Интерпретация. 1. Ребенок не всегда рисует всех членов семьи

1. Ребенок не всегда рисует всех членов семьи. Обычно он не рисует тех, с которыми находится в конфликтных отношениях. Иногда дети рисуют людей, которые не входят реально в состав семьи. Расположение членов семьи на рисунке часто показывает их взаимоотношения. Так, например, важным показателем психологической близости является реальное расстояние между отдельными членами семьи. Иногда между остальными членами семьи рисуются разные объекты, которые служат как бы преградой между ними. Так, довольно часто можно увидеть рисунок, в котором отец сидит, спрятавшись за газетой, или около телевизора, отделяющего его от всей семьи. Мать чаще рисуется у плиты, как бы поглощающей все ее внимание. Общая деятельность членов семьи обычно свидетельствует о хороших благополучных семейных отношениях. Часто общая деятельность соединяет несколько членов семьи. Это может свидетельствовать о наличии внутренних группировок в семье. Рисуя свою семью, некоторые дети изображают все фигуры очень маленькими и располагают их на нижней части листа. Это может свидетельствовать о его чувстве неполноценности в семейной ситуации. На некоторых рисунках преобладают не люди, а вещи, чаще всего мебель. Это может тоже отражать эмоциональную озабоченность ребенка по поводу своей семейной ситуации, она тревожит его, и он как бы откладывает рисование членов семьи, а рисует вещи, которые не обладают столь сильной эмоциональной значимостью.

2. Считается, что ребенок наиболее детализирует, дольше всего рисует и раскрашивает фигуру его самого любимого члена семьи. И наоборот, если ребенок отрицательно относится к кому-либо, то рисует этого человека неполно, без деталей, иногда даже без частей тела. Когда отношения ребенка конфликтны и тревожны, эмоционально неоднозначно окрашены, он часто использует штриховку в изображении этого члена семьи, с которым у него сложились эффективные связи. В аналогичных случаях можно наблюдать стирание и перерисовку. Важное диагностическое значение имеет неадекватная величина фигуры. Например, ребенок нарисовал младшую сестру не только больше, чем он сам, но даже больше, чем родители. Это может сви­детельствовать о том исключительном внимании, которое оказывают младшей сестре, о ее особом месте в иерархии семейных отношений.

Нужно отметить, что в рисунках, особенно детей младшего возраста, можно наблюдать несколько стилей рисования. Так, часто одним стилем рисуют отца и братьев, а другим — мать и сестру. Особенно отличается тип прорисовывания волос, одежды. По тому, как ребенок рисует себя, можно понять, с кем он силь­нее идентифицируется (с матерью или с отцом), адекватно ли это полу ребенка.

3. Анализ процесса рисования дает богатую информацию не только о семейных отношениях ребенка, но и вообще о стиле его работы. Когда дети, особенно среднего школьного возраста и старше, отговариваются тем, что они не умеют рисовать, это вполне нормально и понятно. Психолог может успокоить ребенка, сказать, что тут не столько важно красиво нарисовать, сколько придумать деятельность для членов семьи. Но бывают дети, многочисленные отговорки которых, а также манера прикрывания на­рисованного рукой могут свидетельствовать о недоверии ребенка своим силам, его потребности в поддержке со стороны взрослого. Чаще всего свой рисунок ребенок начинает с изображения того члена семьи, к которому он действительно хорошо относится. Иногда наблюдаются комментарии перед тем, как ребенок начинает рисовать одну из фигур. Это в некоторых случаях может свидетельствовать об эмоционально неоднозначном или даже негативном отношении ребенка. В комментариях также может сквозить его отношение к членам семьи, но во время выполнения теста психологу не следует вступать в разговор ребенком.

Выделено пять симптомокомплексов:

— благоприятная семейная ситуация;

— тревожность;

— конфликтность в семье;

— чувство неполноценности в семейной ситуации;

— враждебность в семейной ситуации.

Симптомо- комплекс Симптом
1. Благопри­ятная семейная ситуация Общая деятельность всех членов семьи Преобладание людей на рисунке Изображение всех членов семьи Отсутствие изолированных членов семьи Отсутствие штриховки Хорошее качество линий Отсутствие показателей враждеб­ности Адекватное распределение людей на листе
2. Тревож­ность Штриховка Линия основания — пол Линия над рисунком Линия с сильным нажимом Стирание Преувеличение внимания к деталям Преобладание вещей Двойные или прерывистые линии Подчеркивание отдельных деталей
3. Конфликт­ность в семье Барьеры между фигурами Стирание отдельных фигур Отсутствие основных частей тела у некоторых фигур Выделение отдельных фигур Изоляция отдельных фигур Неадекватная величина отдельных фигур Несоответствие вербального описания и рисунка Преобладание вещей Отсутствие на рисунке отдельных членов семьи Член семьи, стоящий спиной
4. Чувство неполно­ценности в семейной ситуации Член семьи, стоящий спиной Автор рисунка непропорционально маленький Расположение фигур на нижней части листа Линия слабая, прерывистая Изоляция автора от других Маленькие фигуры Неподвижная по сравнению с другими фигура автора Отсутствие автора Автор сидит спиной
5. Враждебность в семейной ситуации Одна фигура на другом листе или на другой стороне листа Агрессивная позиция фигуры Зачеркнутая фигура Деформированная фигура Обратный профиль Руки раскинуты в стороны Пальцы длинные, подчеркнутые

Литература:

  1. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. – М., 2009.

Книгафонд.ру:

  1. Казанская К.О. Основы психологии. Конспект лекций. – Изд-во: А-Приор, 2010 г.
  2. Носов С.С. Половая идентификация ребенка в кинетическом рисунке семьи: психодиагностическое пособие. Изд-во: Флинта; НОУ ВПО «МПСИ», 2010 г.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: