Административно-правовой статус гражданина — Студопедия
Студопедия
МОТОСАФАРИ и МОТОТУРЫ АФРИКА !!!

Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Административно-правовой статус гражданина




Административно-правовой статус гражданина – это комплекс его прав, свобод и обязанностей, регулируемых нормами административного права и реализуемых в административно-правовых отношениях. Данный статус гражданина определяется, прежде всего, объёмом и характером его административной правосубъектности, которая складывается из административной правоспособности, административной дееспособности, прав, обязанностей и ответственности за их реализацию.

Административная правоспособность – это признаваемая за гражданином возможность быть субъектом административного права, способность иметь права и обязанности административно-правового характера. Основные права и свободы человека принадлежат ему от рождения и прекращаются его смертью. Однако ряд прав, особенно в сфере управления, лицо может приобрести позже. В то же время некоторые права прекращаются ещё до смерти. Административная правоспособность в ряде случаев зависит от возраста, состояния здоровья, образования, других факторов и обстоятельств.

Административная дееспособность – это реальная личностная и предусмотренная законом гражданская способность субъекта своими личными действиями осуществлять права, выполнять обязанности, предусмотренные административно-правовыми нормами, и нести ответственность в соответствии с этими нормами. В отличие от правоспособности административная дееспособность может возрастать поэтапно (с 7-летнего возраста – обязанность школьного обучения, в 14-летнем возрасте – право и обязанность получить паспорт, с 25-летнего возраста – возможность быть назначенным на должность прокурора и т. д.).

В соответствии с Конституцией РФ гражданин может самостоятельно реализовывать в полном объёме свои права и обязанности с 18 лет. В административно-правовой сфере гражданин вправе осуществлять отдельные права и в более раннем возрасте. Ответственность за совершение административных правонарушений наступает с 16 лет. Естественно, те права, которые появляются у граждан позже, чем в 18 лет, осуществляются ими с момента их получения.

Административно-правовой статус гражданина обладает рядом особенностей: 1) он включает в себя чрезвычайно большое, несоизмеримое с другими отраслями права количество правовых норм; 2) нормы, регламентирующие административно-правовой статус гражданина, продолжают, развивают, детализируют, обеспечивают реализацию норм многих других отраслей права; 3) права и обязанности, составляющие административно-правовой статус гражданина, имеют неотчуждаемый характер, т. е. они не могут быть кому-то передоверены, переданы каким-либо иным способом; 4) основу содержания административной правосубъектности гражданина могут составлять: а) только права без каких-либо обязанностей; б) только обязанности; в) и права, и обязанности одновременно.




Различают общий, особенный и специфический административно-правовые статусы как разновидности и части единого административно-правового статуса гражданина. Общий административно-правовой статус гражданина составляют всеобщие (основные, конституционные) права и обязанности, закреплённые в гл. 2 Конституции РФ и реализуемые гражданином через вступление его в административно-правовые отношения.

Особенный административно-правовой статус охватывает все реализуемые в административно-правовых отношениях особые специфические права и обязанности гражданина в тех или иных конкретных областях, отраслях и сферах функционирования исполнительной власти. Эти права и обязанности реализуются гражданами, выступающими в каком-либо особенном положении: предпринимателя, фермера, менеджера, клиента, пассажира, абитуриента и студента, пациента, допризывника, военнослужащего, военнообязанного и т. д.

Специальный административно-правовой статус включает в себя специальные права и обязанности отдельных специфических категорий граждан в узкоспециализированных сферах функционирования исполнительной власти. Такие права и обязанности граждане приобретают по своему желанию, личному интересу, для удовлетворения своих сугубо индивидуальных потребностей, а также в силу особых жизненных обстоятельств. К специальному административно-правовому статусу относятся, например, права и обязанности охотников-любителей, водителей-любителей, спортсменов-непрофессионалов, туристов, коллекционеров и т. д., а также таких категорий граждан, как безработные, беженцы и вынужденные переселенцы, лица без определённого места жительства и др. Во многих случаях специальный статус оформляется официально с выдачей документа (удостоверения и проч.) Для каждого специального статуса субъекта установлен определённый специфический круг прав и обязанностей.



Определёнными особенностями характеризуется административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства. С некоторыми изъятиями они на территории Российской Федерации пользуются теми же правами и свободами и несут те же обязанности, что и граждане России, если иное не оговорено федеральным законом или международным договором (п. 3 ст. 62 Конституции РФ). Из этого общего правила установлены следующие изъятия: 1) иностранные граждане и лица без гражданства не имеют права избирать и быть избранными в органы государственной власти, а также участвовать в референдумах; 2) не несут обязанностей по военной службе; 3) не имеют права находиться на государственной и муниципальной службе; 4) им не могут быть проданы земельные участки; 5) они не могут заниматься предпринимательской или любой другой деятельностью, связанной с обороной страны и государственной безопасностью, пользованием информацией, составляющей государственную тайну; 6) исключительно к ним может быть применена такая мера административной ответственности, как административное выдворение за пределы Российской Федерации (ст. 3.10 КоАП РФ).





Дата добавления: 2015-03-27; просмотров: 2260; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9929 - | 7560 - или читать все...

Читайте также:

  1. Административно-правовой статус граждан
  2. Административно-правовой статус граждан. Основные права и обязанности граждан в сфере государственного управления
  3. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства
  4. Административно-правовой статус иностранных граждан, лиц без гражданства, беженцев, мигрантов
  5. Административно-правовой статус предприятий, учреждений, организаций
  6. Акцентный статус (профилированность) субстандартных семантических дериватов (на материале английских субстандартных зооморфизмов)
  7. Банк России: правовой статус, цели деятельности, организационная структура
  8. Банковская система Российской Федерации. Правовой статус и функции Центрального банка РФ
  9. Безъядерный статус Украины, Белоруссии и Казахстана
  10. Билет №21. Учение о трех статусах в римском праве (status libertatis, status civitatis, status familiae)
  11. Более низкий статус и меньшая власть женщин


 

3.233.215.196 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.005 сек.