Программа экзамена

1. Характеристика психологии развития как науки: объект, предмет, разделы.

2. Теоретические и практические задачи психологии развития.

3. Основные понятия возрастной психологии: развитие, созревание, психологический возраст, сенситивность, возрастной кризис, ВВД, ССР, ЦВН.

4. Закономерности психического развития.

5. Источники, движущие силы и условия психического развития.

6. Прогрессивное, регрессивное, аномальное развитие. Отклонения в психическом развитии.

7. Преформированный и непреформированный типы развития.

8. Наблюдение и эксперимент: виды, необходимые условия и трудности использования.

9. Схема организации эмпирического исследования: метод продольных и поперечных срезов.

10. Сравнительные методы исследования: близнецовый, сравнение нормы и патологии, кросс-культурный, биографический.

11. Вопросы психического развития в работах античных авторов, Средневековья, Возрождения, Нового времени.

12. Биогенетический закон, основанный на принципе рекапитуляции, теория психического развития С. Холла.

13. Теория созревания А. Гезелла.

14. Теория трех ступеней развития К. Бюлера.

15. Теория конвергенции двух факторов В. Штерна.

16. Психическое развитие с позиций классического психоанализа 3. Фрейда (теория психосексуального развития личности).

17. Теория психосоциального развития личности Э. Эриксона.

18. Подходы к анализу внутренних причин психического развития ребенка: А.Валлон, Х. Вернер.

19. Бихевиоризм о закономерностях детского развития.

20. Теории социального научения: Н. Миллер, Д. Доллард.

21. Развитие интеллекта человека в работах Ж. Пиаже: периоды и стадии.

22. Культурно-исторический подход к пониманию психического развития: Л.С. Выготский и его школа.

23. Соотношение обучения и воспитания, обучения и развития.

24. Основные закономерности психического развития по Л. С. Выготскому: цикличность, неравномерность, «метаморфозы», сочетание процессов инволюции и эволюции.

25. Проблема исторического происхождения возрастных периодов. Детство как культурно-исторический феномен: Л.С. Выготский, В. Ариес, Д. Б. Эльконин.

26. Структурные компоненты возраста.

27. Три способа построения возрастной периодизации в работах Л.С. Выготского.

28. Теории первой группы возрастной периодизации.

29. Теории второй группы возрастной периодизации.

30. Теории третьей группы возрастной периодизации.

31. Представления о возрастной динамике и периодизации развития в работах Д.Б. Эльконина.

32. Современные тенденции в решении проблемы периодизации психического развития: В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: