Место учебной дисциплины в структуре ООП ВПО. Дисциплина «социология» относится к дисциплинам по выбору студента вариативной части цикла гуманитарных

Дисциплина «Социология» относится к дисциплинам по выбору студента вариативной части цикла гуманитарных, социальных и экономических дисциплин (В.1.1).

Необходимыми условиями для освоения дисциплины являются входные знания, навыки и компетенции студента. Для изучения дисциплины студент должен

Знать:

- специфику наук об обществе, этапы развития знаний об обществе, основные направления общественной мысли;

- понятия социальной реальности, общества, культуры, личности, ценностей и норм, общественных отношений, социальных групп, власти и господства, семьи, общественного мнения;

Уметь:

- определять основные понятия, указывая на отличительные признаки изучаемых социальных явлений и процессов, сравнивать изучаемые явления и процессы;

- раскрывать абстрактные понятия на конкретных примерах из современной социальной жизни;

- находить связи между изучаемыми социальными явлениями и процессами, объяснять изучаемые социальные явления и процессы, приводить примеры, аргументировать свою мысль теоретическими определениями и приводить соответствующие факты;

- самостоятельно находить дополнительную информацию для подготовки к письменным и устным ответам, логически выстраивать письменный текст и устное выступление, формулировать вопросы для обсуждения темы;

Владеть:

- способностью к самостоятельной познавательной деятельности, к организации самостоятельной работы, использованию и передачи информации, освоению способов интеллектуального и социокультурного развития;

- способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем;

- способностью выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения;

- способностью представлять себя и свое мнение в письменной и устной форме, вести письменную коммуникацию, задавать вопросы, вести дискуссию, конструктивно взаимодействовать в группе.

Содержание дисциплины является логическим продолжением содержания дисциплины «Обществознание» в программе средней школы, дисциплины базовой части цикла гуманитарных, социальных и экономических дисциплин – «История» (Б.1.) и служит основой для освоения базовой и вариативной части цикла гуманитарных, социальных и экономических дисциплин (В.1., В.1.1.) – Философия, экономическая теория, правоведение, психология.

КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ / ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАНИЯ И КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА ПО ЗАВЕРШЕНИИ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций (в соответствии с ФГОС ВПО и требованиями к результатам освоения ООП).

Общекультурных:

- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

- способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4);

- способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);

- осознает социальной значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-11).

В результате изучения дисциплины студент должен

Знать:

- основные этапы развития социологической мысли и современных направлений социологической теории;

- определения общества как социальной реальности и целостной саморегулирующейся системы;

- социальные институты, обеспечивающих воспроизводство общественных отношений;

- основные этапы культурно-исторического развития обществ, механизмов и форм социальных изменений;

- социологическое понимание личности, понятие социализации и социального контроля;

- межличностные отношения в группах; особенности формальных и неформальных отношений; природу лидерства и функциональной зависимости;

- механизм возникновения и разрешения социальных конфликтов;

- культурно-исторические типы социального неравенства и стратификации; представления о горизонтальной и вертикальной мобильности;

- основные проблемы стратификации российского общества, возникновения классов, причины бедности и неравенства, взаимоотношений социальных групп, общностей, этносов;

- методы социологических исследований.

Уметь:

- обосновывать общественную значимость социологии;

- осмысливать общественные явления и ориентироваться в них;

- видеть различия и связи некоторых базовых предположений об обществе и способах его познания, рассматривая социальные явления, институты и процессы с разных точек зрения, формулировать критическую позицию по проблеме, сопоставляя и сравнивая некоторые теоретические перспективы;

- различать виды социальных групп и их вклад в процессы социализации;

- объяснить различные подходы к определению культуры, сравнить подходы этноцентризма и культурного релятивизма, показать роль культуры и социализации в воспроизводстве социального порядка и социальных изменениях;

- применять понятия субкультуры, культурного разнообразия к обсуждению современных социальных реалий;

- описать измерения социального неравенства и типы стратификации, дать определения понятиям класса и статуса, раскрыть некоторые особенности социальной стратификации российского общества;

- представлять результаты аналитической работы в устной и письменной формах, с использованием визуальных форм презентации;

- использовать фундаментальные социологические знания на практике, а именно, использовать понятийный аппарат социологии для описания и анализа конкретных социальных ситуаций в России и мире;

Владеть:

- способами анализа жизненных явлений и социальных проблем современного общества, применяя основные социологические категории;

- навыками поиска и отбора информации из различных типов источников, включая Интернет, отечественную и зарубежную литературу;

- навыками и приемами самостоятельной индивидуальной подготовки, конструктивной коммуникации, участия в дискуссии, представления результатов индивидуальной и групповой аналитической работы в устной и письменной форме, использованием визуальных презентационных технологий.

4 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1 Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.

Вид учебной работы Трудоемкость дисциплины Семестры (кол-во недель в семестре)
Всего часов Из них в интер-активной форме (18)
Аудиторные занятия (всего)      
в том числе: Лекции (Л)      
  Лабораторные работы (ЛР) - - -
  Практические занятия (ПЗ)      
Самостоятельная работа студента(СРС)(всего),в том числе:      
СРС в семестре:        
  Изучение лекционного материала      
  Изучение вопросов, выносимых на самостоятельное изучение      
  Подготовка докладов и участие в научно-практических конференциях      
СРС в сессию: зачет      
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)   зачет     зачет
Общая трудоемкость, час.      
Общая трудоемкость, зачетные единицы      

4.2. Разделы дисциплины, виды занятий и формируемые компетенции по разделам учебной дисциплины.

№ п./п. Наименование раздела дисциплины Виды учебной работы в часах Всего часов (без экзамена) Формируемые компетенции (ОК, ПК)
Л ЛР ПЗ СРС
  Введение в социологию   -       ОК-1, ОК-4, ОК-6, ОК-11
  Социологический анализ общества   -       ОК-1, ОК-4, ОК-6, ОК-11
  Социология личности   -       ОК-1, ОК-4, ОК-6, ОК-11
  Субъекты социальной жизни   -       ОК-1, ОК-4, ОК-6, ОК-11
  Социология конфликта   -       ОК-1, ОК-4, ОК-6, ОК-11
  Организация социологического исследования   -       ОК-1, ОК-4, ОК-6, ОК-11
Всего часов:   -        

4.3 Тематический план лекционных занятий

№ п./п. № раздела дисциплины Тема лекционных занятий Трудоемкость, ч.
    Объект, предмет и функции социологии  
    Общество как социокультурная система  
    Социальная структура и стратификация общества  
    Культура как система ценностей и норм  
    Социализация личности  
    Социальные общности и социальные группы  
    Социальные институты  
    Социальные конфликты  
    Методология и методы социологического исследования  
Всего часов:  

4.4 Тематический план практических занятий

№ п./п. № раздела дисциплины Темы практических (семинарских) занятий Трудоемкость, ч.
    Объект, предмет и функции социологии  
    Общество как социокультурная система  
    Социальная структура и стратификация общества  
    Культура как система ценностей и норм  
    Социализация личности  
    Социальные общности и социальные группы  
    Социальные институты  
    Социальные конфликты  
    Методология и методы социологического исследования  
Всего часов:  

4.5 Тематический план лабораторных работ

№ п./п. № раздела дисциплины Темы лабораторных работ Трудоемкость, ч.
       

Лабораторные работы учебным планом не предусмотрены

4.6 Самостоятельная работа студентов

№ раздела дисциплины Содержание работы Трудо-емкость, ч. Формы контроля
  Стк: 1. Предметная область социологии. 2. Роль социологии в общественном развитии. 3. Течения, школы и направления, существующие в современной западной социологии. 4. Основные течения дореволюционного периода в русской социологической науке.   Зач
Ппз   Зач
Нр   Зач
Па   Зач
  Стк: 1.Социальная маргинальность.   Зач
Ппз   Зач
Нр   Зач
Па   Зач
  Стк: 1. Социокультурные ценности. 2. Девиантное поведение.   Зач
Ппз   Зач
Нр   Зач
Па   Зач
  Стк: 1. Факторы, влияющие на формирование социальной общности. 2. Типы этносов.   Зач
Ппз   Зач
Нр   Зач
Па   Зач
  Ппз   Зач
Нр   Зач
Па   Зач
  Ппз   Зач
Нр   Зач
Па   Зач
Итого:      

Виды СРС:

Стк – Самостоятельная работа по теоретическому курсу (работа студента над вопросами, выносимыми на самостоятельное изучение);

Ппз – подготовка к практическим занятиям;

Нр – научно-исследовательская работа;

Па –подготовка к зачету.

Формы контроля:

Зач - зачет.

Самостоятельная работа студентов по дисциплине «Социология» организуется в следующих видах:

1. Самостоятельная работа по теоретическому курсу. Включает работу со словарями и справочниками; ознакомление с нормативными документами; работу с конспектами лекций; работу над учебным материалом (учебника, первоисточника, статьи, дополнительной литературы, в том числе с материалами, полученными по сети Интернет); конспектирование текстов; ответы на контрольные вопросы.

2. Подготовка к практическим занятиям. Включает работу с учебно-методической литературой курса, работу над учебным материалом (учебника, нормативных документов, дополнительной литературы, в том числе с материалами, полученными по сети Интернет), ответы на контрольные вопросы.

3. Научно-исследовательская работа. Эта часть работы осуществляется студентами с целью более детального (углубленного) изучения проблемных аспектов отдельных тем дисциплины. В рабочей программе приводится перечень тем для подготовки индивидуальных докладов. По итогам проделанной работы студенты готовят электронную презентацию с изложением основных результатов проведенного теоретического (практического) исследования. Преподавателем организуется научная или научно-практическая конференция, где заслушиваются подготовленные доклады и обсуждаются результаты работы.

4. Подготовка к зачету. При подготовке к зачету проработать вопросы, выносимые на зачет с учетом вопросов выносимых на самостоятельного изучения. Внимательно изучить разделы дисциплины с использованием основной и дополнительной литературы, конспектов лекций, конспектов лабораторных работ, ресурсов Интернет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: