Культурно-исторический подход к пониманию психического развития: Л.С. Выготский и его школа

Вопросы для обсуждения

1. Чем характеризуется «натуралистический» подход в понимании развития ребенка?

2. В чем состоит разница элементарных и высших психических функций в понимании Л.С. Выготского?

3. Что такое знаки, или стимулы-средства?

4. Дайте определение понятия «высшие психические функции».

5. В чем выражается специфика психического развития человека?

6. Сформулируйте гипотезу Л.С. Выготского о происхождении и природе высших психических функций.

7. Что такое идеальная и реальная формы развития?

8. Как решается Л.С. Выготским проблема соотношения обучения и развития?

9. Охарактеризуйте понятие «зона ближайшего развития»; его теоретическое и практическое значение.

10. В чем принципиальное значение введения понятия «деятельность» в анализ проблемы психического развития?

Задания СРС

1. Дима (5 л.) должен в игре выполнять роль шофера. Что необходимо сделать, чтобы образ шофера выступал для Димы как регулятор поведения?

2. Приведите пример интериоризации, имеющей место в обучении детей.

3. Л.С. Выготский в своем исследовании предлагал ребенку отгадать, под какой из двух чашек спрятан орех. Чашки различались только оттенками серого прямоугольника (светло-серый и темно-серый), наклеенного на крышке.

Орех каждый раз прятался под крышкой с темно-серым прямоугольником, однако ребенок этого не знал. Сначала ребенок действовал наугад. Результаты разные. Условный рефлекс не вырабатывался, так как сигнальный признак (цвет прямоугольника) не выделялся ребенком.

После серии неудач взрослый выполнял решающее действие: он клал на глазах у ребенка орех в чашку, закрывал чашку крышкой и пальцем указывал на темно-серый прямоугольник.

Потом игра продолжалась. Уже при первой попытке ребенок выбрал чашку правильно и сказал: «Орех там, где темное пятно». С этого момента он уже не делал ошибок и выигрывал. Что здесь произошло?

Семинар № 8


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: