отечественных и зарубехных теорий психического развития.

4. Развитие социального интеллекта по Р. Селману.

5. Развитие морального суждения личности по Л. Колбергу.

6. Психическое развитие в гуманистической психологии А. Маслоу.

7. Понятие «со-бытийная общность» в периодизации психического развития В.И. Слободчикова и Г.А. Цукерман.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: