Для торгового предприятия критическими факторами успеха являются, прежде всего, качество товаров, сервис, закупка и сбыт, маркетинг, финансовый учет и профессионализм работников торгового зала. Ни в одной из этих сфер деятельности торгового предприятия нельзя допускать грубых ошибок. Стратегия ведения бизнеса должна быть клиенториентированной.
Борьба за рынок сегодня уже не обходится одним улучшением качества товара и снижением его цены. С образованием высококонкурентного, насыщенного товарами и услугами, рынка отношения с потребителями приобрели новый характер. Теперь соревнование происходит не на уровне производства или продажи, а на уровне работы с клиентами.
Качество сервиса на предприятии будет оцениваться по возможности помощи при замене комплектующих, оказании необходимых консультационных услуг, профессиональной помощи при выборе необходимых товаров. Таким образом, сервис в торговом предприятии очень тесно связан с профессионализмом работников торгового зала.
Однако профессионализм работников торгового зала не ограничивается четким знанием свойств и качеств, предлагаемого товара. Кроме этого продавец должен соблюдать правила культуры обслуживания, что является дополнительным фактором привлечения покупателей. Несоблюдение данных правил в большинстве случаев приведет к потере определенного контингента потребителей, что, безусловно, отрицательно повлияет на объем продаж и результаты деятельности торгового предприятия.
Задачами заведующего магазином является контроль за деятельностью торговой точки, повышение уровня квалификации сотрудников, работа с менеджерами по продажам. Также он должен отлеживать и информировать работников торгового зала об изменениях в цене, условиях продажи, наличии товарного запаса на складе организации.
Фактором успеха предприятия все чаще становятся вопросы реорганизации бизнес-процедур. Но чаще всего перед предприятием возникает проблема совершенствования бизнес-процесов из-за быстро меняющихся условий рынка, а также из-за изменений в технологии и потребностях клиенты. Поэтому компании необходимо постоянно менять тактику и стратегию конкурирования на рынке торговли. Изменение бизнес-процессов поможет повысить эффективность каждого из процессов в отдельности и обеспечит их наилучшее взаимодействие.
В общем виде бизнес–процессы торгового предприятия, характерные для розничного магазина компании «Аквилон» можно представить в виде схемы на рис. 1.
![]() |
![]() | |||
![]() |
Рис. 1 - Модель бизнес-процессов в компании «Аквилон»
К участникам бизнес-процессов на предприятии «Аквилон» относятся: покупатель, менеджер по продажам, заведующий магазином, работники склада и непосредственно производитель продукции, необходимой для клиента организации.
Таблица 6 – Основные функции сотрудников организации (фактическое состояние «Как есть»)
Должность/ Количество сотрудников, чел | Тип входящей информации | Источник входящей информации | Тип исходящей информации | Получатель исходящей информации |
Заведующий магазином | 1.заявки 2. счета к оплате 3.коммерческие предложения 4.платежные поручения | 1.менеджеры по продажам 2.другие организации 3.обслуживающие организации (банк, электроэнергетическая организация др.) 4. поставщики | 1.платежные поручения 2.коммерческие предложения 3.счета на оплату 4. прайс-лист 5.отчет по продажам | 1.менеджер по продажам 2. директор 3.поставщик (производитель) |
менеджеры по продажам | 1.заявки на товар 2.пожелания клиентов 3.поручения зав. магазином, директора 4.информация о заказном товаре 5.информация о количестве единиц товара на складе | 1.клиенты 2.директор 3.зав. магазином 4.работники склада | 1. 1.информ-ия о заказном товаре 2. 2.заявка на товар 3. 3.счёт на оплату 4. 4.коммер-ое предложение 5. 5.платежные поручения | 1. клиенты 2.зав. магазином 3. поставщики 4.работники склада |
работники склада (сборщики, грузчики) | 1. накладные 2. заявка на товар 3.поручения зав. магазином, директора, менеджеров по продажам | 1. поставщики 2.зав. магазином 3.менеджеры по продажам | 1. информация о количестве единиц товара на складе | 1.менеджеры по продажам 2.зав. магазином |
На анализируемом предприятии наиболее проблемными являются вопросы неосведомленности продавцов о сроках поступления товаров на склад, о статусе проведения сделки с клиентами и поставщиками. Всё чаще клиентам приходится тратить своё время на ожидание, когда продавец уточнит информацию у зав. магазином по поступлению товара на склад, а он непосредственно у поставщика. Также каждый раз смены продавцов меняются, и у них уходит некоторое время, чтобы изучить историю продаж и сделок с клиентами других менеджеров.
Поэтому в настоящее время необходимо направить основное внимание и ресурсы именно на исправление данной ситуации на предприятии.
Решение этой проблемы видится во внедрении в менеджмент компании нового инновационного продукта, такого как информационная система. Комплексная информационная система - деловая стратегия привлечения (выбора) и управления клиентами, нацеленная на оптимизацию их ценности в долгосрочной перспективе. ИС предполагает наличие в организации философии и культуры, ориентированных на клиента, направленных на эффективность работы в области маркетинга, продаж и сервисного обслуживания. ИС-приложения делают возможным эффективное управление взаимоотношениями с клиентами при условии, что предприятие имеет правильные цели, стратегию и культуру.
ИС - это подход к управлению, модель, которая помещает клиента в центр бизнес-процессов и методов работы компании. ИС предоставляет самую современную технологию, объединённую со стратегическим планированием, методами маркетинга, организационными и техническими средствами.
После внедрения комплексной информационной системы предполагается получить модель «Как будет», рис.2.
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | |||||||
![]() | |||||||
![]() | |||||||
![]() | |||||||
Рис.4 – Вариант модели бизнес-процессов «Аквилон» после внедрения ИС
Таблица 7 - Основные требования к информации и персоналу
Персонал | Тип входящей информации | Тип исходящей информации | Степень конфиденциальности, тип конфиденциальной информации | Уровень доступа (полный, ограниченный) | Необходимость в ознакомлении персонала с правилами, аттестационные требования | Необходимость в ЭЦП, паролях и др. мерах по защите информации |
I. Персонал, использующий ИС | ||||||
1. Менеджер по продажам | -Данные контрагентов, -кол-во и вид товара | - статус сделки -задачи -уровень продаж | Конфиденциальная информация | полный | Необходимо | да |
2. Зав. магазином | -Данные контрагентов, -кол-во и вид товара | - статус сделки - задачи - уровень продаж | Конфиденциальная информация | полный | необходимо | да |
II. Персонал, обслуживающий ИС | ||||||
1. Специалист по ИТ | существующая клиентская база | существующая клиентская база | Конфиденциальная информация | ограниченный | - | да |