Условия функционирования рынка труда

Рыночные отношения подчиняются экономическим законам, в частности законам спроса и предложения, которые определяют условия нормального функционирования рынка. При решении вопроса о том, что же, продается на рынке труда, такими будут следующие положения:

а) н а любом рынке осуществляется процесс купли-продажи того, чего покупатель не имеет, но хочет приобрести, а продавец имеет и намерен продать;

б) процесс купли-продажи какого-либо объекта означает смену его собственника: продавец теряет право собственности на объект, получая за это деньги, а покупатель за деньги приобретает право собственности на объект;

в) собственник отличается от нанимателя или арендатора тем, что он помимо правомочий владения и пользования, которыми обладают они, имеет еще право распоряжения объектом владения;

г) сделка купли-продажи на конкурентном рынке (еще раз подчеркнем — на конкурентном) есть эквивалентный обмен, определяемый законами спроса и предложения.

Указанные положения схематично представлены на рис. 7.

Итак, чтобы распоряжаться объектом притязаний, нужно стать его собственником.

Рабочая сила как способность к труду неотделима от человека — работника, и поэтому ее нельзя продать, не продав самого работника. Но это последнее условие было бы возможно только в том случае, если работник — раб. В свободном же обществе работорговля недопустима, а следовательно, способность к труду продать нельзя, рабочая сила не продается; раз рабочая сила неотделима от человека — ее носителя, она не может стать собственностью другого человека — покупателя.

Рис. 7. Схема эквивалентного обмена на товарном рынке

Работодатель выступает лишь нанимателем рабочей силы на определенный срок.

Рассмотрим, как же на самом деле действует рыночный механизм, если согласиться с положением о том, что на рынке труда продаются и покупаются не способности человека, а труд, или услуги труда. Это можно представить следующим образом:

а) на рынке труда осуществляется процесс купли-продажи труда, труда предстоящего, о чем и договариваются покупатель и продавец труда;

б) покупка труда работодателем означает, что он становится собственником результатов труда, так как ценность труда заключается только в его результатах. Работник за труд получает его цену — заработную плату, величина которой зависит: от конъюнктуры на рынке труда, определяемой соотношением спроса на труд и предложения труда; преобладающей на нем модели формирования ставок заработной платы; ряда других факторов, отражающих особенности тех или иных национальных и региональных рынков труда;

в) став собственником результатов труда, работодатель ими не только владеет и пользуется, но и распоряжается;

г) при продаже труда на конкурентном рынке происходит эквивалентный обмен, так как заработная плата есть плата за использование труда, т.е. за труд, или услуги труда. Никакой эксплуатации труда при наличии конкурентного рынка труда не происходит. Добавленная цена товара или услуги образуется разными факторами производства: часть ее, созданная трудом, выплачивается работнику в виде оплаты труда — заработной платы, другие части составляют плату за пользование капиталом, землей и за предпринимательство.

В условиях монополии на рынке труда (монополии покупателя труда) эксплуатация имеет место в силу исключительности положения работодателя, который имеет возможность навязать ставки работной платы и уровень занятости ниже равновесных величин это будет показано при рассмотрении моделей рынков труда.

Таким образом, при признании того, что на рынке труда продается и покупается труд работников, удовлетворяются все условия нормального функционирования рыночных отношений.

В связи с рассмотренными положениями обратим внимание на широко употребляемое и по настоящее время понятие «стоимость рабочей силы». Оно с любой точки зрения представляется неправомерным. О том, что рабочую силу как способность к труду нельзя продавать, не продавая самого работника, только что было сказано. Нельзя также говорить о стоимости рабочей силы, если под ней подразумевается экономически активное население или другие его слои. Утверждение о том, что можно продавать население, абсурдно. Значит, и во втором случае понятие «стоимость рабочей силы» не имеет экономического смысла. На рынке труда продается и покупается ТРУД, он и имеет определенную цену.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Дайте характеристику смыслового разнообразия термина «рабочая сила».

2. Что является объектом продажи на рынке труда? Обоснуйте свою позицию.

3. Почему нельзя продать свои способности к труду?

4. О чем договариваются работник и работодатель на рынке труда?

5. Каковы условия нормального функционирования любого рынка, в том числе рынка труда?

6. Что входит в издержки, связанные с наймом персонала?

7. Обоснуйте свое мнение по поводу выражения «стоимость рабочей силы».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: