Средневековая философия (п-х1увв. )

1. ПАТРИСТИКА (П-УШвв.) – христианское богословие – Тертуллиан, Климент Александрийский, Ориген, Аврелий Августин. Отсьаивали религиозные христианские догматы против язычества и гностицизма., утверждая несовместимость античной мудрости с христианской верой.

Основные темы – проблема сущности и бытия Бога, происхождение зла в мире, теодицея (богооправдание), свобода воли и человека и возможность спасения души, проблема божественной предопределенности истории и человеческой жизни, обоснование нового линейного представления об истории.

2. СХОЛАСТИКА (1Х-Х1Увв.) – школьная философия, мудрость. Схоластика развивает проблематику патристики, систематизирует и рационализирует христианское мировоззрение.

ЭТАПЫ:

1. Ранняя (1Х-Х1вв.) – Эриугена, Ансельм Кентерберийский

2. Зрелая или классическая (ХП-ХШвв.) – Фома Аквинский, Пьер Абеляр, Иоанн Расцелин

3. Поздняя (ХШ-Х1Увв.) – Иоанн Дунс Скот, Уильям Оккам, Мейстер Экхард

Основные вопросы – проблема соотношения веры и разума, единичного и общего, о бытии Бога, возможности спасения души и др.

ПОЗИЦИИ СХОЛАСТИКИ:

1. Реализм – общее существует реально в виде идеальной или реальной вещи и не является конструктором человеческого ума. Поддерживался церковью. (Эриугена, Ансельм, Ф.Аквинский).

2. Номинализм – универсалии (общие идеи) являются простыми именами вещей, поэтому существуют только в разуме человека, и не обладают самостоятельным существованием в качестве вещи. Называют средневековой версией материализма. Но первичной остается духовная реальность. (Расцелин, Оккам).

3. Концептуализм – поздняя, примиряющая реализм и номинализм. Реально существуют отдельные вещи, а общее обретает реальность в сфере ума в виде понятий (Абеляр).

ПРИНЦИПЫ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ:

1. Теоцентризм – Бог есть центральная точка мировоззрения – основной принцип

2. Креационизм – вера в то, что все существующее является актом божественной воли, сотворено Богом из ничего

3. Провиденциализм – вера в божественную предопределенность всего существующего.

4. Эсхатологизм – вера в конец света и действенное ожидание его.

В период зрелой и особенно поздней схоластики – главная тема – проблема соотношения веры и разума. Возникает теория двойственной истины, утверждающая независимое существование истин откровения и истин разума.

Некоторые вопросы и ответы.

1. Автор теории о граде божьем – А. Блаженный (Аврелий Августин).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: