Теоретическая реконструкция [метод, заимствованный из других наук) - предполагает описание и критический анализ научных систем прошлого, конкретных программ получении, обоснования и систематизации психологического знание. Результаюм этого исследования является ретроспективное воспроизведение научных концепций, проблем, исследовательских методов в их исторической последовательности в соответствии с логикой предмета.
Изучение научных школ - изучение внутренних аспектов и особенностей той или иной школы, разработанных и используемых ею способов производства научных знаний, характера научного общения между самими представителями школы, схожести и различий их мнении, оценок, критики.
Изучение архивных материалов - поиск научных трудов и их комментирование, снабжение сносками и примечаниями.
Интервьюирование - беседа исследователя с ученым, представителем той или иной школы с целью получения материалов в соответствии с конкретными задачами исследования с помощью определенных вопросов.
|
|
Биографический и автобиографический методы - воссоздание атмосферы реальной жизни ученого -создателя теории, источников его духовного развития, понимание причин создания теории.
АНИЛИЗ научных ссылок - установление частоты 'дотирования научных трудов с целью получения сведений о связях между научными направлениями, об актуальном состоянии науки и о тенденциях ее развития.
Источниками изучения истории психологии являются материалы, в которых собран весь исторический процесс психологических знаний, работы самих ученых, философов, психологов, материалы других общественных наук.
3. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПСИХИКЕ В ПЕРВОБЫТНОМ СОЗНАНИИ И АНТИЧНОСТИ
Первобытные представления о психикевозникли в первобытных религий» и верованиях людей, в мифологии, в художественном народном творчестве. Душа рассматривалась как что-то неземное, таинственное и непознанное. Душа определяет жизнь и деятельность животного и человека, а смерть или сон объясняются соответственно ее постоянным или временным отсутствием. В первобытном мире царило мифологическое понимание жизни, где тела заселяются душами, а человеческой жизнью правят боги, которые наделяются определенными стилями поведения: коварством, мудростью, мстительностью и завистью. С переходом на более высокую стадию развития общества пришло понимание себя как части окружающего мира, созданного богами.
Античность ознаменовала собой новый этап в истории человечества: культурный расцвет, возникновение многочисленных философских школ, появление выдающихся исследователей и первые попытки подвести под явления окружающего мира философскую, а часто и научную основу, были предприняты шаги понять и описать психику человека. Начало науки психологии было положено именно в античности, а у истоков формирования этой науки стояли великие древнегреческие мыслители и философы: Платон, Аристотель, Гиппократ, Демокрит.
|
|
Анимизм (от Лат. - душа) был одним из Первых мифологических учений о душе в античной философии и рассматривал психику человека с точки зрения мифологии и психологии богов. Душа понималась как особый признак, который не виден за конкретными повседневными вещами и который покидает человеческое тело с его последним дыханием.
Переход от анимизма к гилозоизму ознаменовал революцию в античной научной мысли. В гилозоизме весь мир, космос считался изначально живым; границы между живым, неживым и психическим не проводилось -все они рассматривались как порождения единой живой материи. Гилозоизм покончил с анимизмом и впервые подчинил душу (психику) общим законам природы.