Дисциплина «Социология» относится к дисциплинам по выбору студента вариативной части цикла гуманитарных, социальных и экономических дисциплин (В.1.1).
Необходимыми условиями для освоения дисциплины являются входные знания, навыки и компетенции студента. Для изучения дисциплины студент должен
Знать:
- специфику наук об обществе, этапы развития знаний об обществе, основные направления общественной мысли;
- понятия социальной реальности, общества, культуры, личности, ценностей и норм, общественных отношений, социальных групп, власти и господства, семьи, общественного мнения;
Уметь:
- определять основные понятия, указывая на отличительные признаки изучаемых социальных явлений и процессов, сравнивать изучаемые явления и процессы;
- раскрывать абстрактные понятия на конкретных примерах из современной социальной жизни;
- находить связи между изучаемыми социальными явлениями и процессами, объяснять изучаемые социальные явления и процессы, приводить примеры, аргументировать свою мысль теоретическими определениями и приводить соответствующие факты;
|
|
- самостоятельно находить дополнительную информацию для подготовки к письменным и устным ответам, логически выстраивать письменный текст и устное выступление, формулировать вопросы для обсуждения темы;
Владеть:
- способностью к самостоятельной познавательной деятельности, к организации самостоятельной работы, использованию и передачи информации, освоению способов интеллектуального и социокультурного развития;
- способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем;
- способностью выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения;
- способностью представлять себя и свое мнение в письменной и устной форме, вести письменную коммуникацию, задавать вопросы, вести дискуссию, конструктивно взаимодействовать в группе.
Содержание дисциплины является логическим продолжением содержания дисциплины «Обществознание» в программе средней школы, дисциплины базовой части цикла гуманитарных, социальных и экономических дисциплин – «История» (Б.1.) и служит основой для освоения базовой и вариативной части цикла гуманитарных, социальных и экономических дисциплин (В.1., В.1.1.) – Философия, экономическая теория, правоведение, психология.
КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ / ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАНИЯ И КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА ПО ЗАВЕРШЕНИИ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций (в соответствии с ФГОС ВПО и требованиями к результатам освоения ООП).
|
|
Общекультурных:
- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
- способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4);
- способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);
- осознает социальной значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-11).
В результате изучения дисциплины студент должен
Знать:
- основные этапы развития социологической мысли и современных направлений социологической теории;
- определения общества как социальной реальности и целостной саморегулирующейся системы;
- социальные институты, обеспечивающих воспроизводство общественных отношений;
- основные этапы культурно-исторического развития обществ, механизмов и форм социальных изменений;
- социологическое понимание личности, понятие социализации и социального контроля;
- межличностные отношения в группах; особенности формальных и неформальных отношений; природу лидерства и функциональной зависимости;
- механизм возникновения и разрешения социальных конфликтов;
- культурно-исторические типы социального неравенства и стратификации; представления о горизонтальной и вертикальной мобильности;
- основные проблемы стратификации российского общества, возникновения классов, причины бедности и неравенства, взаимоотношений социальных групп, общностей, этносов;
- методы социологических исследований.
Уметь:
- обосновывать общественную значимость социологии;
- осмысливать общественные явления и ориентироваться в них;
- видеть различия и связи некоторых базовых предположений об обществе и способах его познания, рассматривая социальные явления, институты и процессы с разных точек зрения, формулировать критическую позицию по проблеме, сопоставляя и сравнивая некоторые теоретические перспективы;
- различать виды социальных групп и их вклад в процессы социализации;
- объяснить различные подходы к определению культуры, сравнить подходы этноцентризма и культурного релятивизма, показать роль культуры и социализации в воспроизводстве социального порядка и социальных изменениях;
- применять понятия субкультуры, культурного разнообразия к обсуждению современных социальных реалий;
- описать измерения социального неравенства и типы стратификации, дать определения понятиям класса и статуса, раскрыть некоторые особенности социальной стратификации российского общества;
- представлять результаты аналитической работы в устной и письменной формах, с использованием визуальных форм презентации;
- использовать фундаментальные социологические знания на практике, а именно, использовать понятийный аппарат социологии для описания и анализа конкретных социальных ситуаций в России и мире;
Владеть:
- способами анализа жизненных явлений и социальных проблем современного общества, применяя основные социологические категории;
- навыками поиска и отбора информации из различных типов источников, включая Интернет, отечественную и зарубежную литературу;
- навыками и приемами самостоятельной индивидуальной подготовки, конструктивной коммуникации, участия в дискуссии, представления результатов индивидуальной и групповой аналитической работы в устной и письменной форме, использованием визуальных презентационных технологий.
4 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
4.1 Объем дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.
|
|
Вид учебной работы | Трудоемкость дисциплины | Семестры (кол-во недель в семестре) | ||
Всего часов | Из них в интер-активной форме | (18) | ||
Аудиторные занятия (всего) | ||||
в том числе: | Лекции (Л) | |||
Лабораторные работы (ЛР) | - | - | - | |
Практические занятия (ПЗ) | ||||
Самостоятельная работа студента(СРС)(всего),в том числе: | ||||
СРС в семестре: | ||||
Изучение лекционного материала | ||||
Изучение вопросов, выносимых на самостоятельное изучение | ||||
Подготовка докладов и участие в научно-практических конференциях | ||||
СРС в сессию: | зачет | |||
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) | зачет | зачет | ||
Общая трудоемкость, час. | ||||
Общая трудоемкость, зачетные единицы |
4.2. Разделы дисциплины, виды занятий и формируемые компетенции по разделам учебной дисциплины.
№ п./п. | Наименование раздела дисциплины | Виды учебной работы в часах | Всего часов (без экзамена) | Формируемые компетенции (ОК, ПК) | |||
Л | ЛР | ПЗ | СРС | ||||
Введение в социологию | - | ОК-1, ОК-4, ОК-6, ОК-11 | |||||
Социологический анализ общества | - | ОК-1, ОК-4, ОК-6, ОК-11 | |||||
Социология личности | - | ОК-1, ОК-4, ОК-6, ОК-11 | |||||
Субъекты социальной жизни | - | ОК-1, ОК-4, ОК-6, ОК-11 | |||||
Социология конфликта | - | ОК-1, ОК-4, ОК-6, ОК-11 | |||||
Организация социологического исследования | - | ОК-1, ОК-4, ОК-6, ОК-11 | |||||
Всего часов: | - |
4.3 Тематический план лекционных занятий
№ п./п. | № раздела дисциплины | Тема лекционных занятий | Трудоемкость, ч. |
Объект, предмет и функции социологии | |||
Общество как социокультурная система | |||
Социальная структура и стратификация общества | |||
Культура как система ценностей и норм | |||
Социализация личности | |||
Социальные общности и социальные группы | |||
Социальные институты | |||
Социальные конфликты | |||
Методология и методы социологического исследования | |||
Всего часов: |
4.4 Тематический план практических занятий
|
|
№ п./п. | № раздела дисциплины | Темы практических (семинарских) занятий | Трудоемкость, ч. |
Объект, предмет и функции социологии | |||
Общество как социокультурная система | |||
Социальная структура и стратификация общества | |||
Культура как система ценностей и норм | |||
Социализация личности | |||
Социальные общности и социальные группы | |||
Социальные институты | |||
Социальные конфликты | |||
Методология и методы социологического исследования | |||
Всего часов: |
4.5 Тематический план лабораторных работ
№ п./п. | № раздела дисциплины | Темы лабораторных работ | Трудоемкость, ч. |
Лабораторные работы учебным планом не предусмотрены
4.6 Самостоятельная работа студентов
№ раздела дисциплины | Содержание работы | Трудо-емкость, ч. | Формы контроля |
Стк: 1. Предметная область социологии. 2. Роль социологии в общественном развитии. 3. Течения, школы и направления, существующие в современной западной социологии. 4. Основные течения дореволюционного периода в русской социологической науке. | Зач | ||
Ппз | Зач | ||
Нр | Зач | ||
Па | Зач | ||
Стк: 1.Социальная маргинальность. | Зач | ||
Ппз | Зач | ||
Нр | Зач | ||
Па | Зач | ||
Стк: 1. Социокультурные ценности. 2. Девиантное поведение. | Зач | ||
Ппз | Зач | ||
Нр | Зач | ||
Па | Зач | ||
Стк: 1. Факторы, влияющие на формирование социальной общности. 2. Типы этносов. | Зач | ||
Ппз | Зач | ||
Нр | Зач | ||
Па | Зач | ||
Ппз | Зач | ||
Нр | Зач | ||
Па | Зач | ||
Ппз | Зач | ||
Нр | Зач | ||
Па | Зач | ||
Итого: |
Виды СРС:
Стк – Самостоятельная работа по теоретическому курсу (работа студента над вопросами, выносимыми на самостоятельное изучение);
Ппз – подготовка к практическим занятиям;
Нр – научно-исследовательская работа;
Па –подготовка к зачету.
Формы контроля:
Зач - зачет.
Самостоятельная работа студентов по дисциплине «Социология» организуется в следующих видах:
1. Самостоятельная работа по теоретическому курсу. Включает работу со словарями и справочниками; ознакомление с нормативными документами; работу с конспектами лекций; работу над учебным материалом (учебника, первоисточника, статьи, дополнительной литературы, в том числе с материалами, полученными по сети Интернет); конспектирование текстов; ответы на контрольные вопросы.
2. Подготовка к практическим занятиям. Включает работу с учебно-методической литературой курса, работу над учебным материалом (учебника, нормативных документов, дополнительной литературы, в том числе с материалами, полученными по сети Интернет), ответы на контрольные вопросы.
3. Научно-исследовательская работа. Эта часть работы осуществляется студентами с целью более детального (углубленного) изучения проблемных аспектов отдельных тем дисциплины. В рабочей программе приводится перечень тем для подготовки индивидуальных докладов. По итогам проделанной работы студенты готовят электронную презентацию с изложением основных результатов проведенного теоретического (практического) исследования. Преподавателем организуется научная или научно-практическая конференция, где заслушиваются подготовленные доклады и обсуждаются результаты работы.
4. Подготовка к зачету. При подготовке к зачету проработать вопросы, выносимые на зачет с учетом вопросов выносимых на самостоятельного изучения. Внимательно изучить разделы дисциплины с использованием основной и дополнительной литературы, конспектов лекций, конспектов лабораторных работ, ресурсов Интернет.