Имеется определенная разница между мужской и женской структурами ценностных ориентации. Женщины, как правило, более сконцентрированы на ценностях домашнего очага, семейного мира, здоровья и благополучия детей, собственного имиджа (моде, макияже, украшениях). Старая немецкая формула «трех К» — Kinder, Kirche, ; Kiiche (дети, церковь, кухня) — хотя и критикуется сейчас как устаревшая и не соответствующая производственной, культурной и общественной активности современных женщин, тем не менее остается в силе для повседневной жизни многих представительниц прекрасного пола: «У женщины ценностная доминанта — стабильность, покой, порядок, гармония, традиция, у мужчины — динамизм, нарушение сложившегося порядка вещей, обновление бытия, изобрете-ние все новых и новых форм деятельности»1.
У человека высокой культуры финальными являются духовные ценности (духовные блага). Они имеют приоритет не только над материальными («не хлебом единым жив человек»), но и над всеми другими ценностями, которые выполняют по отношению к ним инструментальную функцию или являются производными от них.
|
|
7.2. Регулятивы и нормы
Регулятивы представляют собой особый вид смыслов, который находится в тесной связи с другими их видами — знаниями и ценностями.
В отличие от знаний, регулятивы относятся не к объектам, которыми человек оперирует, а к операциям, которые он осуществляет над объектами. Конечно, эти операции сами могут стать объектами познания — тогда строятся знания также и о способах осуществле-
Каган М.С. Философская теория ценностей. С. 141.
ния операций, т.е. о регулятивах. Эти знания обычно формулируются в виде правил. Правило есть эксплицированный в вербальной форме регулятив. Но знание о регулятиве, выраженное в правиле, и сам регулятив— не одно и то же. Во-первых, человек способен действовать в соответствии с определенными регулятивами и при этом совершенно не знать их, например ездить на велосипеде и не знать, какими способами удерживается равновесие при езде, и не уметь сформулировать правила, описывающие используемые им способы управления велосипедным рулем и своим телом. Во-вторых, знание о регулятивах бывает недостаточно точным и полным. Даже отличное знание текста инструкций и методических руководств еще не обеспечивает успешного выполнения описанных ими действий. Студент-медик может знать назубок правила диагностики, но без соответствующей тренировки он вряд.ли в достаточной мере освоит искусство диагноза. Наконец, в-третьих, можно знать регулятивы, и даже знать очень хорошо, но быть не в состоянии действовать в соответствии с ними. Например, спортивный тренер может до тонкостей знать, понимать и объяснять, как надо выполнить какую-то гимнастическую комбинацию, но вместе «с тем не уметь делать ее из-за отсутствия необходимых для этого психофизических качеств.
|
|
Регулятивы связаны со знаниями: чем больше человечество познает мир, тем более эффективными становятся применяемые им способы деятельности. Но знания и регулятивы — это разные виды смыслов.
Соотношение регулятивов с ценностями и идеалами определяется тем, что ценности и идеалы выступают как цели, на достижение которых направлена деятельность человека, а регулятивы — как средства организации этой деятельности. Следовательно, ценности и идеалы тоже являются регуляторами человеческого поведения, но они представляют собой то, что его стимулирует, а регуля-ти-вы — то, как оно должно строиться.
Однако человек может рассматривать в качестве ценностей и сами регулятивы — правила', принципы, способы поведения. Для медиков, приносящих клятву Гиппократа, принцип «не навреди» (не принеси вреда больному) становится не просто регулятивом, нормой их профессиональной деятельности, но и ценностью, символом врачебной этики. Верующие относятся как к величайшей ценности к ритуалам, установленным их религией, — правилам проведения богослужений, поклонения церковным святыням, выполнения обрядов и т.д. Русские старообрядцы уходили с насиженных мест в ссылку, шли на смерть, на самосожжение, не желая отказаться от «двуперстия» (обычая креститься двумя пальцами) и некоторых других риту-
альных действий, которые они считали нормами «истинного» православия. Известно, какую силу в кругах родовой аристократии имели идеалы дворянской и офицерской чести; преклонение перед этими идеалами было сопряжено с превращением в идеалы принципов поведения, достойного дворянина и офицера. Вместе с тем регуляти-вы поведения, принятые в какой-либо культуре или субкультуре, но эсуждаемые другой культурой, могут стать в последней антиценностями, вызывающими презрение, ненависть и отвращение. Так относится современный цивилизованный человек к первобытному канни-5ализмуу приемам борьбы с еретиками, применявшимися средневековыми инквизиторами, массовому уничтожению фашистами узников концлагерей в газовых камерах. Антиценностями для нормальных гсюдей являются и нормы поведения, насаждаемые в уголовном мире, з условиях армейской «дедовщины», в среде бюрократов-взяточников, и т.д. Таким образом, ценности способны бросать «ценностный этблеск» на регулятивы действий, которые предпринимаются человеком для их достижения.
Чем'выще в иерархии ценностных ориентации личности находится ценность, тем больше человек склонен накладывать печать денности и на регулятивы нацеленного на нее поведения. Поэтому неудивительно, что ценностное отношение в наибольшей мере распространяется на регулятивы поведения, направленного на высшие, ринальные ценности. Такие регулятивы, как и сама финальная ценность, становятся самоценными. Примером этого могут служить принципы нравственности: личность придерживается их не ради достижения какой-либо цели, а в силу их самоценности.
Социокультурные В связи с тем что в культурном пространстве
нормы могут одновременно существовать разнородные и
противоречащие друг другу регулятивы, выполнение регулятивов может порождать разные формы поведения. Во зсякой культуре одни формы поведения представляются «нормальными», общепринятыми, ожидаемыми, другие же рассматриваются <ак «ненормальные», отклоняющиеся от общепринятых стандартов. Поведение первого рода называют нормативным, а второго — отслоняющимся, или девиантным1.
|
|
Регулятивы нормативного поведения именуются социокультурными (культурными, социальными) нормами.
В толковых словарях обычно указываются два значения слова «норда»: 1) узаконенное установление, признанный обязательным порядок,
строй чего-либо (например, «войти в норму» — значит прийти в порядок, в обычное состояние); 2) установленная мера, средняя величина чего-нибудь (например, «норма выработки», «норма выпадения осадков»)1. Эти значения близки друг другу, и оба имеются в виду, когда речь идет о культурных нормах. Стоит заметить, что узаконенность и признан-ность норм в культуре не опирае^я непременно на какие-то «официальные» указания, распоряжения или инструкции. Они узаконены и признаны прежде всего в том смысле, что поддерживаются силой традиций, обычаев, общественного мнения. Во многих случаях они являются «неписаными». Но, разумеется, вполне возможно сделать эти нормы «писаными». Нередко их фиксируют документально и утверждают соответствующими инстанциями. Устанавливаемые государством правовые нормы — конституции, кодексы законов, указы и постановления президента и правительственных органов — являются официальным выражением культурных норм, которыми регулируются гражданские, имущественные общественные отношения и т.д. Правда, юридические формулы далеко не всегда достаточно хорошо согласуются с исторически сложившимися культурными нормами. К тому же они не исчерпывают и не могут исчерпать всего разнообразия действующих в обществе культурных норм.
Культурные нормы окружают нас со всех сторон, и мы очень часто следуем им, не осознавая этого. Выполнение социокультурных норм опирается на интуитивно найденные или сознательно выработанные представления человека о том, что можно и чего нельзя делать. В то же время общество осуществляет социальный контроль над поведением людей, стимулируя нормативное и пресекая девиантное поведение. Главные механизмы социального контроля: общественное мнение (неформальный, неофициальный контроль) и административное управление (формальный, официальный контроль).
|
|
В общественном мнении основными средствами контролирующего воздействия являются процедуры убеждения, морально-психологического вознаграждения за культурно одобряемое поведение (приветливая улыбка, хороший отзыв?/похвала, признание, слава) и морально-психологического наказания за неодобряемое (недовольный взгляд, критика, брань, угрозы, бойкот).
Административная система, опираясь в конечном счете на закон и властные структуры государства, предполагает использование материальных и «силовых» средств воздействия: принуждение с помощью насилия, вознаграждение в виде премии, повышения
1 От лат. deviatio — отклонение. См.: Ожегов СИ., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.,
1992.
Глава 7. Культурные ценности и нормы
7.2. Регулятивы и нормы
<алования, должностного продвижения, наказание в форме штрафа, онижения в чине, увольнения, лишения свободы и даже жизни.
Контроль за соблюдением норм и защита их от нарушений яв-яются непременным условием существования культуры. Общество аинтересовано в этом потому, что соблюдение социокультурных орм обеспечивает безопасность взаимодействия людей, тогда как тступления от норм чреваты непредсказуемыми последствиями. Опа-аясь девиантного поведения, люди вынуждены с подозрением отно-иться друг к другу. Когда вам предлагают сесть на стул, то вы може-е спокойно усесться, потому что уверены в безопасности этого ействия. Такая уверенность — следствие, убеждения, что человек, редложивший вам сесть, соблюдает нормы культуры и не подста-ил вам стул со сломанной ножкой или иголкой в сиденье. Если акого убеждения у вас нет, то приходится принимать меры предос-орожности. Обычно оттого что кто-то нарушает нормы, страдают ольше всего не сами нарушители, а другие люди, неповинные в де-иациях. Существование жуликов, пытающихся обманом получить т государства какие-то льготы, ставит под подозрение всех, кто обра-щется за этими льготами, и заставляет требовать от тех, кто действи-ельно имеет на них право, множество различных справок. Девиан-ное поведение, как правило, вносит в жизнь общества неудобства.
оциальнаяи Культурные нормы возникают на самых ранних
технологическая этапах истории человеческого общества. С помо-
функции культур- щью знаковых систем культуры они передаются
ых норм от поколения к поколению и превращаются в «при-
вычки общества» — обычаи, традиции, в оболоч-
е которых нормы могут в неизменности сохраняться веками. Но
критические периоды истории народа возможны резкие измене-
ия в сфере социокультурных регулятивов. Смена норм чаще все-
э сопряжена с трудностями и беспорядками., •
Национальное своеобразие культур в значительной мере обус-овлено действующими в них нормами поведения. Одной из важ-ых черт, характеризующих культуру, является степень ее норма-явности, т.е. строгость и обязательность культурных норм, регла-ентирующих стороны жизни людей. Различные культуры обладают ззной степенью нормативности (например, в наше время норма явность русской культуры значительно слабее, чем английской, итайской и многих других). «Нормативная недостаточность» куль-/ры может вести к росту преступности, падению нравственности, гзорганизации общественных отношений (что мы и наблюдаем гйчас в нашей стране). «Нормативная избыточность», наоборот, I
способствует стабильности общества, твердости и устойчивости общественного порядка (это было характерно, в частности, для Англии «елизаветинской эпохи»). Вместе с тем она ограничивает свободу, инициативность и творческую деятельность, что имеет своим следствием замедление темпов развития общества и застой. «Нормативная избыточность», таким образом, становится препятствием для социального прогресса в не меньшей степени, чем «нормативная недостаточность».
С одной стороны, культурные нормы унифицируют поведение людей, обеспечивают единообразие и согласованность их коллективных действий. Следование культурным нормам выступает необходимым условием для организации совместной деятельности и поддержания общественного порядка. В этом состоит социальная функция культурных норм. Совместная жизнь людей была бы невозможна, если бы не существовали нормы, регулирующие их взаимоотношения и действия. Даже жизнь стада животных упорядочивается «правилами», которые определяют отношения между входящими в него особями, «обязанности» и «права» вожака, действия в случае опасности и пр. Жизнь коллектива людей несравненно более сложна. Поэтому и требуется культура как средство ее надбио-логического регулирования.
С другой стороны, культурные нормы представляют собой процедурные правила, способы и программы деятельности, нацеленные на получение желаемого результата. В этом заключается их тех-нологическая функция. Они определяют технологию человеческой деятельности, т.е. то, что и как надо сделать, чтобы достичь успеха в каком-либо деле, получить конкретный «технический результат» (не только на производстве, в технике, но и в любых других областях — в быту, науке, спорте и т.д.).
Функции культурных норм могут различным образом соотноситься между собой. Существуют культурные нормы, выполняющие только социальную функцию (таково, например, «золотое правило нравственности»: как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними). Они устанавливают общие правила социально одобряемого поведения, но нетехнологичны, потому что не указывают конкретных способов и процедур, с помощью которых в каждом отдельном случае эти правила должны быть выполнены. Другие нормы, наоборот, выполняют лишь технологическую функцию (в их числе методики решения м-атематических или физических задач, производственно-технические нормы, «секреты» профессионального мастерства и вообще приемы всякой индивидуальной Деятельности). Они несоциальны, поскольку определяют лишь кон-
Глава 7. Культурные ценности и нормы
7.2. Регулятивы и нормы
фетные алгоритмы и программы действий, ведущих к поставлен-юй цели, но не определяют ни постановки этой цели, ни ее социаль-юй значимости, а потому с их помощью могут быть получены как юлезные, так и вредные для человека (индивида, социальной груп-1Ы, общества в целом) результаты.
Однако есть множество культурных норм, которые обусловливает как технологическую программу действий, ведущих к опреде-тенным «техническим» результатам, так и социальную эффективность нормативного поведения и его результатов. Соединение тех-юлогической и социальной функций при этом часто достигается тишь с помощью весьма специфичных семиотических средств, глав-1ым образом благодаря символическому истолкованию процес-:ов и продуктов деятельности, культурно обусловленному «при-шсыванию» им социальной значимости. Так, магические ритуалы 5ольшей частью технологически нецелесообразны, поскольку сами ю себе не помогают, а то и мешают получению желаемого резуль-гата. Зачастую продукт, получаемый в них по всем правилам нормативной технологии, не имеет никакого реального отношения к:оциальным последствиям, которые эта технология порождает. Та-<ие последствия возникают лишь потому, что технологический результат воспринимается не сам по себе, а символически — как:имвол определенных социальных отношений и действий.
Возьмем для примера любопытный обычай индейского племени эаронго. У каждого клана этого племени есть священный предмет, называемый «мхамба». Это палочка, составленная из склеенных ка-гышков. Технология изготовления такой палочки строго предусмотрена точными предписаниями. Каждый катышек делается после змерти вождя. У него отрезают ногти и волосы, смешивают их с пометом быков, убитых при погребении. Полученный таким образом катышек присоединяют к тому, который был сделан после смерти предыдущего вождя. За многие десятилетия или даже столетия мхамба достигает длины в 30 см и более. Обычай требует хранить эту священную реликвию в специально построенной для нее хижине. Хранителем ее избирается один из самых уважаемых соплеменников, спокойный, сдержанный и никогда не напивающийся допьяна. Он становится своего рода верховным жрецом. Мхамба — самое драгоценное сокровище племени. Утрата ее — величайшее бедствие. Если во время войны приходится отступать, то хранитель мхамбы бежит первым. Захватить ее можно, лишь перебив всех воинов племени. Социальная функция этого обычая, очевидно, со стоит в том, что он формирует коллективное сознание мистического единства племени, сопричастности всех его членов с долгой чередой
вождей, которые как бы продолжают после смерти поддерживать его существование. Но ни процедура изготовления мхамбы, ни сам продукт этой процедуры на самом деле не создают племенного единства. Технологическая функция обычая здесь никак реально не связана с его социальной функцией. Последняя осуществляется не благодаря эффективной технологии действий по изготовлению амулета, а совершенно независимо от этого — благодаря основанной на мифе символической трактовке технологической функции.
Случается, что технология нормативных процедур и их продукт хотя и прямо преследуют определенную социальную цель, но не обладают теми свойствами, или «техническими параметрами», которых от них ожидают. Однако, несмотря на это, символический смысл процедур делает их в социальном плане достаточно эффективными.
Когда жрецы-авгуры в Древнем Риме, понаблюдав за полетом птиц или покопавшись во внутренностях жертвенной овцы, предвещали исход предстоящего военного сражения, то они на самом деле ничего предсказать не могли. Цицерон писал, что авгуры были просто обманщиками и не могли удержаться от улыбки, когда смотрели друг на друга во время своих гаданий. Но римские полководцы обращались к ним накануне битвы и начинали ее, только получив от них благоприятное предсказание. И это способствовало победе, поскольку вселяло в воинов уверенность в своих силах.
Возможна и противоположная ситуация, когда обусловленная культурными нормами технология дает желаемые «технические» результаты, но в социальном отношении приводит к совершенно нежелательным, вредным последствиям. С ситуациями такого рода мы постоянно сталкиваемся в процессе развития техники: производятся средства, которые имеют прекрасные технические парамет-, ры, но угрожают здоровью и благополучию людей (вплоть до ядерного оружия, способного истребить человечество). Едва ли не каждое техническое достижение при его практическом использовании порождает социальные следствия как позитивного, так и.негативного характера. Компьютер — замечательное изобретение, но когда его страстным почитателям контакты через модем заменяют все формы живого человеческого общения, это вряд ли можно считать нормой для совместной жизни людей.
Социальная и технологическая функции культурных норм объединяются в единую регулятивную систему, если результат технологических процедур непосредственно служит решению социальной задачи — сплочению коллектива, упорядочению общественных отношений и т.п. Например, во многих примитивных сообществах существует обряд инициации, требующий, чтобы подростки накану-
Глава -7. Культурные ценности и нормы
7.2. Регулятивы и нормы
не совершеннолетия прошли через ряд достаточно тяжелых испытаний, только после этого их.признают взрослыми. Испытания могут быть разными: удаление от общины для самостоятельной жизни в течение некоторого времени; работы, связанные с большой физической нагрузкой; голодание; лишение сна; мучительные процедуры — выдирание волос, бичевание, обрезание и др; Вот как описывает этот обряд один из этнографов, изучавший жизнь африканских племен: «Обрезание было школой мужества: кричать во время операции — бесчестье, которое будет преследовать виноватого всю жизнь и незамедлительно навлечет на него новое наказание. Важно справляться со своими нервами: вставать глубокой ночью, заниматься тяжелым трудом, тренировать память, ловкость и умение, не мыться, принимать грубую пищу. Кроме,того, следует научиться слепому подчинению приказам старших, не восставать против их желаний или решений, даже несправедливых, не протестовать против оскорблений, обид и ударов. Посвящаемый должен постоянно убеждать себя в необходимости коллективной жизни и общественной значимости мужества перед лицом опасности и в труде»1.
Нетрудно видеть, что обряд инициации непосредственно соеди-. няет вместе технологическую и социальную функции: «нормальное» поведение подвергаемого испытаниям подростка должно продемонстрировать, с одной стороны, его физическую и духовную зрелость (технологическая задача), а с другой — способность1 пользоваться правами и выполнять обязанности полноценного члена общины (социальная задача).;
В современном обществе, как и в прошлом, социальная функция культурных норм часто опирается на символизацию нормативной технологии. Это касается, например, многих торжественных ритуа-| лов — государственных (вставание при исполнении государствен-] ного гимна), религиозных (причастие), воинских (парад) и пр. Их символика служит средством идеологического воздействия на людей, поддержания и укрепления патриотизма, общественного долга,. дисциплины.
Вместе с тем в повседневной практике сочетание технологи-* ческой и социальной функций культурных норм достигается глав-' ным образом на рациональной основе. Эти функции соединяются не косвенно, через символическую связь между ними, а объективной логикой их реальной, действительной взаимосвязи. Так, норма-] тивные требования к рациональной организации учебного процесса предполагают органическое единство технологической функции (чтс
1 Иорданский В.Б. Хаос и гармония. М., 1982. С. 247.
и как должен делать учащийся для усвоения знаний) с социальной (каким образом ему надлежит взаимодействовать с педагогом и другими учениками). Скажем, соблюдение правил поведения на занятиях должно быть направлено одновременно и на результат учебной деятельности (получение знаний), и на социальное взаимодействие (упорядочение жизни коллектива).
Правила дорожного движения также рационально решают технологическую задачу (безопасность и порядок на дорогах) и вместе с тем — задачу социальную (взаимоотношения между участниками движения). При этом обе задачи сливаются в одно органическое целое и выступают как логически, а не символически связанные стороны нормативного поведения.
Общекультурные, Множество культурных норм подразделяется на групповые и три основных слоя: одни распространяются на всех ролевые нормы членов общества {общекультурные нормы); другие регулируют поведение представителей какой-либо группы людей, составляющей лишь часть общества (групповые нормы); третьи предписывают, как должен вести себя человек в соответствии с выполняемой им социальной ролью (ролевые нормы).
К общекультурным нормам относятся правила поведения в публичных местах — на улице, в городском транспорте, в магазине, театре; правила общепринятой вежливости; гражданские права и обязанности, устанавливаемые законом, и т.д. Многие общекультурные нормы являются специфичными для определенной культуры и могут казаться представителям других культур странными. Это касается национальных особенностей питания, семейного обихода, праздничных застолий, свадебных ритуалов и пр. Европейцев долгое время шокировала манера американцев прилюдно сидеть, кладя ноги на стол. Японцы же смущаются, увидев, как в Европе люди целуются на улице. Иностранцев, приезжающих в Россию, часто поражает беспечность, с которой пешеходы нарушают правила перехода улицы. А русские', возвращаясь из Германии, с удивлением рассказывают о том, как жители немецких городов выставляют прекрасную, но ненужную им бытовую технику и другие вещи, чтобы их мог бесплатно взять кто хочет, или о том, как они бережно раскладывают мусор по «сортам»: пищевые отходы отдельно, консервные банки отдельно, бутылки отдельно.
Социолог Я. Робертсон замечает: «Американцы едят устриц, но не улиток. Французы едят улиток, но не кузнечиков. Зулусы едят кузнечиков, но не рыбу. Евреи едят рыбу, но не свинину. Индийцы еДят свинину, но не говядину. Русские едят говядину, но не змей.
7.2. Регулятивы и нормы
Глава 7. Культурные ценности и нормы
китайцы едят змей, но не людей. Жители Новой Гвинеи из племени кале считают людей деликатесом». Д. Майерс приводит эту цита-гу в книге «Социальная психология» и продолжает: «Диапазон эбычаев одеваться не менее широк. Если бы вы были ортодок-:альной мусульманкой, вы бы прятали под одеждой все тело и з,аже лицо, а иное поведение считали бы неприличным. Если бы вы 5ыли жительницей Северной Америки, вы открывали бы лицо, руки \ ноги, но прикрыли бы одеждой грудь и область таза, иначе ваше юведение сочли бы неприличным. Наконец, если бы вы были жен-циной из племени тасадай на Филиппинах, вы весь день ходили бы эбнаженной и считали бы неприличным поступать как-то иначе»1.
Однако среди общекультурных норм есть немало таких, которые одинаковы для всех или почти всех культур. Они настолько при-зычны, что мы даже не замечаем, как соблюдаем их, и рассчитыва-эм на то, что другие тоже им следуют. Это, например, нормы взаимности, в соответствии с которыми мы ожидаем от людей, знакомых или незнакомых, скорее помощи, чем вреда; нормы социальной ответственности, предполагающие, что люди будут оказывать помощь тем, кто от них зависит.
Как правило, мужчины предпочитают жениться на женщинах ниже их ростом, а женщины желают, чтобы их мужья были выше них. Можно по-разному объяснять происхождение этой нормы, но она почти одинаково действует в различных странах: лишь в 1 из 700 браков рост мужа меньше, чем жены. Повсюду более или менее сходны стереотипы мужского и женского поведения. У всех народов отцы подбрасывают своих сыновей вверх, покупают им игрушечные пистолеты и автомобили, хвалят за смелость и мужество; а с девочками обращаются более мягко, дарят им куклы и игрушечные сервизы, подчеркивают их красоту и женственность. Уважительное отношение к родителям, к старшим по возрасту и общественному положению, забота о детях, любовь к родине — универсальные нормы, действующие во всякой культуре. В наше время складываются и международные, межкультурные нормы: правила проведения всемирных спортивных олимпиад и чемпионатов, пользования сетью Интернет, участия в международных мероприятиях — конкурсах, конференциях, выставках, и т.д.
Групповые нормы отличаются большим разнообразием. Они могут быть как стандартами поведения, характерными для некоторого клдсса, социального слоя или социальной группы, так и особыми правилами, которые устанавливают для себя отдельные груп-1
пировки, компании, сообщества и организации. Примерами групповых норм первого вида могут служить «кодексы дворянской чести», правила светского этикета, уставные формы обращения военнослужащих к друг к другу. Нормы второго вида — это, например, нравы, сложившиеся в кругу болельщиков футбольной команды, посетителей дискотеки, поклонников эстрадной звезды; обычаи, установившиеся в организации (фирме, клубе, добровольном обществе); традиции учебного заведения; принятая в компании друзей манера подшучивать друг над другом. Бывает, что групповые нормы вступают в противоречие с нормами общекультурными или нормами более широкой группы.
Ролевые нормы определяют характер поведения, которого мы ожидаем от человека, находящегося в заданной социальной позиции. Роли руководителя, чиновника, покупателя, отца, мужа, дочери, друга —■ это своего рода социальные «клеточки», сплетенные из некоторых наборов поведенческих норм. Заняв такую «клеточку», человек должен действовать в соответствии с этими нормами. Социальная роль есть совокупность функций, которые подлежат исполнению согласно неписаным традициям и обычаям или же письменным инструкциям. В этом отношении она сходна с театральной ролью: личность, взяв на себя определенную социальную роль, выполняет то, что диктуется культурным «сценарием», — обычаями,.правилами этикета, правовыми нормами, служебными инструкциями и т.д.
Весь мир — театр.
В нем женщины, мужчины — все актеры,
У них свои есть выходы, уходы,
И каждый не одну играет роль.