Отсутствие рынков

Даже в тех случаях, когда полезность некоторого блага или го­товность платить за него превосходит производственные издержки, рынок для такого блага может отсутствовать. В случаях внешних эффектов и общественных благ отсутствие рынка оказывается следствием информационных проблем и трансакционных издержек. Государственное регулирование, нацеленное на преодоление этих препятствий, может, тем самым, создать (ранее отсутствовавший) рынок (или условия для его спонтанного возникновения), повы­сив, тем самым, эффективность распределения ограниченных ресурсов.

Во-первых, рынки могут отсутствовать по причине существо­вания скрытой информации или асимметричного распределения информации относительно цен, объемов или качества благ.

В этой связи значимым является разграничение всего множе­ства благ на три типа: (1) исследуемые блага, для кото­рых качество товара может быть установлено покупателем до со­вершения покупки (без каких-либо различимых трансакционных издержек); (2) опытные блага, качественные свой­ства которых становятся известными только после покупки, в ходе их потребления; (3) доверительные блага, для кото­рых качественные характеристики не могут быть установлены даже после начала их потребления. В качестве примеров каждого из названных типов товаров можно указать, соответственно, цветы, подержанные автомобили и услуги образования.

В случаях приобретения благ второго и третьего типов, качество которых не может быть надежно оценено до их покупки, потреби­тель готов уплатить за них цену, среднюю для всего множества тор­гуемых однотипных благ (среди которых в той или иной пропорции представлены как высококачественные, так и низкокачественные товары). В то же время продавец высококачественных благ не готов предлагать товар по запрашиваемой цене (предполагается, есте­ственно, что издержки производства высококачественных благ выше, чем низкокачественных). В результате он вынужден уйти с рынка, а высококачественные товары вытесняются низкокачест­венными, так что рынок качественных благ исчезает (Дж. Акерлоф (Akerlof)). Такого рода процессы получили в теории название ухудшающего (неблагоприятного) отбора или скрытой информации (adverse selection or hidden information).

Наряду с ними, асимметричное распределение информации порождает также проблему угрозы недобросовестного поведения ис­полнителя или скрытых действий (moral hazard or hidden actions), заключающуюся в том, что сторона контракта (исполнитель, agent), действия которой не могут наблюдаться другой стороной (поручи­телем, principal), может использовать имеющуюся у нее информацию оппортунистически, в своих собственных интересах. Например, ху­дожник, пишущий заказанную ему картину, может использовать дешевые краски низкого качества; адвокат может давать необос­нованные советы и т.п.

Проблемы ухудшающего отбора и угрозы недобросовестного поведения исполнителя могут объяснить существование таких ре­гуляций, как сертификаты, лицензии, технические регламенты, стандарты и т.п., посредством которых устанавливаются минималь­ные требования к используемому для производства товаров и услуг оборудованию, к навыкам работников, параметрам товаров и т.д., что существенно снижает (в принципе) трансакционные издержки потребителей и уменьшает остроту информационных проблем.

Вместе с тем, по самой природе доверительных благ, мини­мальные требования к их качеству установить достаточно точно бывает чрезвычайно сложно, так что риск угрозы недобросовест­ного поведения продавца (или производителя) остается высоким. В таких условиях действенным оказывается контроль со стороны юридически санкционированных организаций саморегулирования. Участники таких организаций не только демонстрируют фактом своего участия наличие намерений придерживаться стандартов качества (т.е. сигнализируют покупателям о таких намерениях), но и в большей мере, чем государство, способны формулировать и устанавливать соответствующие требования и правила, поскольку лучше информированы о взаимосвязях этих требований и качества конечной продукции.

«Схлопывание» рынка может происходить также в результате значительных издержек поиска (search costs), вменяемых потребите­лям вследствие отсутствия или недоступности релевантной инфор­мации о товарах или услугах. Поскольку принятие решения о по­купке осуществляется обычно на базе сравнения потребителем данных о полезности и ценах товаров, отсутствие таких данных или их чрезмерная дороговизна ведут к отказу от покупки соответству­ющего блага и к переходу на рынок товаров-субститутов. Введение регуляций, устанавливающих минимальные требования к данным, которые необходимо указывать на этикетке или упаковке товара, запрет на некоторые виды данных в рекламе и т.п., сокращают из­держки поиска, способствуя поддержанию соответствующего рын­ка.

Во-вторых, в дополнение к информационным проблемам, при­чиной отсутствия того или иного рынка могут быть также запрети­тельно-высокие трансакционные издержки. Именно они препятст­вуют, например, возникновению рынка для эффективного исполь­зования природной среды.

Действительно, в рыночной экономике ресурсы используются эффективно, если производство благ увеличивается до того момен­та, пока предельные издержки не уравниваются с предельными выгодами от производства. На рынке совершенной конкуренции отдельный производитель, преследующий цель максимизации при­были, будет увеличивать производство до тех пор, пока его пре­дельные издержки не сравняются с рыночной ценой.

Однако в условиях существования внешних эффектов распре­деление ресурсов становится неэффективным. Внеш­ние эффекты могут быть определены как такие последствия эко­номических действий, которые влияют на условия производства или уровень полезности третьей стороны и проявляются вне того рынка, на котором происходит «базовое» экономическое действие. Типичный пример — использование вредных химических реакти­вов фабрикой, сбрасывающей отходы производства в реку, ниже по течению которой расположен водозабор населенного пункта, который вынужден затрачивать дополнительные средства на очист­ку воды. Поскольку частные издержки владельца фабрики отлича­ются от совокупных (социальных) издержек, он будет увеличивать производство сверх тех пределов, которые были бы желательны с точки зрения их эффективного распределения.

В соответствии с теоремой Коуза[2], эффективное распределение ресурсов, тем не менее, возможно — посредством процесса перего­воров между владельцем фабрики и владельцем водозабора, однако лишь в условиях четко определенных правомочий собственности и отсутствия трансакционных издержек (ведения переговоров, за­ключения и защиты контракта). Однако трансакционные издержки улаживания подобных конфликтов использования ресурсов, осо­бенно в случае множества заинтересованных сторон и при наличии моментов стратегического поведения, могут оказаться запретитель­но-высокими, так что переговорный процесс не начнется или не завершится, т.е. не приведет к оптимизации рас­пределения ресурсов. В таких условиях государство может попы­таться интернализовать внешние эффекты посредством введения регуляций, таких как предельно допус­тимые концентрации вредных веществ в выхлопах автомобилей, предельно допустимый уровень шума авиадвигателей, предписание устанавливать очистители дыма на предприятиях и т.п.

В-третьих, рынки отсутствуют для товаров, имеющих характе­ристики, приближающие их к категории общественных благ. Как известно, этот тип благ обладает двумя особыми чертами: во-первых, для их поставщика (производителя) физичес­ки невозможно или запретительно дорого исключить из процесса их потребления тех индивидов, кто не заплатил за потребление (свойство неисключаемости); во-вторых, потребление такого блага одним индивидом не уменьшает его объема, достающегося друго­му индивиду (свойство неконкурентности, или несоперничества). Клас­сическим (и фактически единственным) примером чистых обще­ственных благ является оборона страны от внешней агрессии.

В силу указанных особенностей (особенно первой из них) об­щественные блага в условиях рыночной экономики либо не про­изводятся вообще, либо производятся в неоптимальных объемах, вследствие существования для них, во-первых, проблемы безби­летника, а во-вторых, из-за трудностей с установлением готовнос­ти платить (т.е. фактически рыночной стоимости) за эти блага. Действительно, если поставщик уже произвел такое благо, потребители могут вообще отказаться оплатить его произ­водство — вследствие неисключаемости. Если же мы попытаемся определить оптимальный объем производства общественного бла­га до того, как начать его выпуск, нам должна быть известна (для всех потребителей) предельная полезность единичного прираще­ния его объема. Однако из-за неконкурентности в потреблении сопоставляться должны совокупная готовность платить за предель­ную единицу и предельные издержки.

Когда потребителей спрашивают относительно их готовности платить за дополнительную единицу общественного блага, они (из стратегических соображений) будут либо преувеличивать, либо преуменьшать свои оценки. Преувеличение будет происходить в том случае, если вербальная оценка не связана с фактическими выпла­тами за потребление; фактически такая оценка будет отражать за­интересованность опрашиваемых в предоставлении им соответ­ствующего блага. Преуменьшение будет иметь место в случае, если фактические платежи будут зависеть от вербальной оценки; оче­видно, такое занижение будет отражать естественное для потреби­теля стремление к минимизации расходов. Поскольку потребители не могут быть исключены из процесса потребления, естественно ожидать от них стремления «проехаться за чужой счет», т.е. надеяться на готовность платить других индивидов. Именно поэтому в рыночной экономике общественные блага будут производиться в объемах, меньших, чем оптимальные, т.е. недопроизводиться (если будут производиться вообще).

Соответственно, как для обеспечения производства обществен­ных благ, так и для принуждения граждан оплачивать это произ­водство, необходимо введение государственного регулирования, компенсирующего данный тип провалов рынка. К его типичным мерам относятся, как известно, прямое государственное предостав­ление (производство) общественного блага либо субсидирование его производителей или потребителей, а также финансирование этих процессов за счет введения налогов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: