double arrow
Административно-правовой статус гражданина

Административно-правовой статус гражданина – это комплекс его прав, свобод и обязанностей, регулируемых нормами административного права и реализуемых в административно-правовых отношениях. Данный статус гражданина определяется, прежде всего, объёмом и характером его административной правосубъектности, которая складывается из административной правоспособности, административной дееспособности, прав, обязанностей и ответственности за их реализацию.

Административная правоспособность – это признаваемая за гражданином возможность быть субъектом административного права, способность иметь права и обязанности административно-правового характера. Основные права и свободы человека принадлежат ему от рождения и прекращаются его смертью. Однако ряд прав, особенно в сфере управления, лицо может приобрести позже. В то же время некоторые права прекращаются ещё до смерти. Административная правоспособность в ряде случаев зависит от возраста, состояния здоровья, образования, других факторов и обстоятельств.

Административная дееспособность – это реальная личностная и предусмотренная законом гражданская способность субъекта своими личными действиями осуществлять права, выполнять обязанности, предусмотренные административно-правовыми нормами, и нести ответственность в соответствии с этими нормами. В отличие от правоспособности административная дееспособность может возрастать поэтапно (с 7-летнего возраста – обязанность школьного обучения, в 14-летнем возрасте – право и обязанность получить паспорт, с 25-летнего возраста – возможность быть назначенным на должность прокурора и т. д.).




В соответствии с Конституцией РФ гражданин может самостоятельно реализовывать в полном объёме свои права и обязанности с 18 лет. В административно-правовой сфере гражданин вправе осуществлять отдельные права и в более раннем возрасте. Ответственность за совершение административных правонарушений наступает с 16 лет. Естественно, те права, которые появляются у граждан позже, чем в 18 лет, осуществляются ими с момента их получения.

Административно-правовой статус гражданина обладает рядом особенностей: 1) он включает в себя чрезвычайно большое, несоизмеримое с другими отраслями права количество правовых норм; 2) нормы, регламентирующие административно-правовой статус гражданина, продолжают, развивают, детализируют, обеспечивают реализацию норм многих других отраслей права; 3) права и обязанности, составляющие административно-правовой статус гражданина, имеют неотчуждаемый характер, т. е. они не могут быть кому-то передоверены, переданы каким-либо иным способом; 4) основу содержания административной правосубъектности гражданина могут составлять: а) только права без каких-либо обязанностей; б) только обязанности; в) и права, и обязанности одновременно.



Различают общий, особенный и специфический административно-правовые статусы как разновидности и части единого административно-правового статуса гражданина. Общий административно-правовой статус гражданина составляют всеобщие (основные, конституционные) права и обязанности, закреплённые в гл. 2 Конституции РФ и реализуемые гражданином через вступление его в административно-правовые отношения.

Особенный административно-правовой статус охватывает все реализуемые в административно-правовых отношениях особые специфические права и обязанности гражданина в тех или иных конкретных областях, отраслях и сферах функционирования исполнительной власти. Эти права и обязанности реализуются гражданами, выступающими в каком-либо особенном положении: предпринимателя, фермера, менеджера, клиента, пассажира, абитуриента и студента, пациента, допризывника, военнослужащего, военнообязанного и т. д.

Специальный административно-правовой статус включает в себя специальные права и обязанности отдельных специфических категорий граждан в узкоспециализированных сферах функционирования исполнительной власти. Такие права и обязанности граждане приобретают по своему желанию, личному интересу, для удовлетворения своих сугубо индивидуальных потребностей, а также в силу особых жизненных обстоятельств. К специальному административно-правовому статусу относятся, например, права и обязанности охотников-любителей, водителей-любителей, спортсменов-непрофессионалов, туристов, коллекционеров и т. д., а также таких категорий граждан, как безработные, беженцы и вынужденные переселенцы, лица без определённого места жительства и др. Во многих случаях специальный статус оформляется официально с выдачей документа (удостоверения и проч.) Для каждого специального статуса субъекта установлен определённый специфический круг прав и обязанностей.

Определёнными особенностями характеризуется административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства. С некоторыми изъятиями они на территории Российской Федерации пользуются теми же правами и свободами и несут те же обязанности, что и граждане России, если иное не оговорено федеральным законом или международным договором (п. 3 ст. 62 Конституции РФ). Из этого общего правила установлены следующие изъятия: 1) иностранные граждане и лица без гражданства не имеют права избирать и быть избранными в органы государственной власти, а также участвовать в референдумах; 2) не несут обязанностей по военной службе; 3) не имеют права находиться на государственной и муниципальной службе; 4) им не могут быть проданы земельные участки; 5) они не могут заниматься предпринимательской или любой другой деятельностью, связанной с обороной страны и государственной безопасностью, пользованием информацией, составляющей государственную тайну; 6) исключительно к ним может быть применена такая мера административной ответственности, как административное выдворение за пределы Российской Федерации (ст. 3.10 КоАП РФ).






Сейчас читают про: