Цивилизационная теория истории

В XIX в зародилась идея цивилизационного пути развития общества, концепция истории как совокупности цивилизаций. Один из её основателей – русский ученый Н. Я. Данилевский.В книге «Россия и Европа» он рассматривает цивилизации как своеобразные, несовпадающие культурно-исторические типы и выделяет 13 типов организации социальных образований. Данилевский считал, что появляется новый русско-славянсктй культурный тип, призванный воссоединить человечество.

Значительную роль в развитии цивил теории сыграл О. Шпенглер.

В «Закате Европы» выделял 8 высших культур и также говорил о предстоящем расцвете русской культуры. Шпенглер различал культуру и цивилизацию, цивилизация – последняя фаза развития культуры накануне её гибели. По Шпенглеру каждой культуре отведён определенный лимит времени от зарождения до упадка.

Значение концепций Шпенглера и Данилевского в том, что они подчеркивают многообразие в истории человечества, роль духовных традиций, обычаев и нравов.

Дальнейшее развитие теории– Тойнби

«Исследование истории». Взгляды Тойнби значительно эволюционировали на протяжении его творчества. В первых томах они во многом сходны со Шпенглером, разрозненность цивилизаций, их независимость, невозможность говорить о всеобщей истории, у каждой цивилизации свой срок существования. Движущая сила развития цивилизации – диалектика вызова-ответа. Пока творческая элита в состоянии отвечать на вызовы – процветание, когда бессильна ответить – надлом, упадок и гибель. Тойнби выделял 19 цивилизаций + два ответвления, в числе которых были родственные и полностью изолированные.

Затем Тойнби отходит от некоторых положений. многие цивилизации воспринимают наследие предшественниц, идея последовательных цивилизаций первого, второго и третьего поколений. (e. g. крито-минойская цивилизаций – эллинизм –Запад). 15 цивилизаций вместо 21. Три модели (эллинистическая, китайская, израильская), вместо одной эллинистической в основе построений. Переход к универсальному объяснению всеобщей истории, общечеловеческому характеру истории, признанию необходимости сближения, а в перспективе религиозного и нравственного единства человечества.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: