Содержание темы. Понятие о воспитании. Основные задачи воспитания

Понятие о воспитании. Основные задачи воспитания. Понятие о закономерностях и принципах воспитания. Основные принципы воспитания: целеустремленность; связь воспитания, трудом; принцип воспитания в коллективе; систематичность и последовательность, принцип воздействия на чувства сознание и поведение. Единство воспитания и образования. Единство требований и уважения к личности воспитанника. Последовательность, систематичность, единство и непрерывность воспитательных воздействий. Соответствие воспитания возрастным и индивидуальным особенностям личности. Общие методы воспитания. Условия оптимального выбора и эффективного применения методов. Содержание воспитательного процесса.

Рекомендуемая литература:

Основная:

1. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: учебник: в 2 кн. / И.П. Подласый. – М., 2005. – Кн. 2. Процесс воспитания.

2. Крившенко Педагогика: Учебник. – М., 2006.

Дополнительная:

1. Борытко Н.М. Педагогика. – М., 2007.

2. Воспитательная деятельность педагога: учеб. пособие (И.А. Колесникова, Н.М. Борытко, С.Д. Поляков, Н.Л. Селиванова: под ред. В.А. Сластенина и И.А. Колесниковой. – М., 2005.

3. Педагогика: учеб. пособие / под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 2005.

4. Рожков М.И. Организация воспитательного процесса в школе: учеб. пособие / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова. – М., 2001.

Практическое занятие:

Вопросы и задания:

1. Выделите и обоснуйте признаки воспитательного процесса, которые следует определить при его моделировании.

2. Какие современные концепции воспитания вам известны? Каковы их основные положения? В чем преимущества и недостатки каждого из них?

3. В чем специфика гуманитарного подхода в воспитании? Каковы его основные положения?

4. Как можно классифицировать законы воспитания? Каково содержание основных законов и закономерностей воспитания? Как эти законы и закономерности учитываются в воспитательной деятельности?

5. Что понимается под педагогическим средством, методом, приемом, формой? Каково их соотношение? Какие средства, методы, приемы, формы воспитания вам известны?

Самостоятельная работа:

1. Опишите одну из форм воспитательной работы, которая запомнилась вам из школьного детства. Чем она оказала влияние на вас? На развитие каких качеств (личностных, индивидуальных, субъектных) больше всего повлияла? Чем объясняется это влияние? В чем оно проявилось?

2. Составьте картотеку форм воспитания на основании изученной литературы.

3. Какие методы воспитания вы считаете наиболее эффективными и почему? Обоснуйте критерии выбора методов воспитания.

Рекомендуемая литература для самостоятельной работы:

1. Караковский В.А. Воспитание? Воспитание… Воспитание! / В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова. – М., 2000.

2. Степанов Е.Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания / Е.Н. Степанов, Л.М. Лузина. – М., 2002.

3. Щуркова Н.Е. Прикладная педагогика воспитания: учеб. пособие / Н.Е. Щуркова. – СПб, 2005


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: