Основные понятия, принципы, задачи, функции, проблемы маркетинга

Маркетинг (от английского marketing — продажа, торговля на рынке) — это организационная функция и совокупность процессов создания, продвижения и предоставления ценностей покупателям и управления взаимоотношениями с ними с выгодой для организации. The American Marketing Association (AMA), 2004

Принципы маркетинга:

1. Соответствие производства и продажи товаров потребностям покупателей, рыночной ситуации и возможностям компании;

2. Удовлетворение потребностей покупателей в соответствие с современными представлениями о качестве товаров, услуг, технологий.

3. Продажи товаров на рынке в момент наибольшего спроса на них.

4. Постоянное обновление выпускаемой или реализуемой продукции;

5. Стратегическое и тактическое реагирования на изменяющийся спрос.

Основные понятия: нужда, потребности, спрос, товар, обмен, сделка и рынок.

Нужда — принято определять как «необходимость в чем-либо», свойственная всем живым организмам для поддержания жизни и формирующая (принуждающая) выходить из «стесненного положения».

Потребность — потребности связаны с наличием у человека чувства неудовлетворенности, которое обусловлено отсутствием того, что требуется (нуждой). Наличие потребности имеет эмоциональное выражение: отрицательное - по мере усиления потребности и положительное, в случае ее удовлетворения.

Потребности определяют избирательность восприятия мира, фиксируя внимание человека на тех объектах, которые имеют способность их удовлетворять. По мере удовлетворения одних потребностей у человека возникают другие потребности, это позволяет утверждать, что потребности безграничны. Потребности выражаются в объектах, способных удовлетворить нужду тем способом, который присущ культурному укладу конкретного общества или социальной группы.

Спрос – потребность, предъявляемая на рынке и подкрепленная деньгами. В этой связи широко распространенное словосочетание «платежеспособный спрос» является неверным т. к. любой спрос по определению платежеспособен, в противном случае это – потребность.

«1Р» (продукт, товар-услуга). Эта составляющая комплекса маркетинга отражает ассортиментную политику фирмы. Она отвечает за создание ценности продукта для потребителя, его изменение и дифференциацию, формирование дополнительных услуг, а так же различных пакетных предложений, коробочных продуктов и модулей, расфасовку товара и работу по его изготовлению на заказ и многое другое.

Товар (Product) –все, что может удовлетворить потребность и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления. Товарами


являются физические объекты, услуги, личности, места, организации, виды деятельности и идеи.

«1Р» — составляющая комплекса маркетинга, отвечающая за создание ценности продукта для потребителя, его изменение и дифференциацию, формирование дополнительных услуг, а так же различных пакетных предложений.

Обмен - условие для получения нужного продукта одной стороной, предполагающее передачу другого продукта другой стороне, при этом:

стороны должна располагать продуктами, представляющими ценность друг для друга;

стороны должна быть способны осуществлять коммуникацию и доставку своего товара.

стороны должна быть совершенно свободны в принятии или отклонении предложения другой стороны.

стороны должна быть уверены в целесообразности или желательности иметь дело друг с другом.

Юридически оформленный обмен, в результате которого происходит установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей является сделкой.

Различают следующие виды сделок:

В зависимости от числа сторон:односторонние и многосторонние;

В зависимости от наличия встречного представления:возмездные и безвозмездные сделки.

В зависимости от момента вступления в юридическую силу: консенсуальные и реальные сделки.

По значению основания сделки для ее действительности: каузальные и абстрактные сделки.

В зависимости от того, предусматривает ли сделка срок исполнения: срочные и бессрочные сделки.

По признаку зависимости правовых последствий от определённых обстоятельств: условные и безусловные сделки.

По характеру взаимоотношений участников: фидуциарные и алеаторные сделки. По форме: вербальные (устные) и литеральные (письменные) сделки.

Функции маркетинга:

1) Аналитическая функция: исследование тенденций рынков, изучение фирменной и товарной структуры рынка, изучение потребителей, анализ ресурсного потенциала предприятия и факторов внешней среды.

2) Сбытовая функция: организация системы товародвижения, выбор каналов распределения продукции, организация сервиса.

3) Функция ценообразования: проведение целенаправленной ценовой политики.


4) Функция продвижения: организация рекламной политики, коммуникаций, стимулирования сбыта.

5) Функция планирования: организация стратегического и оперативного маркетингового планирования

6) Функция организации контроля: ситуационный анализ, обратные связи.

Виды маркетинга.

По сферам применения выделяют такие виды маркетинга:

маркетинг мест; маркетинг организаций; маркетинг услуг; маркетинг идей; маркетинг отдельных лиц.

По отношению к спросу:

§ Развивающий - формирующий спрос.

§ Стимулирующий - при отсутствие спроса.

§ Конверсионный - при отрицательном спросе

§ Поддерживающий при равновесие спроса и предложения.

§ Противодействующий когда с прос является отрицательным явлением для общества.

§ Ремаркетин - при з атухающим спросе.

§ Синхромаркетинг - при сезонных колебаниях спроса.

Новые виды маркетинга:

§ Вирусный.При этой стратегии товар влияет на человека настолько, что тот буквально заражается идеей его покупки и сам пропагандирует его на каждом углу.

§ Партизанский.Любой маркетинг, который выходит за общепринятые рамки влияния на спрос.

§ Ambush marketing.Спонсорская поддержка телетрансляции спортивных соревнований.

Проблемы маркетинга в ХХI веке:

- Покупатели стали меньше внимания обращать на торговые марки и готовы покупать непатентованные товары.

- Покупателям свойственно, занижая свой возраст, покупать товары, рассчитанные на молодых.

- Стремление сэкономить время ведет к росту потребности в удобных и простых вещах, не требующих больших затрат времени для своего приобретения. Активно развиваются прямые формы продажи товаров, в том числе и через Интернет.


- Создаются более дорогие варианты продуктов, имеющих не только высокие технические и эксплуатационные свойства, но обладающие и эмоциональной привлекательностью.

- Покупатели стали более искушенными и чувствительными к ценам.

- В результате усиления конкуренции и расширения рыночных предложений имеет место более высокое ожидание от качества продуктов.

- Наблюдается процесс формирования интегрированных маркетинговых коммуникаций.

- Ключевыми факторами успеха компаний в бизнесе становятся новые технологии и знания персонала.

Инвайронментализм - общественное движение, противостоящие маркетингу.

Инвайронментализм – это организованное общественное движение, пытающееся минимизировать ущерб, наносимый маркетинговой деятельностью окружающей среде и качеству жизни.

Инвайроменталисты призывают к ограничению желаний потребителей в случае, если удовлетворение этих желаний обходится слишком дорого для окружающей среды. В результате действий граждан были приняты законы по защите потребителей в сфере безопасности продукции, требующие правдивой информации на упаковке, правдивой информации при получении ссуды и правдивой информации в рекламе. Многие компании поначалу противостояли этим общественным движениям и законам, но большинство из них теперь признает необходимость повышения образования, информированности и защищенности потребителей. Некоторые компании руководствуются в своей деятельности философией просвещенного маркетинга, основанного на принципах ориентации на потребителя, новаторства, повышения ценностной значимости товаров, осознании общественной миссии и социально-ответственного маркетинга. Все чаще компании проявляют готовность руководствоваться в своей деятельности нормами маркетинговой этики. Несмотря на наличие множества вопросов, связанных с маркетингом и социальной ответственностью, компании вынуждены следовать семи принципам взаимоотношений общества и маркетинга: свобода потребителя и производителя; ограничение потенциального ущерба; удовлетворение базовых потребностей; экономическая эффективность; новаторство; обучение и информирование потребителя; защита потребителя.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: