Основная стратегическая задача инновационного менеджмента - поэтапный перевод организаций на инновационный тип развития

Для инновационного менеджмента принципиальным фактом является понимание организации как открытой системы. Находясь в тесном взаимодействии с внешней средой, она испытывает многочисленные воздействия - как прямые, так и косвенные - со стороны внешнего окружения. Одновременно организация обладает внутренней микросредой, элементы которой также находятся во взаимозависимости от факторов внешней среды.

На рис. 4.1 показана иерархически сложная, многоуровневая структура системы инновационного менеджмента организации.


Цели Функции Методы Структуры
Информационно-коммуникационная   Лабораторные исследования
Ресурсная  
Выход
Конструкторские разработки

Методологическая   Патентование и ноу-хау
Правовая   Покупка лицензий, ноу-хау
Экологическая (Природоохранная)   Испытания и контроль НИОКР
  Персонал организации Технико-технологические факторы производства Финансовое и инвестиционное обеспечение Маркетинг инноваций  
               

Рис. 4.1. Структура системы инновационного менеджмента

организации

Вход, выход и внешняя среда являются внешним окружением системы. Входные составляющие системы - это материальные, энергетические, информационные и когнитивные (научные знания) потоки, т.е. это сырье, материалы, комплектующие изделия, энергия, информация, оборудование, кадры, документация. Выходные составляющие представляют собой новые процессы, продукты, услуги, прибыль, новые знания работников, рост производства, освоение новых сегментов и новых рынков, социальную ответственность, удовлетворенность работников. Главное требование к «выходу» - обеспечение конкурентоспособности выпускаемых товаров и предоставляемых услуг на рынке инновационной продукции и достижение за счет этого запланированного уровня рентабельности и финансовой устойчивости организации, укрепление ее позиции на рыночном сегменте.

К компонентам «обратной связи» в данном случае относятся претензии, рекламационные акты, требования, связанные с неудовлетворительным качеством инновационных товаров и услуг. Причем потребители имеют обратную связь как с организацией, т.е. с поставщиком товара и/или услуги, так и с поставщиками, т.е. с «входом» организации.

Управляющая подсистема инновационного менеджмента реализует оперативное управление другими подсистемами посредством реализации совокупности целей, функций, методов и структур управления. Например, подсистема функций управления представляет собой взаимосвязанную совокупность процессов планирования, организации, координации и регулирования, управления мотивацией и контроля.

Управляемая подсистема состоит из нескольких компонентов: персонал инновационной организации, материально-техническая и технологическая оснастка производства инноваций, финансовые и инвестиционные ресурсы, а также маркетинговое сопровождение инновационной деятельности. Главная задача управляемой подсистемы – достижение оптимального и относительно устойчивого ее функционирования, учитывая, что производство инноваций характеризуется сложным сочетанием энергетических, материальных и информационно-коммуникационных потоков и методов их обработки, основанных на технико-технологических факторах воздействия.

Обеспечивающая подсистема характеризуется качеством релевантных информационных потоков, нормативно-правовой базы, современной методологической основой, проведением экологического мониторинга (природоохранный фактор) и ресурсной составляющей (количество, качество, сроки поставок, поставщики сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий и т.п.).

Научная подсистема включает в себя решение таких проблем, возникающих в процессе проведения НИОКР, осуществление патентно-лицензионной деятельности: патентование объектов промышленной собственности, покупка и продажа лицензий, операции-сделки по ноу-хау.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: