Взаимосвязь специальной психологии с другими отраслями знаний

Коррекционная педагогика и специальная психология тесно взаимосвязана со всем блоком психолого-педагогических и специальных дисциплин.

1) с ОБЩЕЙ ПЕДАГОГИКОЙ. Коррекция, являясь составной частью единого педагогического процесса, опираясь на него, имеет самую тесную взаимосвязь с общей педагогикой, определяющей цели, задачи, содержание, формы и методы обучения и воспитания подрастающего поколения, разностороннее развитие личности ребёнка. Вместе с тем, используя весь научный арсенал общей педагогики, её категориальную систему, принципы, методы, формы организации учебно-воспитательного процесса, КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА вносит существенные правки в методику и технологию применения педагогических знаний, в содержание обучения и воспитания детей и подростков в соответствии с природой и характером их дефекта, разрабатывает свои приёмы и методы коррекционного воздействия в различных отраслях специальной педагогики (- тифло, - сурдо, - олигофренопедагогике, логопедии и др).

2) с ОБЩЕЙ И ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛО ГИЕЙ.

3) с СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКОЙ, предметом которой является исследование воспитательных сил общества и способов их актуализации, путей интеграции возможностей общественных, государственных и частных организаций в целях создания условий для развития позитивной самореализации человека.

4) с СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИЕЙ — прослеживается связь в том, что она изучает закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в социальные группы, а также разносторонней психологической характеристикой самих этих групп.

5) СОЦИОЛОГИЯ — помогает в изучении закономерностей становления, функционирования и развития общества в целом, социальных отношений и социальных общностей.

Психолого-педагогическое, клинико-физиологическое исследование ребёнка может быть продуктивным только в том случае, если оно опирается на знание внутренних закономерных связей между ЭТИОЛОГИЕЙ (причинной обусловленностью), ПАТОГЕНЕЗОМ (возникновение и развитие болезни), патофизиологическими механизмами, клиническими и педагогическими проявлениями их у ребёнка. Таким образом, КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ будет тогда эффективной, когда она будет опираться на знания в области детской психиатрии, невропатологии, патофизиологии и других медицинских наук.

6) ПЕДИАТРИЯ — изучает здоровье ребёнка и процессы его развития, физиологию, патологию, методы профилактики и лечение заболеваний, представляющих опасность для детского организма.

7) НЕВРОЛОГИЯ — наука о структуре и функциях Н.С. человека.

А чтобы соотнести норму и патологию в состоянии НС, требуется взаимосвязь с 8) НЕВРОПАТОЛОГИЕЙ — областью клинической медицины, изучающей заболевания НС и её роль в патологии других органов и систем.

9) ПСИХИАТРИЯ — изучает вопросы этиологии и профилактики психических болезней.

10) ПСИХОПАТОЛОГИЯ — изучает основные общие закономерности проявления и течения расстройств психической деятельности, занимается проблемами патогенеза (природа типичных психопатологических процессов, их причины), разрабатывает общие принципы восстановления (реабилитации) нарушенных психических функций.

11) ПСИХОТЕРАПИЯ — выступает как комплекс психических воздействий на больного, направленных на повышение его сил в борьбе с болезнью, на создание охранительно-восстановительного режима, исключающего психическую травматизацию.

12) ОФТАЛЬМОЛОГИЯ — определяет характер глазного заболевания, его течение, состояние зрительных функций.

13) ОТОЛАРИНГОЛОГИЯ — обеспечивает диагностику слуховой патологии и лечебные мероприятия при заболевании органов слуха.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: