Методы истории психологии

Теоретическая реконструкция [метод, заимство­ванный из других наук) - предполагает описание и крити­ческий анализ научных систем прошлого, конкретных программ получении, обоснования и систематизации психологического знание. Результаюм этого исследова­ния является ретроспективное воспроизведение научных концепций, проблем, исследовательских методов в их исторической последовательности в соответствии с логи­кой предмета.

Изучение научных школ - изучение внутренних аспектов и особенностей той или иной школы, разрабо­танных и используемых ею способов производства науч­ных знаний, характера научного общения между самими представителями школы, схожести и различий их мнении, оценок, критики.

Изучение архивных материалов - поиск научных трудов и их комментирование, снабжение сносками и примечаниями.

Интервьюирование - беседа исследователя с ученым, представителем той или иной школы с целью получения материалов в соответствии с конкретными задачами исследования с помощью определенных вопросов.

Биографический и автобиографический методы - воссоздание атмосферы реальной жизни ученого -создателя теории, источников его духовного развития, понимание причин создания теории.

АНИЛИЗ научных ссылок - установление частоты 'дотирования научных трудов с целью получения сведений о связях между научными направлениями, об актуальном состоянии науки и о тенденциях ее развития.

Источниками изучения истории психологии являются материалы, в которых собран весь исторический процесс психологических знаний, работы самих ученых, философов, психологов, материалы других общественных наук.

3. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПСИХИКЕ В ПЕРВОБЫТНОМ СОЗНАНИИ И АНТИЧНОСТИ

Первобытные представления о психикевозникли в первобытных религий» и верованиях людей, в мифоло­гии, в художественном народном творчестве. Душа рас­сматривалась как что-то неземное, таинственное и непо­знанное. Душа определяет жизнь и деятельность животного и человека, а смерть или сон объясняются соответствен­но ее постоянным или временным отсутствием. В перво­бытном мире царило мифологическое понимание жизни, где тела заселяются душами, а человеческой жизнью пра­вят боги, которые наделяются определенными стилями поведения: коварством, мудростью, мстительностью и завистью. С переходом на более высокую стадию разви­тия общества пришло понимание себя как части окружаю­щего мира, созданного богами.

Античность ознаменовала собой новый этап в исто­рии человечества: культурный расцвет, возникновение многочисленных философских школ, появление выдаю­щихся исследователей и первые попытки подвести под явления окружающего мира философскую, а часто и науч­ную основу, были предприняты шаги понять и описать психику человека. Начало науки психологии было поло­жено именно в античности, а у истоков формирования этой науки стояли великие древнегреческие мыслители и философы: Платон, Аристотель, Гиппократ, Демокрит.

Анимизм (от Лат. - душа) был одним из Первых мифологических учений о душе в античной философии и рассматривал психику человека с точки зрения мифоло­гии и психологии богов. Душа понималась как особый признак, который не виден за конкретными повседневными вещами и который покидает человеческое тело с его последним дыханием.

Переход от анимизма к гилозоизму ознаменовал революцию в античной научной мысли. В гилозоизме весь мир, космос считался изначально живым; границы между живым, неживым и психическим не проводилось -все они рассматривались как порождения единой живой материи. Гилозоизм покончил с анимизмом и впервые подчинил душу (психику) общим законам природы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: