1. ПАТРИСТИКА (П-УШвв.) – христианское богословие – Тертуллиан, Климент Александрийский, Ориген, Аврелий Августин. Отсьаивали религиозные христианские догматы против язычества и гностицизма., утверждая несовместимость античной мудрости с христианской верой.
Основные темы – проблема сущности и бытия Бога, происхождение зла в мире, теодицея (богооправдание), свобода воли и человека и возможность спасения души, проблема божественной предопределенности истории и человеческой жизни, обоснование нового линейного представления об истории.
2. СХОЛАСТИКА (1Х-Х1Увв.) – школьная философия, мудрость. Схоластика развивает проблематику патристики, систематизирует и рационализирует христианское мировоззрение.
ЭТАПЫ:
1. Ранняя (1Х-Х1вв.) – Эриугена, Ансельм Кентерберийский
2. Зрелая или классическая (ХП-ХШвв.) – Фома Аквинский, Пьер Абеляр, Иоанн Расцелин
3. Поздняя (ХШ-Х1Увв.) – Иоанн Дунс Скот, Уильям Оккам, Мейстер Экхард
Основные вопросы – проблема соотношения веры и разума, единичного и общего, о бытии Бога, возможности спасения души и др.
|
|
ПОЗИЦИИ СХОЛАСТИКИ:
1. Реализм – общее существует реально в виде идеальной или реальной вещи и не является конструктором человеческого ума. Поддерживался церковью. (Эриугена, Ансельм, Ф.Аквинский).
2. Номинализм – универсалии (общие идеи) являются простыми именами вещей, поэтому существуют только в разуме человека, и не обладают самостоятельным существованием в качестве вещи. Называют средневековой версией материализма. Но первичной остается духовная реальность. (Расцелин, Оккам).
3. Концептуализм – поздняя, примиряющая реализм и номинализм. Реально существуют отдельные вещи, а общее обретает реальность в сфере ума в виде понятий (Абеляр).
ПРИНЦИПЫ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ:
1. Теоцентризм – Бог есть центральная точка мировоззрения – основной принцип
2. Креационизм – вера в то, что все существующее является актом божественной воли, сотворено Богом из ничего
3. Провиденциализм – вера в божественную предопределенность всего существующего.
4. Эсхатологизм – вера в конец света и действенное ожидание его.
В период зрелой и особенно поздней схоластики – главная тема – проблема соотношения веры и разума. Возникает теория двойственной истины, утверждающая независимое существование истин откровения и истин разума.
Некоторые вопросы и ответы.
1. Автор теории о граде божьем – А. Блаженный (Аврелий Августин).