Функции инновационного менеджмента

В принципе функции инновационного и классического менеджмента во многом схожи.

Ключевые функции классического менеджмента (совокупность которых называется его циклом) - планирование, организация, мотивация и контроль.

Прогнозирование в управленческом цикле предшествует планированию и ставит своей задачей научное предвидение развития производства, а также поиск решений, которые обеспечивают развитие производства в оптимальном режиме.

Функция прогнозирования в инновационном менеджменте охватывает разработку на длительную перспективу изменения технико-технологического и экономического состояния объекта управления в целом и его различных частей.

Результатом прогнозирования является прогноз, т.е. предположения о возможном направлении соответствующих изменений. Особенностью прогнозирования инноваций является альтернативность технико-экономических показателей, заложенных в процессе создания инновации. Альтернативность означает необходимость выбора одного решения из взаимоисключающих возможностей.

Планирование как функция управления инновационной деятельностьюслужит основой для принятия управленческих решений и представляет собой управленческую деятельность, которая предусматривает выработку целей и задач управления производством, а также определение путей реализации планов для достижения поставленных целей.

Сам процесс планирования проходит в четыре этапа:

· разработка общих целей;

· определение конкретных, детализированных целей на заданный период;

· определение путей и средств их достижения;

· контроль за достижением поставленных целей путем сопоставления плановых показателей с фактическими, и корректировку целей.

Инновационные цели связаны с разработкой принципиальных новшеств, проведением работ по патентованию и лицензированию, приобретением ноу-хау, изобретений, новых промышленных образцов, полезных моделей и т.д.

Процесс планирования подразделяется по срокам выполнения работ (кратко-, средне- и долгосрочный), по целям (стратегическое и оперативное планирование), по объектам (планирование НИОКР и инновационной деятельности, производства, снабжения, сбыта и т.д.), по факторам производства (модернизация оборудования, усовершенствование технологии, обновление основных производственных фондов, обеспечение сырьем и материалами и т.д.).

Неотъемлемой составной частью планирования является поиск резервов дальнейшего обновления и совершенствованияпроизводства.

Организация как функция управления – это деятельность, направленная на создание или развитие структуры предприятия. В зависимости от объекта различают организацию производства, труда и управления. Функция организации в инновационном менеджменте сводится к объединению людей, совместно реализующих инновационный проект на базе каких-либо правил и процедур.

Главной задачей организации как функции инновационного менеджмента является формирование организационных структур для внедрения инноваций, обеспечение всеми видами ресурсов с целью реализации стратегии инновационного развития предприятия и выполнения планов мероприятий, распределение материальных, энергетических, информационно-коммуникационных потоков между исполнителями. К организации относится повышение научно-технического, технологического и организационного уровня производства.

Мотивация – это деятельность, имеющая целью активизировать людей, работающих в организации, и побудить их эффективно трудиться для выполнения целей, поставленных в планах. Одним из важных факторов, побуждающих субъектов хозяйствования (предпринимателей) к разработке и реализации проектов по созданию инноваций, является достижительная мотивация, обусловленная их ориентацией на социальное продвижение, благополучие, карьеру, повышение творческой отдачи, получение инновационной квазиренты и обеспечение высокого уровня конкурентоспособности на рынке инновационной продукции и услуг.

Функция регулирования в инновационном менеджменте заключается в воздействии на объект управления для достижения состояния устойчивости технико-технологической и экономической систем в случае, когда эти системы отклоняются от установленных параметров, т.е. регулирование состоит в сохранении режима функционирования инновационной организации.

Функция координации в инновационном менеджменте предполагает обеспечение согласованности работ всех звеньев системы управления, аппарата управления и отдельных специалистов. Координация обеспечивает единство отношений субъекта и объекта управления. Цель координации - устранить параллелизм и дублирование в работе.

Координация инновационной деятельности в условиях неопределенности, многовариантности подходов и неполноты исходной информации характеризуется особой сложностью и спецификой. Поэтому процесс координации - это многошаговый, многоэтапный процесс. Поэтапная координация должна иметь ограничивающие условия (например, при первичной координации подразделений системы НИОКР нельзя ставить цели максимальной производительности труда, высокой прибыльности новшества). На этой стадии указанные требования не могут являться ограничивающими условиями. Критерием оптимального взаимодействия научных подразделений может выступать создание новшества с комплексом высоких потребительских свойств.

Критерием оптимальности при координации производственных подразделений, основных, вспомогательных обслуживающих процессов не может являться максимизация прибыли и дохода.Здесь координация имеет целью снижение материалоемкости, энергоемкости продукции, повышение производительности труда и в качестве главного критерия - снижение издержек производства.

Заключительный этап координации посвящен выполнению главных целей организации, таких, как активное освоение рынка, максимизация прибыли, интенсивный рост организации и прочее. Это достигается координацией сложных функциональных подсистем организации, оптимизацией функций управления, установлением оптимального соотношения между процессами централизации и децентрализации, между формальными и неформальными организациями, между административными и социально-психологическими методами управления и т.д.

Контроль - важная функция инновационного менеджмента, связанная с учетом, количественной и качественной оценкой результатовработы инновационного предприятия. Он представляет собой систему с обратной связью, целью которой является обеспечение достижения организацией поставленных целей. Функция контроля в инновационном менеджменте заключается в проверке организации инновационного процесса, плана создания и реализации инноваций и т.п. Посредством контроля собирается информация об использовании инноваций, о ходе жизненного цикла этой инновации, вносятся изменения в инвестиционные программы, в организацию инновационного менеджмента. Контроль предполагает анализ технико-экономических результатов. Анализ также является частью планирования. Следовательно, контроль в инновационном менеджменте должен рассматриваться как оборотная сторона планирования инноваций.

Основные методы инновационного менеджмента

В рамках нашего курса нет необходимости подробно описать все группы методов, используемых в инновационном менеджменте, им посвящено множество специальной учебной литературы. Поэтому приведем только группировку методов по их назначению, дадим определения важнейших методов и более подробно рассмотрим метод функционально-стоимостного анализа.

Методы анализа: методы сравнения; индексный метод; балансовый метод; метод цепных подстановок; метод элиминирования; графический метод; функционально-стоимостный анализ; факторный анализ; SWOT- анализ; системный анализ и др.

Факторный анализ - это процедура установления силы влияния факторов на функцию или результативный признак (полезный эффект объекта, элементы совокупных затрат, производительность труда, фондоотдача и др.) с целью ранжирования факторов для разработки плана организационно-технических мероприятий по улучшению функции.

Идея SWOT-анализа заключается в следующем: а) применение усилий для превращения внешних угроз в новые возможности и внутренних слабостей в силу; б) развитие сильных сторон, конкурентных преимуществ фирмы в соответствии с ее ограниченными возможностями. Использование этого метода позволяет принимать определенные управленческие решения с учетом будущего изменения проблемной ситуации.

Функционально-стоимостный анализ (ФСА) -это метод системного исследования применяемого по назначению объекта (изделия, процесса, структуры) с целью повышения полезного эффекта (отдачи) на единицу совокупных затрат за жизненный цикл объекта (инновации) и минимизации затрат в сферах проектирования, освоения производства; сбыта, промышленного и бытового потребления при высоком качестве, предельной полезности и долговечности. Особенность проведения ФСА заключается в установлении целесообразности набора функций, которые должен выполнять анализируемый объект в конкретных условиях, либо необходимости функций существующего объекта. Объектами ФСА могут быть как отдельные виды изделий, так и технологические процессы.

Системный анализ - комплексный анализ объекта как системы с позиций системного подхода, включающий: анализ уровня качества компонентов всех подсистем системы инновационного менеджмента организации; анализ действия внешних и внутренних факторов, слабостей и конкурентных преимуществ своих и основных конкурентов; анализ конкурентоспособности и эффективности каждого товара на каждом рынке и организации в целом; анализ научного уровня управления различными социально-экономическими объектами. Все рассмотренные выше методы анализа должны быть использованы при проведении системного анализа.

Методы прогнозирования: нормативный; экспериментальный; параметрические; экстраполяции; индексный; экспертные; экономико-математические и др.

Методы стратегического и тактического маркетинга, в частности: прогнозирование параметров рынка, новых потребностей, необходимых ценностей, изменения параметров товаров и условий производства; анализ и оценка; уточнение потребностей и ценностей; стратегическая и тактическая сегментация рынка; нормирование конкурентоспособности товаров на конкретных рынках; нормирование параметров стратегии организации; изучение маркетинговой среды и конкурентов; уточнение нормативов конкурентоспособности товаров и организации; участие в разработке концепции товара, развития организации, выхода на рынок; ценообразование; выбор каналов распределения и сбыта; реклама; стимулирование увеличения доли рынка и ускорения продаж и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: