Содержание темы. Понятие о дидактике. Сущность обучения и образования

Понятие о дидактике. Сущность обучения и образования. Основные функции процесса обучения. Основные принципы обучения: воспитывающей характер, научность, систематичность и последовательность; доступность и посильность; сознательность и активность при обучении. Значение принципа наглядности. Связь обучения с жизнью, общественной практикой. Методы обучения, их сущность и специфика. Классификация методов обучения по источникам получения знаний: словесные, наглядные, практические методы. Словесные методы обучения: рассказ, объяснения, беседа, дискуссия, лекция и др. Наглядные методы: метод иллюстраций, метод демонстраций и т.д. Практические методы: упражнения, лабораторная работа, практическая работа и т.д. Понятие о формах организации обучения: урочной и внеурочной, фронтальной, групповой и индивидуальной. Урок - основная форма организации учебного процесса. Связь урока с другими формами обучения. Развитие классно-урочной системы обучения в истории педагогики. Типология и структура уроков. Виды уроков. Нестандартные уроки. Другие формы организации обучения в школе: учебная экскурсия, лекция, семинарское занятие, домашняя учебная работа, факультатив и др.

Рекомендуемая литература:

Основная:

1. Подласый И. П. Педагогика. — М., 2005.

2. Загрекова Л. В. Дидактика. — М., 2007.

3. Краевский В.В. Основы обучения: дидактика и методика.– М., 2007.

Дополнительная:

1. Осмоловская И. М. Дидактика. — М., 2006.

2. Ситаров В. Л. Дидактика. — М., 2002.

Практическое занятие:

Вопросы и задания:

1. Охарактеризуйте черты современной дидактической системы: демократизм, гуманизм.

2. Дайте характеристику основных функций процесса обучения.

3. Дайте анализ различных компетенций классификаций методов обучения. Каковы достоинства и недостатки каждой классификации методов обучения.

4. Какие условия определяют выбор методов обучения?

5. Раскройте сущность разных форм организации обучения в школе. Сделайте их анализ.

6. Охарактеризуйте системно-деятельностный характер процесса обучения.

7. Продумайте план урока по своей специальности.

8. Проблемы начинающего учителя.

Самостоятельная работа:

Вопросы и задания:

1. Раскройте понятие форм организации обучения, их многообразие и динамику.

2. Охарактеризуйте особенности классно-урочной системы обучения, ее достоинства и недостатки, ее преимущества перед другими системами.

3. Опишите основные типы уроков, другие формы обучения и их структуру.

4. Подготовить и провести фрагмент урока в группе.

5. Определите основные параметры подготовки учителя к уроку.

Рекомендуемая литература для самостоятельной работы:

1. Зотов Ю. Б. Организация современного урока. — М., 1984.

2. Чередов И. М. Формы организации учебной работы в средней школе. — М., 1988.

3. Булатова О. С. Искусство современного урока: учебное пособие. — М., 2007.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: