Понятие о дидактике. Сущность обучения и образования. Основные функции процесса обучения. Основные принципы обучения: воспитывающей характер, научность, систематичность и последовательность; доступность и посильность; сознательность и активность при обучении. Значение принципа наглядности. Связь обучения с жизнью, общественной практикой. Методы обучения, их сущность и специфика. Классификация методов обучения по источникам получения знаний: словесные, наглядные, практические методы. Словесные методы обучения: рассказ, объяснения, беседа, дискуссия, лекция и др. Наглядные методы: метод иллюстраций, метод демонстраций и т.д. Практические методы: упражнения, лабораторная работа, практическая работа и т.д. Понятие о формах организации обучения: урочной и внеурочной, фронтальной, групповой и индивидуальной. Урок - основная форма организации учебного процесса. Связь урока с другими формами обучения. Развитие классно-урочной системы обучения в истории педагогики. Типология и структура уроков. Виды уроков. Нестандартные уроки. Другие формы организации обучения в школе: учебная экскурсия, лекция, семинарское занятие, домашняя учебная работа, факультатив и др.
|
|
Рекомендуемая литература:
Основная:
1. Подласый И. П. Педагогика. — М., 2005.
2. Загрекова Л. В. Дидактика. — М., 2007.
3. Краевский В.В. Основы обучения: дидактика и методика.– М., 2007.
Дополнительная:
1. Осмоловская И. М. Дидактика. — М., 2006.
2. Ситаров В. Л. Дидактика. — М., 2002.
Практическое занятие:
Вопросы и задания:
1. Охарактеризуйте черты современной дидактической системы: демократизм, гуманизм.
2. Дайте характеристику основных функций процесса обучения.
3. Дайте анализ различных компетенций классификаций методов обучения. Каковы достоинства и недостатки каждой классификации методов обучения.
4. Какие условия определяют выбор методов обучения?
5. Раскройте сущность разных форм организации обучения в школе. Сделайте их анализ.
6. Охарактеризуйте системно-деятельностный характер процесса обучения.
7. Продумайте план урока по своей специальности.
8. Проблемы начинающего учителя.
Самостоятельная работа:
Вопросы и задания:
1. Раскройте понятие форм организации обучения, их многообразие и динамику.
2. Охарактеризуйте особенности классно-урочной системы обучения, ее достоинства и недостатки, ее преимущества перед другими системами.
3. Опишите основные типы уроков, другие формы обучения и их структуру.
4. Подготовить и провести фрагмент урока в группе.
5. Определите основные параметры подготовки учителя к уроку.
Рекомендуемая литература для самостоятельной работы:
1. Зотов Ю. Б. Организация современного урока. — М., 1984.
2. Чередов И. М. Формы организации учебной работы в средней школе. — М., 1988.
3. Булатова О. С. Искусство современного урока: учебное пособие. — М., 2007.