Предмет превентивной психологии

Превентивная психология направление юридической психологии, которое изучает природу и механизмы отклоняющегося поведения с позиции междисциплинарного системного подхода, включая личностные, социальные, социально-психологические, психолого-педагогические факторы, обусловливающие социальную патологию, а также предлагает научно обоснованные рекомендации по психологическому обеспечению, предупреждению, диагностике и коррекции отклоняющегося поведения

Объектом исследований отечественных превентивных психологов преимущественно являются социально-дезадаптивные дети и подростки (иначе – «трудновоспитуемые», «педагогогически запущенные»), чье отклоняющееся поведение носит формы агрессивного, корыстного или социально пассивного саморазрушающегося характера.

В отечественных научных традициях отклоняющееся поведение обычно изучается через анализ системы поступков или отдельных социальных действий, которые противоречат принятым в обществе правовым или нравственным нормам. К его основным видам относят как преступное (делинквентное), так и непротивоправное (уголовно не наказуемое) аморальное поведение (например, систематическое пьянство, стяжательство, сексуальные и другие формы асоциальной распущенности). Однако приведенное выделение видов девиантного поведения является достаточно условным, так как игнорирование морально-нравственных норм довольно часто перерастает в преступление или иное правонарушение.

Актуальность разработки нового, более многопланового (в том числе базирующегося на достижениях психологической науки) подхода к проблеме профилактики и предупреждения отклоняющегося поведения состоит в том, чтобы в постсоветской России при построении правового государства отказаться от ранее существовавшей «карательной профилактики», основанной на императиве санкций, мерах жесткого социального и административного контроля.

Новый подход должен включать «охранно-защитную профилактику», то есть представлять собой комплекс мероприятий социальной, правовой, медицинской, педагогической и психологической помощи и поддержки конкретным категориям граждан и их общностям.

Среди первостепенных задач превентивной психологии рассматриваются следующие:

1) выявление закономерностей и механизмов отклоняющегося поведения, а также факторов, вызывающих социопатогенез, и разработка мер по их нейтрализации;

2) психологическое обеспечение социально-правовой и коррекционно-реабилитационной практики, осуществляемой учреждениями и специальными службами различных ведомств (народного образования, социальной защиты, здравоохранения, правоохранительных органов и проч.).

Реализация первой задачи требует проведения системного исследования генезиса отклоняющегося поведения, где возможно вскрытие сложной взаимосвязи биологических, социальных и культурных факторов, играющих различную роль на разных этапах развития индивида.

Разноплановые негативные факторы, обусловливающие генезис асоциального поведения, можно классифицировать следующим образом:

1) индивидный фактор, действующий на уровне биопсихологических предпосылок асоциального поведения, которые могут затруднять социальную адаптацию индивида;

2) психолого-педагогический фактор, проявляющийся в дефектах семейного развития, школьного и других видов образования, в формализме воспитательных функций производственных коллективов и т.д.;

3) социально-психологический фактор, охватывающий неблагоприятные особенности взаимодействия человека со своим ближним окружением (в семье, в классе, на улице, на производстве и т.д.);

4) личностный фактор, раскрывающийся в активно-избирательном отношении человека к предпочитаемым видам деятельности и среде общения, а также к социальным нормам и ценностям, реализуемым конкретными государственными и общественными институтами;

5) социальный фактор, определяющийся политическими, социальными, правовыми, экономическими, культурными, этническими и другими условиями, которые имеют место в современном обществе.

Перечисленные факторы действуют не изолированно, а во взаимосвязи, в контексте жизненных ситуаций. При этом в различные возрастные периоды у них существует своя иерархия и негативный вклад различных факторов в генезис отклоняющегося поведения проявляется в разной мере.

Девиантное (отклоняющееся) поведение – поведение, противоречащее принятым в обществе правовым или нравственным нормам, преступное или аморальное. Такое поведение – результат асоциального развития личности, воздействия на нее неблагоприятных социальных ситуаций, наложения негативных социальных факторов на «слабые места» личности.

Механизмы девиантного поведения различны на разных стадиях психосоциального развития человека и в зависимости от наличия тех или иных факторов в конкретных жизненных ситуациях. Так, для трудновоспитуемых подростков характерны:

- переориентация жизненных целей в сторону достижения психологического комфорта, отношений компанейско-группового характера, сиюминутных удовольствий, потребительства, наживы;

- сверхидентификация со своей спонтанной группой сверстников и нарушение межличностных отношений со взрослыми (родителями, учителями и др.);

- подверженность эмоциональному заражению при демонстрации «иррационального протеста» как самоутверждения;

- определенная жестокость, вызванная, с одной стороны, упрощенным пониманием мужественности (отождествление ее с грубостью), а с другой – анонимностью группового поведения (появление чувства безнаказанности);

- ослабление чувства стыда, равнодушное отношение к переживаниям других, агрессивность, грубость, лживость, несамокритичность.

В связи с тем, что поведение трудновоспитуемого подростка преимущественно ситуативно, а социальные нормы еще не стали для него действенным регулятором, типичным является постоянное стремление выделиться и привлечь внимание (причем неважно чем: внешним видом, жаргоном, манерой поведения и проч.).

В отношении молодежи причины девиантного поведения часто объясняются реально имеющимся разрывом между возможностями и степенью удовлетворения потребностей. При этом именно стремление к преодолению такого разрыва чаще всего и является тем внутренним мотивом, который побуждает молодых людей с недостаточно устойчивой социальной ориентацией к поступкам и действиям, противоречащим социально-этическим или правовым нормам. Не случайно многим из них может быть поставлен такой страшный диагноз, как необратимая социальная патология.

В социально-психологическом плане в выборе механизмов девиантного поведения решающая роль отводится отношению самой личности к совершаемым ею нарушениям, реагированию на мнение окружающих, всего общества. Для большинства девиантов это отношение носит самооправдательный характер, в чем, в частности, и проявляются конкретные психологические механизмы защиты (проекция, вытеснение, отрицание, подавление и др.). Поэтому самооправдание своих асоциальных поступков и действий, какими бы тяжелыми и опасными они ни были, есть реальный психологический феномен, который может затруднить проведение с ними профилактической работы. Так, по данным криминологов, признание вины в совершенном преступлении встречается лишь у четверти убийц, воров, насильников и еще более редко у хулиганов. Среди алкоголиков каждый пятый мало озабочен тем, что о нем думают другие люди.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: