Субъект культуры — человек культуры 6 страница

Имеется определенная разница между мужской и женской струк­турами ценностных ориентации. Женщины, как правило, более скон­центрированы на ценностях домашнего очага, семейного мира, здо­ровья и благополучия детей, собственного имиджа (моде, макияже, украшениях). Старая немецкая формула «трех К» — Kinder, Kirche, ; Kiiche (дети, церковь, кухня) — хотя и критикуется сейчас как уста­ревшая и не соответствующая производственной, культурной и об­щественной активности современных женщин, тем не менее оста­ется в силе для повседневной жизни многих представительниц пре­красного пола: «У женщины ценностная доминанта — стабильность, покой, порядок, гармония, традиция, у мужчины — динамизм, нару­шение сложившегося порядка вещей, обновление бытия, изобрете-ние все новых и новых форм деятельности»1.

У человека высокой культуры финальными являются духовные ценности (духовные блага). Они имеют приоритет не только над материальными («не хлебом единым жив человек»), но и над все­ми другими ценностями, которые выполняют по отношению к ним инструментальную функцию или являются производными от них.

7.2. Регулятивы и нормы

Регулятивы представляют собой особый вид смыслов, который находится в тесной связи с другими их видами — знаниями и ценностями.

В отличие от знаний, регулятивы относятся не к объектам, кото­рыми человек оперирует, а к операциям, которые он осуществляет над объектами. Конечно, эти операции сами могут стать объектами познания — тогда строятся знания также и о способах осуществле-

Каган М.С. Философская теория ценностей. С. 141.


ния операций, т.е. о регулятивах. Эти знания обычно формулируются в виде правил. Правило есть эксплицированный в вербальной фор­ме регулятив. Но знание о регулятиве, выраженное в правиле, и сам регулятив— не одно и то же. Во-первых, человек способен дей­ствовать в соответствии с определенными регулятивами и при этом совершенно не знать их, например ездить на велосипеде и не знать, какими способами удерживается равновесие при езде, и не уметь сформулировать правила, описывающие используемые им способы управления велосипедным рулем и своим телом. Во-вторых, знание о регулятивах бывает недостаточно точным и полным. Даже отлич­ное знание текста инструкций и методических руководств еще не обеспечивает успешного выполнения описанных ими действий. Сту­дент-медик может знать назубок правила диагностики, но без соот­ветствующей тренировки он вряд.ли в достаточной мере освоит искусство диагноза. Наконец, в-третьих, можно знать регулятивы, и даже знать очень хорошо, но быть не в состоянии действовать в соответствии с ними. Например, спортивный тренер может до тонко­стей знать, понимать и объяснять, как надо выполнить какую-то гим­настическую комбинацию, но вместе «с тем не уметь делать ее из-за отсутствия необходимых для этого психофизических качеств.

Регулятивы связаны со знаниями: чем больше человечество познает мир, тем более эффективными становятся применяемые им способы деятельности. Но знания и регулятивы — это разные виды смыслов.

Соотношение регулятивов с ценностями и идеалами определя­ется тем, что ценности и идеалы выступают как цели, на достиже­ние которых направлена деятельность человека, а регулятивы — как средства организации этой деятельности. Следовательно, цен­ности и идеалы тоже являются регуляторами человеческого пове­дения, но они представляют собой то, что его стимулирует, а регуля-ти-вы — то, как оно должно строиться.

Однако человек может рассматривать в качестве ценностей и сами регулятивы — правила', принципы, способы поведения. Для медиков, приносящих клятву Гиппократа, принцип «не навреди» (не принеси вреда больному) становится не просто регулятивом, нормой их профессиональной деятельности, но и ценностью, символом вра­чебной этики. Верующие относятся как к величайшей ценности к ритуалам, установленным их религией, — правилам проведения бо­гослужений, поклонения церковным святыням, выполнения обрядов и т.д. Русские старообрядцы уходили с насиженных мест в ссылку, шли на смерть, на самосожжение, не желая отказаться от «двупер­стия» (обычая креститься двумя пальцами) и некоторых других риту-



альных действий, которые они считали нормами «истинного» право­славия. Известно, какую силу в кругах родовой аристократии имели идеалы дворянской и офицерской чести; преклонение перед этими идеалами было сопряжено с превращением в идеалы принципов поведения, достойного дворянина и офицера. Вместе с тем регуляти-вы поведения, принятые в какой-либо культуре или субкультуре, но эсуждаемые другой культурой, могут стать в последней антиценно­стями, вызывающими презрение, ненависть и отвращение. Так отно­сится современный цивилизованный человек к первобытному канни-5ализмуу приемам борьбы с еретиками, применявшимися средневеко­выми инквизиторами, массовому уничтожению фашистами узников концлагерей в газовых камерах. Антиценностями для нормальных гсюдей являются и нормы поведения, насаждаемые в уголовном мире, з условиях армейской «дедовщины», в среде бюрократов-взяточни­ков, и т.д. Таким образом, ценности способны бросать «ценностный этблеск» на регулятивы действий, которые предпринимаются челове­ком для их достижения.

Чем'выще в иерархии ценностных ориентации личности нахо­дится ценность, тем больше человек склонен накладывать печать денности и на регулятивы нацеленного на нее поведения. Поэтому неудивительно, что ценностное отношение в наибольшей мере рас­пространяется на регулятивы поведения, направленного на высшие, ринальные ценности. Такие регулятивы, как и сама финальная цен­ность, становятся самоценными. Примером этого могут служить принципы нравственности: личность придерживается их не ради достижения какой-либо цели, а в силу их самоценности.

Социокультурные В связи с тем что в культурном пространстве
нормы могут одновременно существовать разнородные и

противоречащие друг другу регулятивы, выполне­ние регулятивов может порождать разные формы поведения. Во зсякой культуре одни формы поведения представляются «нормаль­ными», общепринятыми, ожидаемыми, другие же рассматриваются <ак «ненормальные», отклоняющиеся от общепринятых стандартов. Поведение первого рода называют нормативным, а второго — от­слоняющимся, или девиантным1.

Регулятивы нормативного поведения именуются социокультур­ными (культурными, социальными) нормами.

В толковых словарях обычно указываются два значения слова «нор­да»: 1) узаконенное установление, признанный обязательным порядок,


строй чего-либо (например, «войти в норму» — значит прийти в по­рядок, в обычное состояние); 2) установленная мера, средняя величина чего-нибудь (например, «норма выработки», «норма выпадения осадков»)1. Эти значения близки друг другу, и оба имеются в виду, когда речь идет о культурных нормах. Стоит заметить, что узаконенность и признан-ность норм в культуре не опирае^я непременно на какие-то «офици­альные» указания, распоряжения или инструкции. Они узаконены и признаны прежде всего в том смысле, что поддерживаются силой традиций, обычаев, общественного мнения. Во многих случаях они яв­ляются «неписаными». Но, разумеется, вполне возможно сделать эти нормы «писаными». Нередко их фиксируют документально и утверж­дают соответствующими инстанциями. Устанавливаемые государством правовые нормы — конституции, кодексы законов, указы и постанов­ления президента и правительственных органов — являются офици­альным выражением культурных норм, которыми регулируются граж­данские, имущественные общественные отношения и т.д. Правда, юри­дические формулы далеко не всегда достаточно хорошо согласуются с исторически сложившимися культурными нормами. К тому же они не исчерпывают и не могут исчерпать всего разнообразия действующих в обществе культурных норм.

Культурные нормы окружают нас со всех сторон, и мы очень часто следуем им, не осознавая этого. Выполнение социокультур­ных норм опирается на интуитивно найденные или сознательно выработанные представления человека о том, что можно и чего нельзя делать. В то же время общество осуществляет социальный конт­роль над поведением людей, стимулируя нормативное и пресекая девиантное поведение. Главные механизмы социального контроля: общественное мнение (неформальный, неофициальный контроль) и административное управление (формальный, официальный контроль).

В общественном мнении основными средствами контролиру­ющего воздействия являются процедуры убеждения, морально-пси­хологического вознаграждения за культурно одобряемое поведение (приветливая улыбка, хороший отзыв?/похвала, признание, слава) и морально-психологического наказания за неодобряемое (недоволь­ный взгляд, критика, брань, угрозы, бойкот).

Административная система, опираясь в конечном счете на закон и властные структуры государства, предполагает использова­ние материальных и «силовых» средств воздействия: принуждение с помощью насилия, вознаграждение в виде премии, повышения



1 От лат. deviatio — отклонение. См.: Ожегов СИ., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.,

1992.



Глава 7. Культурные ценности и нормы


7.2. Регулятивы и нормы




<алования, должностного продвижения, наказание в форме штрафа, онижения в чине, увольнения, лишения свободы и даже жизни.

Контроль за соблюдением норм и защита их от нарушений яв-яются непременным условием существования культуры. Общество аинтересовано в этом потому, что соблюдение социокультурных орм обеспечивает безопасность взаимодействия людей, тогда как тступления от норм чреваты непредсказуемыми последствиями. Опа-аясь девиантного поведения, люди вынуждены с подозрением отно-иться друг к другу. Когда вам предлагают сесть на стул, то вы може-е спокойно усесться, потому что уверены в безопасности этого ействия. Такая уверенность — следствие, убеждения, что человек, редложивший вам сесть, соблюдает нормы культуры и не подста-ил вам стул со сломанной ножкой или иголкой в сиденье. Если акого убеждения у вас нет, то приходится принимать меры предос-орожности. Обычно оттого что кто-то нарушает нормы, страдают ольше всего не сами нарушители, а другие люди, неповинные в де-иациях. Существование жуликов, пытающихся обманом получить т государства какие-то льготы, ставит под подозрение всех, кто обра-щется за этими льготами, и заставляет требовать от тех, кто действи-ельно имеет на них право, множество различных справок. Девиан-ное поведение, как правило, вносит в жизнь общества неудобства.

оциальнаяи Культурные нормы возникают на самых ранних
технологическая этапах истории человеческого общества. С помо-
функции культур- щью знаковых систем культуры они передаются
ых норм от поколения к поколению и превращаются в «при-

вычки общества» — обычаи, традиции, в оболоч-
е которых нормы могут в неизменности сохраняться веками. Но
критические периоды истории народа возможны резкие измене-
ия в сфере социокультурных регулятивов. Смена норм чаще все-
э сопряжена с трудностями и беспорядками., •

Национальное своеобразие культур в значительной мере обус-овлено действующими в них нормами поведения. Одной из важ-ых черт, характеризующих культуру, является степень ее норма-явности, т.е. строгость и обязательность культурных норм, регла-ентирующих стороны жизни людей. Различные культуры обладают ззной степенью нормативности (например, в наше время норма явность русской культуры значительно слабее, чем английской, итайской и многих других). «Нормативная недостаточность» куль-/ры может вести к росту преступности, падению нравственности, гзорганизации общественных отношений (что мы и наблюдаем гйчас в нашей стране). «Нормативная избыточность», наоборот, I


способствует стабильности общества, твердости и устойчивости общественного порядка (это было характерно, в частности, для Анг­лии «елизаветинской эпохи»). Вместе с тем она ограничивает сво­боду, инициативность и творческую деятельность, что имеет своим следствием замедление темпов развития общества и застой. «Нор­мативная избыточность», таким образом, становится препятствием для социального прогресса в не меньшей степени, чем «норматив­ная недостаточность».

С одной стороны, культурные нормы унифицируют поведение людей, обеспечивают единообразие и согласованность их коллек­тивных действий. Следование культурным нормам выступает не­обходимым условием для организации совместной деятельности и поддержания общественного порядка. В этом состоит социальная функция культурных норм. Совместная жизнь людей была бы не­возможна, если бы не существовали нормы, регулирующие их взаи­моотношения и действия. Даже жизнь стада животных упорядочи­вается «правилами», которые определяют отношения между входя­щими в него особями, «обязанности» и «права» вожака, действия в случае опасности и пр. Жизнь коллектива людей несравненно бо­лее сложна. Поэтому и требуется культура как средство ее надбио-логического регулирования.

С другой стороны, культурные нормы представляют собой про­цедурные правила, способы и программы деятельности, нацеленные на получение желаемого результата. В этом заключается их тех-нологическая функция. Они определяют технологию человеческой деятельности, т.е. то, что и как надо сделать, чтобы достичь успе­ха в каком-либо деле, получить конкретный «технический резуль­тат» (не только на производстве, в технике, но и в любых других областях — в быту, науке, спорте и т.д.).

Функции культурных норм могут различным образом соотно­ситься между собой. Существуют культурные нормы, выполняющие только социальную функцию (таково, например, «золотое правило нравственности»: как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними). Они устанавливают общие правила соци­ально одобряемого поведения, но нетехнологичны, потому что не указывают конкретных способов и процедур, с помощью которых в каждом отдельном случае эти правила должны быть выполне­ны. Другие нормы, наоборот, выполняют лишь технологическую функ­цию (в их числе методики решения м-атематических или физиче­ских задач, производственно-технические нормы, «секреты» профес­сионального мастерства и вообще приемы всякой индивидуальной Деятельности). Они несоциальны, поскольку определяют лишь кон-



Глава 7. Культурные ценности и нормы


7.2. Регулятивы и нормы




фетные алгоритмы и программы действий, ведущих к поставлен-юй цели, но не определяют ни постановки этой цели, ни ее социаль-юй значимости, а потому с их помощью могут быть получены как юлезные, так и вредные для человека (индивида, социальной груп-1Ы, общества в целом) результаты.

Однако есть множество культурных норм, которые обусловлива­ет как технологическую программу действий, ведущих к опреде-тенным «техническим» результатам, так и социальную эффектив­ность нормативного поведения и его результатов. Соединение тех-юлогической и социальной функций при этом часто достигается тишь с помощью весьма специфичных семиотических средств, глав-1ым образом благодаря символическому истолкованию процес-:ов и продуктов деятельности, культурно обусловленному «при-шсыванию» им социальной значимости. Так, магические ритуалы 5ольшей частью технологически нецелесообразны, поскольку сами ю себе не помогают, а то и мешают получению желаемого резуль-гата. Зачастую продукт, получаемый в них по всем правилам нор­мативной технологии, не имеет никакого реального отношения к:оциальным последствиям, которые эта технология порождает. Та-<ие последствия возникают лишь потому, что технологический ре­зультат воспринимается не сам по себе, а символически — как:имвол определенных социальных отношений и действий.

Возьмем для примера любопытный обычай индейского племени эаронго. У каждого клана этого племени есть священный предмет, называемый «мхамба». Это палочка, составленная из склеенных ка-гышков. Технология изготовления такой палочки строго предус­мотрена точными предписаниями. Каждый катышек делается после змерти вождя. У него отрезают ногти и волосы, смешивают их с пометом быков, убитых при погребении. Полученный таким обра­зом катышек присоединяют к тому, который был сделан после смерти предыдущего вождя. За многие десятилетия или даже столетия мхамба достигает длины в 30 см и более. Обычай требует хранить эту священную реликвию в специально построенной для нее хи­жине. Хранителем ее избирается один из самых уважаемых сопле­менников, спокойный, сдержанный и никогда не напивающийся до­пьяна. Он становится своего рода верховным жрецом. Мхамба — самое драгоценное сокровище племени. Утрата ее — величайшее бедствие. Если во время войны приходится отступать, то хранитель мхамбы бежит первым. Захватить ее можно, лишь перебив всех воинов племени. Социальная функция этого обычая, очевидно, со стоит в том, что он формирует коллективное сознание мистического единства племени, сопричастности всех его членов с долгой чередой


вождей, которые как бы продолжают после смерти поддерживать его существование. Но ни процедура изготовления мхамбы, ни сам про­дукт этой процедуры на самом деле не создают племенного един­ства. Технологическая функция обычая здесь никак реально не свя­зана с его социальной функцией. Последняя осуществляется не бла­годаря эффективной технологии действий по изготовлению амулета, а совершенно независимо от этого — благодаря основанной на мифе символической трактовке технологической функции.

Случается, что технология нормативных процедур и их продукт хотя и прямо преследуют определенную социальную цель, но не обладают теми свойствами, или «техническими параметрами», кото­рых от них ожидают. Однако, несмотря на это, символический смысл процедур делает их в социальном плане достаточно эффективными.

Когда жрецы-авгуры в Древнем Риме, понаблюдав за полетом птиц или покопавшись во внутренностях жертвенной овцы, предве­щали исход предстоящего военного сражения, то они на самом деле ничего предсказать не могли. Цицерон писал, что авгуры были про­сто обманщиками и не могли удержаться от улыбки, когда смотрели друг на друга во время своих гаданий. Но римские полководцы обра­щались к ним накануне битвы и начинали ее, только получив от них благоприятное предсказание. И это способствовало победе, посколь­ку вселяло в воинов уверенность в своих силах.

Возможна и противоположная ситуация, когда обусловленная культурными нормами технология дает желаемые «технические» результаты, но в социальном отношении приводит к совершенно нежелательным, вредным последствиям. С ситуациями такого рода мы постоянно сталкиваемся в процессе развития техники: произ­водятся средства, которые имеют прекрасные технические парамет-, ры, но угрожают здоровью и благополучию людей (вплоть до ядер­ного оружия, способного истребить человечество). Едва ли не каж­дое техническое достижение при его практическом использовании порождает социальные следствия как позитивного, так и.негативно­го характера. Компьютер — замечательное изобретение, но когда его страстным почитателям контакты через модем заменяют все формы живого человеческого общения, это вряд ли можно считать нормой для совместной жизни людей.

Социальная и технологическая функции культурных норм объ­единяются в единую регулятивную систему, если результат техно­логических процедур непосредственно служит решению социаль­ной задачи — сплочению коллектива, упорядочению обществен­ных отношений и т.п. Например, во многих примитивных сообществах существует обряд инициации, требующий, чтобы подростки накану-



Глава -7. Культурные ценности и нормы


7.2. Регулятивы и нормы




не совершеннолетия прошли через ряд достаточно тяжелых испы­таний, только после этого их.признают взрослыми. Испытания мо­гут быть разными: удаление от общины для самостоятельной жиз­ни в течение некоторого времени; работы, связанные с большой физической нагрузкой; голодание; лишение сна; мучительные про­цедуры — выдирание волос, бичевание, обрезание и др; Вот как описывает этот обряд один из этнографов, изучавший жизнь афри­канских племен: «Обрезание было школой мужества: кричать во время операции — бесчестье, которое будет преследовать виновато­го всю жизнь и незамедлительно навлечет на него новое наказание. Важно справляться со своими нервами: вставать глубокой ночью, заниматься тяжелым трудом, тренировать память, ловкость и умение, не мыться, принимать грубую пищу. Кроме,того, следует научиться слепому подчинению приказам старших, не восставать против их желаний или решений, даже несправедливых, не протестовать про­тив оскорблений, обид и ударов. Посвящаемый должен постоянно убеждать себя в необходимости коллективной жизни и обществен­ной значимости мужества перед лицом опасности и в труде»1.

Нетрудно видеть, что обряд инициации непосредственно соеди-. няет вместе технологическую и социальную функции: «нормаль­ное» поведение подвергаемого испытаниям подростка должно про­демонстрировать, с одной стороны, его физическую и духовную зре­лость (технологическая задача), а с другой — способность1 пользоваться правами и выполнять обязанности полноценного чле­на общины (социальная задача).;

В современном обществе, как и в прошлом, социальная функция культурных норм часто опирается на символизацию нормативной технологии. Это касается, например, многих торжественных ритуа-| лов — государственных (вставание при исполнении государствен-] ного гимна), религиозных (причастие), воинских (парад) и пр. Их символика служит средством идеологического воздействия на лю­дей, поддержания и укрепления патриотизма, общественного долга,. дисциплины.

Вместе с тем в повседневной практике сочетание технологи-* ческой и социальной функций культурных норм достигается глав-' ным образом на рациональной основе. Эти функции соединяются не косвенно, через символическую связь между ними, а объектив­ной логикой их реальной, действительной взаимосвязи. Так, норма-] тивные требования к рациональной организации учебного процесса предполагают органическое единство технологической функции (чтс

1 Иорданский В.Б. Хаос и гармония. М., 1982. С. 247.


и как должен делать учащийся для усвоения знаний) с социальной (каким образом ему надлежит взаимодействовать с педагогом и другими учениками). Скажем, соблюдение правил поведения на за­нятиях должно быть направлено одновременно и на результат учеб­ной деятельности (получение знаний), и на социальное взаимодей­ствие (упорядочение жизни коллектива).

Правила дорожного движения также рационально решают тех­нологическую задачу (безопасность и порядок на дорогах) и вмес­те с тем — задачу социальную (взаимоотношения между участни­ками движения). При этом обе задачи сливаются в одно органи­ческое целое и выступают как логически, а не символически связанные стороны нормативного поведения.

Общекультурные, Множество культурных норм подразделяется на групповые и три основных слоя: одни распространяются на всех ролевые нормы членов общества {общекультурные нормы); дру­гие регулируют поведение представителей какой-либо группы людей, составляющей лишь часть общества (групповые нормы); третьи предписывают, как должен вести себя человек в со­ответствии с выполняемой им социальной ролью (ролевые нормы).

К общекультурным нормам относятся правила поведения в публичных местах — на улице, в городском транспорте, в магази­не, театре; правила общепринятой вежливости; гражданские права и обязанности, устанавливаемые законом, и т.д. Многие общекуль­турные нормы являются специфичными для определенной культу­ры и могут казаться представителям других культур странными. Это касается национальных особенностей питания, семейного оби­хода, праздничных застолий, свадебных ритуалов и пр. Европейцев долгое время шокировала манера американцев прилюдно сидеть, кладя ноги на стол. Японцы же смущаются, увидев, как в Европе люди целуются на улице. Иностранцев, приезжающих в Россию, часто поражает беспечность, с которой пешеходы нарушают прави­ла перехода улицы. А русские', возвращаясь из Германии, с удивле­нием рассказывают о том, как жители немецких городов выставля­ют прекрасную, но ненужную им бытовую технику и другие вещи, чтобы их мог бесплатно взять кто хочет, или о том, как они береж­но раскладывают мусор по «сортам»: пищевые отходы отдельно, консервные банки отдельно, бутылки отдельно.

Социолог Я. Робертсон замечает: «Американцы едят устриц, но не улиток. Французы едят улиток, но не кузнечиков. Зулусы едят кузнечиков, но не рыбу. Евреи едят рыбу, но не свинину. Индийцы еДят свинину, но не говядину. Русские едят говядину, но не змей.


7.2. Регулятивы и нормы





Глава 7. Культурные ценности и нормы



китайцы едят змей, но не людей. Жители Новой Гвинеи из племени кале считают людей деликатесом». Д. Майерс приводит эту цита-гу в книге «Социальная психология» и продолжает: «Диапазон эбычаев одеваться не менее широк. Если бы вы были ортодок-:альной мусульманкой, вы бы прятали под одеждой все тело и з,аже лицо, а иное поведение считали бы неприличным. Если бы вы 5ыли жительницей Северной Америки, вы открывали бы лицо, руки \ ноги, но прикрыли бы одеждой грудь и область таза, иначе ваше юведение сочли бы неприличным. Наконец, если бы вы были жен-циной из племени тасадай на Филиппинах, вы весь день ходили бы эбнаженной и считали бы неприличным поступать как-то иначе»1.

Однако среди общекультурных норм есть немало таких, которые одинаковы для всех или почти всех культур. Они настолько при-зычны, что мы даже не замечаем, как соблюдаем их, и рассчитыва-эм на то, что другие тоже им следуют. Это, например, нормы взаим­ности, в соответствии с которыми мы ожидаем от людей, знако­мых или незнакомых, скорее помощи, чем вреда; нормы социальной ответственности, предполагающие, что люди будут оказывать по­мощь тем, кто от них зависит.

Как правило, мужчины предпочитают жениться на женщинах ниже их ростом, а женщины желают, чтобы их мужья были выше них. Можно по-разному объяснять происхождение этой нормы, но она почти одинаково действует в различных странах: лишь в 1 из 700 браков рост мужа меньше, чем жены. Повсюду более или ме­нее сходны стереотипы мужского и женского поведения. У всех народов отцы подбрасывают своих сыновей вверх, покупают им игрушечные пистолеты и автомобили, хвалят за смелость и муже­ство; а с девочками обращаются более мягко, дарят им куклы и игрушечные сервизы, подчеркивают их красоту и женственность. Уважительное отношение к родителям, к старшим по возрасту и общественному положению, забота о детях, любовь к родине — уни­версальные нормы, действующие во всякой культуре. В наше время складываются и международные, межкультурные нормы: правила проведения всемирных спортивных олимпиад и чемпионатов, пользо­вания сетью Интернет, участия в международных мероприятиях — конкурсах, конференциях, выставках, и т.д.

Групповые нормы отличаются большим разнообразием. Они могут быть как стандартами поведения, характерными для некото­рого клдсса, социального слоя или социальной группы, так и осо­быми правилами, которые устанавливают для себя отдельные груп-1


пировки, компании, сообщества и организации. Примерами группо­вых норм первого вида могут служить «кодексы дворянской чес­ти», правила светского этикета, уставные формы обращения воен­нослужащих к друг к другу. Нормы второго вида — это, например, нравы, сложившиеся в кругу болельщиков футбольной команды, посетителей дискотеки, поклонников эстрадной звезды; обычаи, установившиеся в организации (фирме, клубе, добровольном об­ществе); традиции учебного заведения; принятая в компании друзей манера подшучивать друг над другом. Бывает, что группо­вые нормы вступают в противоречие с нормами общекультурны­ми или нормами более широкой группы.

Ролевые нормы определяют характер поведения, которого мы ожидаем от человека, находящегося в заданной социальной пози­ции. Роли руководителя, чиновника, покупателя, отца, мужа, дочери, друга —■ это своего рода социальные «клеточки», сплетенные из некоторых наборов поведенческих норм. Заняв такую «клеточку», человек должен действовать в соответствии с этими нормами. Социальная роль есть совокупность функций, которые подлежат исполнению согласно неписаным традициям и обычаям или же письменным инструкциям. В этом отношении она сходна с теат­ральной ролью: личность, взяв на себя определенную социальную роль, выполняет то, что диктуется культурным «сценарием», — обы­чаями,.правилами этикета, правовыми нормами, служебными инст­рукциями и т.д.

Весь мир — театр.

В нем женщины, мужчины — все актеры,

У них свои есть выходы, уходы,

И каждый не одну играет роль.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: