Вопросы для обсуждения
1. Почему периодизации, построенные на основе фактически сложившейся системы воспитания и обучения Д.Б. Эльконин назвал лишенными теоретических и практических оснований?
2. Почему П.П. Блонский был противником чисто эволюционистских представлений о ходе детского развития?
3. Почему, по мнению, Д.Б. Эльконина подходы к проблеме периодизации, намеченные П.П. Блонским и Л.С. Выготским, должны быть сохранены и вместе с тем развиты в соответствии с современными знаниями?
4. Как предлагал рассматривать деятельность А.Н. Леонтьев, в изучении развития психики ребенка? И что, по его мнению, может служить признаком перехода от одной стадии к другой?
5. В чем выражается проблема рассмотрения аффекта и интеллекта, и что есть «динамическое единство аффекта и интеллекта» по мнению Д.Б. Эльконина?
6. В чем сходство теорий интеллектуального развития Ж. Пиаже и аффективно-потребностной сферы и ее развития 3. Фрейда?
7. Что нового вносит Д.Б. Эльконин в понимание ролевой игры детей, и как при этом меняется характер связи систем «ребенок - вещь» и «ребенок - отдельный взрослый»?
8. Какие положения об основных типах деятельности детей Д.Б. Эльконин считает главными? Какие типы ведущей деятельности он выделяет: – в младенческом возрасте, – в раннем детстве, – в дошкольном возрасте, – в младшем школьном возраст, – в подростковом возрасте?
9. В чем теоретическое и практическое значение гипотезы о периодичности процессов психического развития и построенной на ее основе схемы периодизации?
Семинар № 10
Современные тенденции в решении проблемы периодизации психического развития
Вопросы для обсуждения
1. Основные характеристики ведущих форм деятельности и их развивающих эффектов по Г. А. Цукерман.
2. Характеристика современных западных теорий психического развития.
3. Сравнение современных отечественных и зарубехных теорий психического развития.
4. Развитие социального интеллекта по Р. Селману.
5. Развитие морального суждения личности по Л. Колбергу.
6. Психическое развитие в гуманистической психологии А. Маслоу.
7. Понятие «со-бытийная общность» в периодизации психического развития В.И. Слободчикова и Г.А. Цукерман.