double arrow
Административное право и государственное управление

Административное право – одна из важнейших базовых отраслей публичного права – регулирует отношения в области организации и функционирования публичного (т. е. осуществляемого от имени общества, государства) управления.В современной российской системе управления обществом и государством можно выделить три основные так или иначе связанные с административно-правовым регулированием разновидности социального управления: общественное, муниципальное и государственное. Государственное управление является основной сферой действия и применения норм административного права.

В широком смыслепод государственным управлением понимается деятельность любых государственных органов всех ветвей государственной власти. В узком, организационно-правовом смысле под государственным управлением понимают лишь один специфический вид государственной деятельности, связанный с реализацией исполнительной государственной власти, осуществляемой системой специальных государственных органов исполнительной власти (органов государственного управления). Государственное управление в узком, организационно-правовом смысле и является основным объектом административно-правового регулирования и сферой действия норм административного права.

Определяющими элементами сущностной характеристики исполнительной власти являются следующие позиции: 1) её социальное предназначение состоит в исполнении общих предписаний, т. е. решений представительной, президентской и правительственной власти; 2) она реализуется системой специально созданных исполнительных органов государственной власти, которые по своей сути и есть органы государственного управления; 3) её волевые импульсы выражаются путём принятия управленческих решений и организации их исполнения в процессе и результате осуществления управленческой деятельности; эта деятельность является особым и специфическим видом государственной деятельности и основной формой реализации исполнительной власти.




Государственное управление имеет ряд сущностных признаков: ♦ оно имеет практически организующий характер; процесс исполнения закона – это организующие, координирующие и контролирующие действия государства; ♦ все другие виды государственной деятельности носят прерывистый (дискретный) характер; государственное же управление осуществляется постоянно, непрерывно; ♦ оно обладает качеством всеобщности, универсальности во времени и в пространстве, т. е. осуществляется везде, где функционируют человеческие коллективы, где возникает необходимость в обеспечении исполнения законодательных актов, защиты прав и свобод граждан; ♦ государственное управление представляет собой исполнительно-распорядительную деятельность по применению законов и подзаконных нормативных правовых актов, в процессе которой издаётся огромное количество распоряжений – административных актов; ♦ органы государственного управления самостоятельно разрабатывают и утверждают обязательные для других субъектов социальной жизни правила поведения, контролируют соблюдение этих правил и самостоятельно осуществляют административную юрисдикцию (наказывают, разбирают споры). Государственно-управленческая деятельность, таким образом, – это и правоприменительная, и правотворческая, и правоохранительная деятельность; ♦ важнейшей чертой исполнительной власти является её принудительность, возможность самостоятельно осуществлять меры принуждения в административном (внесудебном) порядке. В непосредственном ведении исполнительной власти находятся Вооружённые Силы, полиция, органы государственной безопасности, специализированные принудительные учреждения; ♦ государственное управление имеет особую организационную форму, осуществляется специальными органами государственной исполнительной власти; ♦ исполнительная власть организационно едина, её нижестоящие звенья подчинены вышестоящим, она делится на иерархические уровни; система государственного управления строится на основе вертикальных (субординационных, иерархических) и горизонтальных связей и отношений; ♦ государственно-управленческая деятельность занимает подчинённое положение, зависимое от законодательной власти, которая определяет структуру исполнительной власти, полномочия органов государственного управления; издаваемые исполнительными органами акты имеют подзаконный характер; ♦ исполнительная власть и реализующее её государственное управление самостоятельны (ст. 10 Конституции РФ), но имеют подконтрольный характер; их вправе контролировать все существующие виды и органы власти.



Субъектами государственного управления являются физические и юридические лица (организации), которые управляют или участвуют в управлении. В качестве субъектов управления действуют также организации, не относящиеся к органам исполнительной власти, но наделённые полномочиями принуждающего характера: а) суды общей юрисдикции при рассмотрении дел об административных правонарушениях; б) мировые судьи; в) общественные объединения (организации) и другие субъекты, уполномоченные государством применять меры контроля, а также выполнять другие государственно-управленческие функции.

Объектами государственного управления и административно-правового регулированиямогутвыступать: а) различные стороны административно-правового статуса граждан и их общественных объединений (действия, бездействие, права, обязанности, ответственность); б) различные стороны деятельности социально-культурных и иных учреждений, предприятий и их объединений; в) отраслевые и межотраслевые комплексы и ассоциации предприятий, учреждений и организаций; г) отрасли и сферы государственного управления, комплексы взаимосвязанных отраслей и целые их области.

Процесс государственного управления включает в себя следующие элементы: функции управления, формы и методы их осуществления, а также стиль управленческой деятельности.

Функции государственного управления – это конкретные направления управляющего воздействия государственного управления на объект управления. Функции управления являются функциями органов исполнительной власти. К ним относятся: 1) информационное обеспечениедеятельности государственных органов; 2) прогнозирование и моделирование развития системы государственного управления, государственных органов, стандартов государственного управления; 3) планирование; 4) организация; 5) распорядительство; 6) руководство; 7) координация; 8) контроль и надзор; 9) регулирование; 10) учёт.






Сейчас читают про: