1.
ЗПР – замедление темпа созревания различных психических функций, отставание в развитии психической деятельности.
Термин предложен Г.Е. Сухаревой в середине 60-х г.г. ХХв.
ЗПР – сложное полиморфное нарушение при котором у разных детей страдают разные компоненты их психической, психологической и физической деятельности.
Каковы же причины выраженной ЗПР:
1) минимальные органические повреждения или функциональная недостаточность ЦНС, возникшие в результате воздействия патогенных факторов во внутриутробном, природовом или раннем периоде жизни;
2) Длительные хронические соматические заболевания, перенесенные в раннем детстве;
3) Длительная социально-культурная депривация (мышление, психическое состояние, характеризующееся выраженными отключениями в эмоциональном и интеллектуальном развитии, нарушением социальных контактов);
4) Влияние стрессовых психотравмирующих факторов.
Характерные особенности детей с ЗПР
1) Отставание в психическом развитии (во всех сферах психической деятельности);
|
|
2) Неравномерность проявлений недостаточности развития;
3) Несоответствие интеллектуальных возможностей ребенка его возрасту;
4) Снижение работоспособности;
5) Неустойчивость внимания (повышенная отвлекаемость, недостаточная концентрация на объекте);
6) Низкий уровень развития восприятия (недостаточность, ограниченность, фрагментарность знаний об окружающем мире);
7) Недостаточная продуктивность произвольной памяти, малый объем памяти, неточность воспроизведения;
8) Отставание в развитии всех форм мышления;
9) Отставание в речевом развитии;
10) Несформированность произвольной регуляции поведения;
11) Отсутствие или слабость учебной мотивации;
12) Несформированность сюжетно-ролевой игры (высшей формы игровой деятельности).