В рамках названного понимания, экономическое обоснование целесообразности государственного регулирования традиционно возводится к работам А. Пигу (Pigou), а также связывается с одним из базовых положений современной экономической теории, согласно которому рынок совершенной конкуренции обеспечивает наиболее эффективное использование ресурсов, однако делает это лишь в том случае, если товары, обращающиеся на рынке, лишены внешних эффектов, а участники рынка обладают полнотой информации и неограниченными вычислительными способностями.
Существование внешних эффектов, а также неполнота и асимметрия информации приводят, как известно, к так называемым провалам (или несовершенствам) рынка. Последние выражаются в том, что потребительский выбор оказывается несовершенным, дезориентируя производство (сторону предложения на рынке) и уводя фактическое распределение ресурсов от наилучшего состояния. Кроме того, в экономике существуют общественные блага, которые, в силу своих особенностей, производятся рынком не в оптимальных объемах (недопроизводятся). Устранение таких несовершенств и является, по мнению сторонников данного подхода, целью государственного вмешательства в экономику. Ведь поскольку реально функционирующие рынки весьма далеки от идеальной модели рынка совершенной конкуренции, для приближения большинства из них к идеальной модели нужны корректирующие воздействия государства — государственное регулирование.
|
|
Более конкретно, в соответствии с теорией общественного благосостояния, государственное регулирование, следующее цели достижения общественного интереса, призвано преодолеть четыре основных недостатка, связанных с функционированием чисто рыночной экономики:
1. Несовершенство конкуренции;
2. Несбалансированность рынка;
3. Отсутствие рынков и
4. Нежелательные результаты функционирования рынка.