Сущность и содержание современного инновационного менеджмента

ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ

ТЕМА 4. СИСТЕМА ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Сущность и содержание современного инновационного менеджмента

Функции и методы инновационного менеджмента

Выработка и принятие управленческих решений в инновационном менеджменте

Сущность и содержание современного инновационного менеджмента

На смену концепциям и принципам традиционного классического менеджмента пришли новые модели и подходы, связывающие инновационную деятельность и управление, что нашло свое отражение в концепции, получившей название «инновационный менеджмент».

В данной концепции ключевыми являются два термина: «инновационное управление» и «управление инновациями». Несмотря на их кажущуюся схожесть, они касаются двух разных аспектов управления.

Термин «инновационное управление» может быть отнесен к области управления предприятием посредством новых организационно-управленческих подходов, применяемых руководством для решения задач, стоящих перед различными подразделениями, группами коллективов и трансформирующих сложившуюся систему управленческих отношений. Это – одна из разновидностей функционального менеджмента, направленного на повышение эффективности управления инновационным развитием предприятия. Объектом управления в данном случае выступают инновационные процессы, связанные с модернизацией сложившейся организации управления предприятием и его составными частями [1].

Термин «управление инновациями» предполагает комплекс мероприятий по стимулированию инновационных идей и реализации их в рамках производственных, сервисных и других процессов на предприятии. Это – разновидность функционального менеджмента, связанного с управлением «адаптацией» инноваций (инновационных процессов, деятельности, изменений) как на предприятии, так и на рынке инновационных товаров и услуг. Объектом управления выступают инновационные идеи, разработки, новые продукты, персонал и его потенциал и т.д., а также экономические и управленческие отношения, складывающиеся между участниками рынка инноваций (продуцентов, продавцов, покупателей).

Субъектом управленияв инновационном менеджменте являются работник или группа работников, которые посредством различных приемов и способов управленческого воздействия осуществляют целенаправленное функционирование объекта управления.

Инновационный менеджмент приобретает институциональное значение, предполагающее включение в его понятие и структурного оформления инновационной сферы, и системы управления инновациями, состоящей из специализированных органов управления, и наличие специального института менеджеров, наделенных полномочиями разрабатывать и принимать решения, а также нести ответственность за результаты инновационной деятельности.

Как систему инновационный менеджмент можно представить в виде комплексной совокупности формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок и ценностных ориентаций, составляющих ядро организационной культуры инновационных предприятий и регулирующих различные правовые, экономические и организационно-управленческие отношения, возникающие в процессе целенаправленного управления инновационной деятельностью.

Инновационный менеджмент основывается на следующих ключевых аспектах.

1. Целенаправленный поиск идеи, служащей фундаментом для данной инновации.

2. Организация инновационного процесса для данной инновации.

3. Процесс продвижения и реализации инновации на рынке - это специфический комплекс маркетинга инноваций, требующий творческого подхода и активных действий продавцов.

Наиболее характерные черты инновационного менеджмента:

1. объектом инновационного менеджмента являются разнообразные сложные, иерархически смешанные инновационные системы с различным представлением о достижении целей;

2. инновационные процессы имеют творческий и вероятностный характер, и по своей сути слабо детерминированы;

3. личность новатора и инновационного менеджера как субъектов инновационной деятельности должна рассматриваться как сложная социально-психологическая система, требующая применения новейших социально-психологических, эвристических и дидактических методов воздействия;

4. для повышения результативности инновационной деятельности необходимо использовать гибкие, адаптивные и индивидуальные подходы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: