Заключение. В результате проведенного исследования выявлено, что интерес к географии - это активная познавательная направленность школьника на географическую картину

В результате проведенного исследования выявлено, что интерес к географии - это активная познавательная направленность школьника на географическую картину мира, связанная с положительным и эмоционально окрашенным отношением к ней, а также к деятельности в географической среде.

Установлено, что интерес учащихся к предмету география может формироваться различными путями, в том числе с помощью чтения научно-популярной и научно-художественной литературы, к которой относятся: журналы и книги с научно-популярной тематикой, статьи из хрестоматий.

В качестве использования учениками научно-популярной литературы учеными-методистами и учителями выделены следующие подходы: составление отзыва по прочитанной книге, пересказ содержания, подготовка к обсуждению, выполнение зарисовок, и, наконец, подготовка сообщений и рефератов, работа с названием текста, чтение вслух (в том числе зачитывание информации о текущих событиях), подготовка докладов на уроках, самостоятельное чтение учениками. организация обмена книгами среди учеников, рекомендация тех или иных книг к прочтению, ведение картотеки, оформление литературных стендов, организация читательских конференций, занятий в библиотеках.

Отбор содержания научно-популярной литературы по теме "Население", направленного на формирование интереса учащихся к географии основывается на обязательных требованиях к знаниям и умениям учеников, получаемых на уроках. Количество рекомендуемой научно-популярной литературы для дополнительного использования в ходе изучения темы «население» превышает 40 единиц.

Автором исследования в составлении методики формирования интереса учащихся к географии на основе чтения научно-популярной литературы (на примере изучения темы «Население» в курсе «География России») были выделены определенные методические условия и методические приемы формирования интереса к географии.

К методическим особенностям эффективного формирования интереса учащихся к географии на основе чтения научно-популярной литературы можно отнести соответствие программы применения дополнительной литературы требованиям официальных документов (примерная программа, образовательный стандарт, ФГОС), систематичность использования литературных источников, четкое следование содержания статей тематическому содержанию учебного курса. Так же важно учитывать условия региональности, современности содержания.

В ходе проведения педагогического эксперимента использовались приемы самостоятельного нахождения информации, прием составления таблиц и вопросов, перевод информации из одно вида в другой, создание собственного содержания информации, приемы переработки услышанной информации в логически оформлении текста..

Результаты анкетирования до обучающего этапа эксперимента и после него показали разницу в уровне усвоения содержания темы двумя разными классами. Класс, где использовалась разработанная методика применения научно-популярной литературы в целом проявлял большую активность во время обучения, с большей охотой выполнял домашние задания. В экспериментальном классе ученики с большей легкостью делали анализы прочитанного либо услышанного. С учетом положительного эмоционального фона от успешного усвоения и получения хороших результатов в классе 9 Б формировался познавательный интерес к географии. Это подтверждают результаты контрольных работ и оценок по итогу общей работы во время уроков.

Таким образом, эксперимент показал, что применение научно-популярной литературы на уроках географии оправдано. Такая литература предопределяет формирование познавательного интереса, интереса к науке, значительно расширяет кругозор, красноречие и умение работы с текстом.

Литература

Арктика — мой дом. История освоения Севера в биографиях знаменитых людей: полярная энциклопедия школьника: книга для детей сред. и старш. шк. возраста / [сост., науч. ред. В. И. Магидович; отв. ред. В. Д. Голубчикова М.: Северные просторы, 2001. — 285 с.: ил. — Указ. имен: с. 276–277.

Арктика — мой дом. Народы Севера Земли. Культура народов Севера: полярная энциклопедия школьника: книга для детей сред. и старш. шк. возраста / [отв. ред. В. Д. Голубчикова; идея, состав, структура книги В. Д. Голубчиковой, Г. Е. Константинова; авторы ил.: Н. Абрамова, Б. Александер, И. Вайнштейн [и др.]; авт. рис. на авантитуле В. Мельниченко; макет и худож. оформл. Е. Г. Клодта]. — Изд. 2-е, испр. и доп. — М.: Северные просторы, 2001. — 264 с.: ил. — Указ. терминов: с. 280–281.

Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям. Тула, приок.книизд., 1968 – 145 с.

Горощенко В.П. Методика преподавания географии в начальной школе. Учебник для педагогических училищ. Государственное учебно-педагогическое изд-во мин. просвещения РСФСР. – М., 1953. – 188 с.

Генри-Ральф Левенштейн Эти тяжелые 30-е годы. Изд-во Марийский гос.университет. 2000 – 312 с.

Беппаева Х.С. Роль внеурочной работы в современном географическом образовании [Электронный ресурс] / Режим доступа: www.sn-balkariya.narod.ru/rol_vneuroch_rab.doc (дата обращения 2014 г)

Буданов В.П. Методика преподавания физической географии. Пособие для учителей средней школы. Изд. второе. Государственное учебно-педагогическое изд-во мин. просвещения РСФСР. М., 1947. – 158 с.

Даринский А.В. Методика преподавания географии. Учеб. Пособие для студентов геогр. специальностей пед. ин-тов. Изд. 3-е, перераб. И доп. М., «Просвещение», 1975.

Данилов М.А. Теоретические основы обучения и проблема воспитания познавательной активности и самостоятельности учащихся / М.А. Данилов // Вопросы воспитания познавательной активности и самостоятельность школьников. - Казань, 1982. - с. 15-19

Дронов В.П. и др. География России. Население и хозяйство. 9 кл. учебник для общеобразовательных учреждений – М.: Дрофа, 2013. – 285с.

Жанры научной литературы / Стилистический энциклопедический словарь русского языка / [Электронный ресурс] Режим доступа: https://stylistics.academic.ru/10.06.14 (дата обращения 2014 г.)

Записки русских путешественников XVI-XVII вв./ [Сост., подгот. текстов и коммент. Н.И. Прокофьева, Л.И. Алехиной]. – М.: Сов. Россия, 1988.— 528 с

Камерилова Г.С. Становление Российского государства / Г.С. Камерилова, Л.И, Елховская, О.А. Родыгина // География в школе. – 2011. ‑ № 7.

Каракчиева И.В. Национальный состав населения России/ И.В. Каракчиева// География в школе. – 2001. - №1.

Копылов В.А. Демографические проблемы России / В.А. Копылов // География в школе. – 2005. - № 5. – С. 10-14.

Крылов О.В. Изучаем географию России и читаем рассказы И.А.Ефремова /О.В. Крылова // География в школе. – 2006. ‑ №3. ‑ С 65 – 67.

Лаппо Г.М. «Города» / Г. М. Лаппо. Энциклопедия для детей. Т.3. География. – 4-е изд., испр. / ред коллегия: М.Аксёнова, А.Элиович, Д.Люри и др. – М.: Аванта, 2005. – 704 с.

Методика обучения географии в средней школе. (Теоретические основы методики обучения географии.) Под ред. А.Е. Бибик и др. М., «Просвещение», 1968.

Михайлова С.М, «Развитие познавательной деятельности учащихся в процессе приобретения новых знаний». Обобщение опыта учителя математики МОУ «Гимназия №29». [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.schoolrm.ru/schools/gim29sar/ (дата обращения, 2014 г)

«Мореход – первооткрыватель Семен Дежнёв Энциклопедия для детей. Т.3. География. – 4-е изд., испр. / ред коллегия: М.Аксёнова, А.Элиович, Д.Люри и др. – М.: Аванта, 2005. – 704 с. С587-589

Назарова Н. Б. Эволюция философско-педагогических воззрений на проблему формирования интереса к учению у школьников [Текст] / Н. Б. Назарова // Молодой ученый. — 2011. — №4. Т.2. — С. 107-109.

29. Образовательный стандарт основного общего образования по географии. [Электронный ресурс] / Режим доступа: www.standart.edu.ru/catalog.aspx?Catalogld=2588

Подгорлова Н.В. Современные миграционные процессы в России / Н.В. Подгорлова // География в школе. – 2003. - №2. – С. 39-43.

Примерная программа основного общего образования по географии. [Электронный ресурс] / Режим доступа: www.uroki.net/docpage/doc18.htm

"Сколько нас и где мы живем» Энциклопедия для детей. Т.3. География. – 4-е изд., испр. / ред коллегия: М.Аксёнова, А.Элиович, Д.Люри и др. – М.: Аванта, 2005. – 704 с.

Современный словарь по педагогике/ Сост. Рапацевич Е.С. – Мн., 2001, с.284.

Ткачева З.Н. Европейский север / З.Н Ткачева // География в школе 2008. ‑ № 2.

Хорченко Н.С. Методы формирования познавательного интереса [Электронный ресурс] / режим доступа https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/metody-formirovaniya-poznavatelnogo-interesa (дата обращения - 2014 г.)

Хрестоматия по истории педагогики: В 3 т. Т. 2. Новое время / Под. ред. А.И.Пискунова. – М.: ТЦ Сфера, 2006. –464 с.

Фундаментальное ядро содержания образования. [Электронный ресурс] / режим доступа www.standart.edu.ru/catalog.aspx?Catalog=2619

Федорова Е.Н. Население Якутии: прошлое и настоящее (геодемографическое исследование) / Е.Н. Федорова – Новосибирск: Наука. Сиб. предприятие РАН, 1998. – 207 с.

Щербакова Т.К, Захарова С. Урок, посвященный 175 – летию со дня рождения Д.И.Менделеева / Т.К.Щербакова, С.Захарова // География в школе» 2009. ‑ №9.

Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательного интереса учащихся. - М: Просвещение, 2005.

Якушева Г.В. Книга у которой не будет конца. История энциклопедии, жанра / Г.В. Якушева //Книжное дело. 1993 - № 4

(https://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke5/ke5-1431.htm)


Приложение


Приложение 1

№1 Анкетирование на выявление уровня сформированности познавательных интересов учащихся.

Дорогой друг! Ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов.

1. Я изучаю географию потому что:

а) это мне нравится;

б) это мне не интересно, но нужно;

в) меня заставляют (родители, учителя).

2. У меня годовая оценка по этому предмету:

3. Мне наиболее интересны учебные предметы

(укажите еще 1–2 предмета),

по ним я имею оценки__________

4. Как часто Вы долго занимаетесь умственной работой (выполняете сложные задания, работаете на компьютере (не играете в игры, а выполняете задания учителя), работаете в поисковой системе и тому подобное):

а) Часто

б) Иногда

в) Очень редко


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: