Добровольный обмен благами и услугами, создающий дополнительную стоимость, составляющий существо рыночного процесса, предполагает, как известно, наличие специфицированных прав собственности на предмет обмена, атакже свободу контрактации (свободу выбора предмета, партнера и параметров обмена) и защиту заключенного контракта, включая принуждение к его исполнению. Спецификация прав собственности и защита контрактов представляют собой, как известно, виды деятельности, сопряженные с трансакционными издержками, поэтому, вследствие существования эффекта специализации и экономии на масштабе, их выполнение чаще всего более эффективно организуется государством, чем частными лицами. Эти издержки еще более сокращаются за счет принятия законодательства о собственности и контрактного права, которые и представляют собой типичные регуляции, облегчающие функционирование рынка.
Вместе с тем, свобода контрактации может быть использована также и для того, чтобы обеспечить кооперацию между участниками рынка, противоречащую его функции оптимизировать распределение ресурсов. Речь идет о сговорах между производителями (продавцами), нацеленных на ограничение конкуренции за счет фиксации цен, раздела рынка и т.п. Такая регуляция, как антимонопольное законодательство, преследует, соответственно, цель предотвращения проявления рыночной власти путем запрета определенных типов договоров и наказания тех рыночных агентов, которые все-таки заключают между собой такие договоры, т.е. вступают в запрещенные сговоры.
|
|
Примером возникновения подобных ситуаций могут служить те отрасли, где производственные процессы сопряжены со значительными начальными вложениями капитала: с ростом объемов выпуска удельные постоянные издержки снижаются. Такого рода ситуации хорошо известны как ситуации естественной монополии, которые оказываются общественно желательными с точки зрения роста производственной эффективности.
Вместе с тем, «естественный» монополист, стремясь максимизировать прибыль, может устанавливать цены, отклоняющиеся от предельных издержек, так что забота о производственной эффективности может негативно сказаться на аллокативной эффективности. Чтобы избежать таких последствий, естественные монополии либо приобретают характер государственной собственности (как в большинстве европейских стран и в России), либо становятся объектами жесткого регулирования (как в США). В последнем случае соответствующие регуляции заключаются в «закрытии» входа на рынок и введении правил ценообразования, способствующих эффективному распределению ресурсов.
Действуя таким способом в отраслях естественной монополии, государство фактически стремится имитировать действие рынка совершенной конкуренции, так что регулирование оказывается заменителем конкуренции, а не реакцией на ее нежелательные результаты, см. ниже, раздел 1.4.