Роль телесной идентификации в социализации и инкультурации стается значимой, однако выполняет разные функции. Персональ-юе отделение от других индивидов в процессе социализации ком-[енсИруется чувством этнической принадлежности через тело — юситель генофонда. Мировыми религиями отвергается определя-эщее значение фактора национальной принадлежности, на первый [лан ставится духовное родство, что по праву позволяет помещать >елигию в центр культуры. Добровольный осознанный выбор че-ювеком своей религиозной принадлежности определяет и его куль-урную принадлежность, преодолевая генетическую ограниченность. В примитивных обществах сферы социальной жизни менее дифференцированы. Культурная принадлежность определяется член-
1 Гадамер Г. Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М., 1988. 511.
ством в социальной структуре. Структурность — система отношений между социальными статусами (жреца или шамана, вождя, старейшин и т.д.) членов клана и между кланами. Эти отношения выражают пространственно-временные представления, т.е. являются ключевыми в определении «картины мира». Вхождение чужака в примитивную социальную структуру (в новый клан, в систему родства) социально-политической антропологией обозначается понятием адопции (от англ. adoption — усыновлять, усваивать, принимать). Иноземца (пленника) включают в свой линидж (генеоло-гическое родство), клан (родовые отношения) с понижением статуса. В последующем социальная мобильность осуществляется через соответствующий обряд и жертвоприношения. Таким образом, родственные, социальные и политические связи синтезируются и воплощаются в культурных символах. Вхождение в систему социальных отношений происходит посредством освоения символов культурного пространства и их присвоения, т.е. путем инкультурации.
Процессы инкультурации могут происходить как с отдельными индивидами, так и с целыми группами, Переселение кланов с определенными культурными установками в новую культурную среду видоизменяет отношения внутри клана, разрушая связи либо, наоборот, адаптируя их к новым социальным отношениям. Приведем несколько исторических примеров инкультурации достаточно больших сообществ.
США — «страна неограниченных возможностей» — в течение двух столетий принимали беженцев и колонизаторов со всего мира. Их влекла возможность строительства нового общества с равными возможностями — своеобразного «рая на земле». Многие религиозные общины являлись монашескими, придерживались пуританских взглядов (труд и предельно простой быт), стремясь к изоляции от внешнего мира. Не имея репродуктивной функции, такие общины пополнялись исключительно за счет неофитов. Из-за отсутствия молодого поколения они вырождались, исчезая и реформируясь вновь. Иного принципа организации придерживались члены еврейской общины. Кибуц отличается от других экспериментов поселения в первую очередь тем, что он первоначально был коммуной по необходимости. Необходимость выживания на враждебной пустынной земле вынудила первых поселенцев к солидарности и тяжелому совместному труду. Наиболее высоким адаптационным потенциалом обладали также армянская, китайская диаспоры, т.е. диаспоры, основная функция которых — жизнеобеспечение ееё членов.
У немцев и еще в большей степени у русских крестьян всегда были сильны традиции свободного сотрудничества, почти незави-
Глава 5. Субъект культуры
5.3. Инкультурация и социализация
1мые от характера государства. Существует известная и хорошо эхзснованная точка зрения, что сельская коммуна, самоуправля-щаяся в том, что касается ее местных дел, и привыкшая к дискуссии, зляется широко распространенным институтом в устоявшихся со-эществах и наследницей автономии, подобной той, которая ранее /ществовала в семейной общине. Русские крестьянские общины, 1кже имевшие структуру кровнородственных связей и связанный с эй способ жизнеобеспечения, отличались высокой жизнеустойчиво-гью. Бегство в XVII в. старообрядцев от царя-антихриста дабы:охранить чистоту веры и обрести спасение в судный день», их эщинное расселение за Уралом и в Сибири, в сущности, подготови-э почву для экспансии Российской империи на восток.
Казачьи поселения (станицы) — пограничные форпосты русско-) самодержавия — принимали двойной вызов: со стороны коче-э1Х племен и природных условий. Представляя собой военное по-умонашеское братство наподобие братства рыцарских орденов или теингов, казачество сумело «подавить» развитостью культуры зем-гделия кочевой способ производства, преобразовав пастбища в рестьянские поля, а стойбища — в деревни. Таким образом, диас-эра (община) как этнокультурная группа, сплоченная кровнород-гвенными связями, является основным носителем культурного кода, ^еном» культуры, несущим всю необходимую информацию для раз-эрачивания модели социокультурных, политико-экономических от-ошений.
Эмиграцию из России периода 1917—1939 гг. можно считать истым экспериментом по исследованию процесса инкультурации социально-культурной адаптации, так как возвращение назад не редставлялось возможным. Население русской эмиграции не от-ичалось однородностью, среди эмигрантов были представители рупного капитала, государственные чиновники, интеллигенция, во-иные и выходцы из рабоче-крестьянской среды. Фактической при-иной их эмиграции являлась правовая незащищенность. В таком;е положении русские эмигранты оказались и за рубежом. Обра-/я многочисленные диаспоры в Германии, Чехословакии, Болга-ии, Польше, Греции, Югославии, Турции, Китае, они стремились прилечь внимание европейского общества к своей проблеме. Актив-ую помощь оказывали им институты социокультурной адаптации, озданные самими же эмигрантами при поддержке государствен-ых властей: Русское общество Красного Креста, Всероссийский емский союз, Российский земско-городской комитет помощи граж-анам за границей; в Париже издавались специальные периоди-еские издания. Культурный и интеллектуальный потенциал эмиг-
рации позволял активно адаптироваться в западноевропейской среде. Например, в Праге, Берлине, Белграде открывались Русские Народные институты с целью подготовки специалистов для работы в России, а также внедрения русской культуры в европейское общество. Таким образом, собственная культура русской эмиграции была не только «водоразделом» между ней и европейскими народами, но и «мостом» между ними.
Итак, процессы социализации и инкультурации взаимообусловлены и присутствуют на каждой ступени культурно-исторического развития человека. Социализация при этом подчеркивает статусное положение человека в общественных отношениях. Инкультурация же является процессом освоения символического пространства, связанного с этим статусом, и всей организации общественных отношений, ее исторической детерминированности, выраженной в национальной культуре. Первичное культурное пространство, формирующее «картину мира», в дальнейшей жизнедеятельности человека определяет его мировосприятие. Дети любой культурной общности в большей степени похржи друг на друга, чем на своих предков, поэтому, как писал Клакхон, «если ребенок из России окажется в Соединенных Штатах, то, став взрослым, он будет действовать и думать как американец, а не как русский»1.
В межкультурных отношениях культурно-этническая принадлежность выступает на первый план, определяет взаимодействие, тогда как социально статусное положение отдаляется на второй план. Внутрикультурные отношения, наоборот, дистанцируются социальной принадлежностью, протекая на фоне культурного единства. Дифференцированность этих процессов от установки «Я среди своих» и «Я среди чужих» позволяет провести грань между социализацией и инкультурацией человека.
Клакхон К. Зеркало для человека. Введение в антропологию. СПб., 1998. С. 230
I
Глава 6
ЯЗЫКИ И СИМВОЛЫ КУЛЬТУРЫ,
КУЛЬТУРНЫЕ КОДЫ (СЕМИОТИКА КУЛЬТУРЫ)
6.1. Информационно-семиотический подход к культуре
Семиотика — это наука о знаках и знаковых системах. Основы 2 были заложены в XIX в. американским филоссгфом и логиком. Пирсом и швейцарским филологом и антропологом Ф. де Сос-ором (последний называл ее семиологией). Говорить о семиотике ультуры — значит рассматривать знаковые средства культуры и эактовать культурные феномены как составленные с помощью гих знаковых средств «тексты», которые несут в себе определен-ую информацию.
Как бы ни были различны определения культуры, даваемые азными авторами, в них всегда предполагается, что содержание /льтуры находит выражение в языке. Под языком в обиходе эычно понимают естественный разговорный язык — русский, 1глийский, китайский и т.д. Всякий разговорный язык представ-чет собой систему знаков, или код, с помощью которого люди эщаются, выражают и передают друг другу разнообразную ин-ормацию. Существуют и другие знаки и системы знаков, способ-ые служить этой цели (например, язык жестов, знаки дорожного шжения, нотная грамота, штриховые товарные коды, картографи-гские знаки и др.). Языком в широком смысле называют не >лько разговорный, вербальный язык, но любую систему знаков, угорая может использоваться людьми в информационно-комму--жативных целях.Знаковые средства и накапливаемая с их помощью информация — важнейшие, всеобщие и необходимые компоненты любой культуры. Учитывая это, можно рассматривать культуру как мир знаков, с помощью которых в человеческом обществе сохраняется и накапливается социальная информация (или, иначе говоря, как мир социальной информации, сохраняемой и накапливаемой с помощью созданных людьми знаковых средств). Такой подход к пониманию культуры называется информационно-семиотическим1.
С информационно-семиотической точки зрения культура есть особая, свойственная человеческому обществу «надбиологическая» форма информационного процесса, которая принципиально отличается от информационных процессов, имеющих место у животных, и обладает несравненно более богатыми возможностями. Если у животных информация кодируется хромосомными структурами и ней-родинамическими системами мозга, то в культуре хранилищами и каналами передачи информации становятся внешние по отношению к телу человека структуры.
Выражая свои мысли и представления в созданных людьми знаковых системах, индивид объективирует'их. Это значит, что они как бы отделяются от него, приобретают самостоятельное, внеличност-ное существование. Они становятся социальной информацией, носителем которой оказывается уже не один данный индивид, а общественная культура. В отличие от биологической социальная информация, выраженная в знаковых системах, не исчезает со смертью добывшего ее индивида. Культура образует специфически человеческий, внегенетический «механизм» ее наследования — социальную наследственность. Благодаря культуре в обществе становится возможным то, что невозможно в животном мире, — историческое накопление и умножение информации, находящейся в распоряжении человека как родового существа.
Культура — это коллективный интеллект и коллективная.память, т.е. надиндивидуальный механизм хранения и передачи сообщений (текстов) и выработки новых (Ю.М. Лотман). Знаки и знаковые системы представляют собой «детали» этого механизма. Чтобы разобраться в том, какова их природа и как они функционируют, рассмотрим культуру в трех аспектах: во-первых, как мир артефактов, во-вторых, как мир смыслов, в-третьих, как мир знаков.
1 В основе этой концепции лежат культурологические идеи, выдвинутые в работах Э. Кассирера, Ю.М. Лотмана, Б.А. Успенского, Вяч.Вс. Иванова, Г. Гадаме-ра, А. Моля, B.C. Степина, Д.И. Дубровского и других исследователей.
шьтура как мир Создавая культуру, люди отделяются от природы тефактов и строят новую, «сверхприродную» среду обитания. Нас с детства и до старости окружает со ех сторон эта «сверхприродная» культурная среда: пеленки и со-и, игрушки и книги, одежда и мебель, стекло и бетон, звуки музыки электрический свет — все это продукты человеческого труда, теды человеческого воздействия несет в себе даже то, что мы,им и пьем, даже воздух, которым мы дышим. Человечество живет к бы на грани двух миров — существующего независимо от него фа природы и созданного им мира материальной культуры, при-м в ходе исторического развития человеческого общества пер-ш все больше заслоняется вторым (хотя превратить материально среду культуры в замкнутую сферу и полностью отгородить-: ею от природы невозможно).
Продукты и результаты человеческой деятельности, искусственно зданные человеком предметы и явления называют артефактами т лат. arte — искусственный и factus — сделанный). Артефакты — шомены культуры — это сделанные людьми вещи, рожденные ими >гели, найденные и используемые ими средства и способы действий, дгьтура включает в себя не только то, что находится вне человека, но изменения, которые он производит в самом себе, в своем теле и в оей душе, в собственном физическом и духовном облике.
Итак, культура есть мир артефактов — мир человеческой дея-;льности и ее продуктов. Это ее первая важнейшая характеристи-1. Она особенно важна тогда, когда речь идет о материальной /льтуре — вещах, домах и сооружениях, технике и вообще обо:ем том, что образует «вторую природу», которую человек создает >бственными руками вокруг себя. Но одной этой характеристики це недостаточно для понимания сущности культуры.
ультура как мир Человек — порождение природы, и все ее законы
[ыслов сохраняют свою силу в его деятельности так же,
как и в любых природных процессах. Никто не эжет отменить или нарушить их. Все, что человек творит, возникает г вопреки объективным законам природы, а в соответствии с ними, чем же тогда разница между предметами культуры и вещами при-)ды? Видимо, только в том, что человек вносит в свои творения жую «человечность», т.е. что-то специфически-человеческое, прин-шиально не могущее возникнуть без него. Эта-то «человечность» и зевращает продукты его деятельности в предметы культуры.
Явления природы, рассматриваемые в их собственном, независи-эм от человека бытии, обладают свойственными им характеристика-
ми. Эти характеристики составляют их объективную определенность, и кроме нее никакой другой определенности они не имеют. Иначе обстоит дело с артефактами — предметами культуры. В отличие от явлений природы они обладают двойственной определенностью. С одной стороны, у них, как и у природных явлений, тоже есть объективная определенность, т.е. их можно рассматривать как реальность, которая существует сама по себе, отдельно от человека и характеризуется объективно присущими ей свойствами. Но, с другой стороны, артефакты имеют еще и иную, субъективную определенность: в них воплощено то, что называют «смыслом», «значением». Эта субъективная определенность появляется у них потому, что человек «опредмечивает» в них свои представления, цели, желания и т.д. Они-то (представления, цели, желания и т.д.) и есть та «человечность», которую вносит человек в продукты своей деятельности.
Иначе говоря, люди не только практически, но и духовно «обрабатывают» предметы своей деятельности, вкладывая в них то, чего объективно, вне отношения к человеку, к его сознанию, у них нет и не может быть. Попадая в сферу человеческой деятельности, эти предметы приобретают новое, «сверхприродное», качество: способность заключать в себе человеческий смысл, нести на себе отпечаток человеческого духа, служить человеку его собственным отражением. Таким образом, они выступают как предметы культуры благодаря духовной активности человека.
Наиболее очевидным образом способность человека наделять свои творения смыслом проявляется в речи: люди приписывают звукам своей речи смыслы, которыми они физически — как колебания воздуха — сами по себе не обладают. Но смысл имеют не только слова и высказывания —.им так или иначе проникнуто все, что человек делает и что составляет культурную среду его обитания: произведения искусства и правила этикета, религиозные обряды и научные исследования, учеба и спорт и т.д. Смысл любого предмета, с которым имеют дело люди, выражается хотя бы в его предназначении, роли, функциях: смысл станка — в том, что он нужен для производства, автомобиля — в его использовании как средства передвижения, предметов домашнего обихода, мебели и посуды — в возможности удовлетворить с их помощью бытовые потребности и привычки. Кроме того, названные вещи могут иметь и иной смысл. Скажем, главным смыслом автомобиля для владельца роскошного «Мерседеса» может быть престижность этой марки.
Обратите внимание: предметы, взятые сами по себе, вне их отношения к человеку, никакого смысла не имеют. Можно сколько угодно изучать, например, египетскую пирамиду, всматриваться в нее, исследо-
Глава 6. Языки И символы культуры, культурные коды
1ть ее строение, измерять, проводить физико-химические анализы и д.,'но обнаружить в ней какой-либо смысл не удастся, если при этом осматривать ее просто как физическое тело. Ее смысл существует; в ней самой, а в культуре, произведением которой она является. И юбы понять его, надо изучать эту культуру, а не только пирамиду. В антастической повести А. и Б. Стругацких «Пикник на обочине» оди сталкиваются с зоной, в которой прилетавшие на Землю инопла-:тяне оставили какие-то предметы. Эти предметы загадочны, их уст-(йство и свойства непонятны людям, но более всего непонятен их 1ысл (назначение, функции). И разобраться в этом никакое исследо-ние устройства и свойств не поможет: ответ на такие вопросы >жно получить только через постижение культуры инопланетян, лысл вещей существует не в них самих, а в культуре, их породившей, в тех, кто эту культуру освоил. Он создается и придается вещам здьми (или, как у Стругацких, представителями внеземного разума), ээтому нет ничего удивительного в том, что одна и та же вещь иобретает в разных культурах (и даже в рамках одной культуры я разных людей) совершенно различные смыслы.
Из культуры люди черпают возможность наделять смыслом не лько слова и вещи, но и свое поведение — как отдельные поступ-, так и всю жизнь в целом. Поэтому, например, без знания культу-[ прошлого трудно понять наших предков.
Итак, культура есть не просто совокупность продуктов челове-ской деятельности, артефактов. Культура — это мир смыслов, торые человек вкладывает в свои творения и действия. Такова эрая важнейшая характеристика культуры.
Человек живет не только в материальном мире вещей — его [знь протекает и в духовном мире смыслов. В ходе историческо-развития человечество постоянно расширяет и обогащает этот р. Мир смыслов — мир продуктов человеческой мысли — ве-к и необъятен, это своего рода «вторая Вселенная», существую-я наряду с расширяющейся космической Вселенной. Но в отли-2 от последней она возникает и расширяется благодаря усилиям ■ювечества. Человек — творец этой Вселенной. Она есть царство ювеческого разума. Создавая и развивая ее, он вместе с тем:дает и развивает самого себя.
1ьтура как мир Выступая в качестве носителей смысла, «обрабо-
ков тайные» (физически и духовно) человеком вещи,
процессы, явления становятся знаками. Знак есть ',дмет, выступающий в качестве носителя информации о других:дметах и используемый для ее приобретения, хранения, перера-•ки и передачи.
В культуре исторически складываются разнообразные системы знаков (коды). Знаковыми системами являются как естественные (разговорные, вербальные) языки — русский, английский и др., так и различного рода искусственные языки — язык математики, химическая символика, «машинные» языки и т.д. К знаковым системам относятся также разнообразные системы сигнализации, языки изобразительных искусств, театра, кино, музыки, правила этикета, религиозные символы и ритуалы, геральдические знаки и вообще любые множества предметов, которые могут служить средствами для выражения какого-то содержания. Мы живем не только в мире вещей, но и в мире знаков.
Явления культуры — это знаки и совокупности знаков («тексты»), в которых закодирована социальная информация, т.е. вложенное в них людьми содержание, значение, смысл. Понимать какое-либо явление культуры — значит видеть в нем не просто чувственно воспринимаемую вещь, но его «невидимый» субъективный смысл. Именно постольку, поскольку явление выступает в качестве знака, символа, «текста», который нужно не только наблюдать, но и осмысливать, оно и становится фактом культуры.
Когда какие-либо предметы (например, орудия труда) используются в чисто утилитарных целях, их знаковая функция отходит на задний план, а на первый выдвигаются физико-химические свойства. Но при этом мы обычно и не воспринимаем их как предметы культуры. Как только мы берем во внимание их знаковый характер, они начинают выступать как предметы культуры.
Таким образом, «памятники материальной культуры, орудия производства в создающем и использующем их обществе играют двоякую роль: с. одной стороны, они служат практическим целям, с другой — концентрируя в себе опыт предшествующей трудовой деятельности, выступают как средство хранения и передачи информации. Для современника, имеющего возможность получить эту информацию по многочисленным более прямым каналам, в качестве основной выступает первая функция. Но для потомка, например археолога или историка, она полностью вытесняется второй»1.
Следует заметить, что знаковую природу, а следовательно, и способность быть культурными феноменами, приобретают не только творения рук человека, но и природные явления, когда они становятся предметами его духовной деятельности. Вовлекая их в свой духовный мир, люди наделяют их «человеческим» (эстетическим, нравственным, религиозным) содержанием. Таковы образы хитрой ли-
Лотман ЮМ. Семиосфера. СПб., 2001. С. 399.
Глава 6. Языки и символы культуры, культурные коды
<иш трусливого зайца в народных сказках, поэтические описания /ги или заката, мистические интерпретации затмений, комет и
Извержение вулкана — природное явление, и как таковое оно:ит вне сферы культуры. Но когда оно понимается как проявле-
гнева богов или как трагедия человеческого бессилия перед шой стихией («Последний день Помпеи» К, Брюллова), то стаятся знаком, символом, в котором люди усматривают особый:рхприродный» смысл. И это делает его явлением культуры. Символами, носителями особого смысла, становятся и сами люди. ха. они выступают друг для друга не просто как живые существа, к кинозвезда, писатель, политический вождь, представитель той
иной профессии и т.д., это есть не что иное, как культурный омен.
[ультура в качестве мира знаков предстает перед нами в един-е материального и духовного. Действительно, знак есть чув-;нно воспринимаемый, материальный предмет, а его значение >1сл, информация) — продукт духовной деятельности людей. т выступают как своего рода «материальная оболочка» челове-[их мыслей, чувств, желаний. Чтобы продукты духовной дея-.ности человека сохранились в культуре, передавались и вос-•шмались другими людьми, они должны быть выражены, закоди-1ны в этой знаковой оболочке. Связь значения и знака (или, ie говоря, информации и кода, в котором она фиксируется и [слируется) определяет неразрывность духовного и материаль-• аспектов культуры.
аким образом, феномены культуры — это любые артефакты усственно созданные людьми предметы и явления), которые т в себе смыслы, т.е. выступают как знаки, обладающие значе-ли. Совокупности знаков образуют тексты, в которых содер-ся социальная информация (рис. 2.3.).
Смыслы |
Артефакты
\
Знаки
Информация |
Тексты
Рис. 2.3. Феномены культуры
6.2. Основные типы знаковых систем культуры
Каждому человеку более или менее понятна семиотика его родной культуры. Гораздо хуже обстоит дело с чужими культурами. Чтобы научиться улавливать значение и смысл их знаков и текстов, требуется приложить много усилий, и все же редко кому удается достичь здесь такого же уровня, на каком находится понимание родной, знакомой с пеленок культуры. Язык любой культуры своеобразен и уникален. Но во всех культурах используются одни и те же типы знаков и знаковых систем.
Все многообразие знаковых средств, используемых в культуре, составляет ее семиотическое. поле. В составе этого поля можно выделить следующие основные типы знаков и знаковых систем:
— естественные;
— функциональные;
— конвенциональные (условные);
— иконические;
— вербальные (естественные языки); ■
— знаковые системы записи.
Ниже дается краткая характеристика этих типов и описываются способы, с помощью которых в них кодируется и декодируется информация.
Естественные Под естественными знаками понимаются вещи и
знаки явления природы. Конечно, не все из них выступа-
ют как знаки. Предмет не может быть знаком самого себя, он становится знаком, когда указывает на какие-то другие, предметы и рассматривается в качестве носителя информации о них. Чаще всего естественный знак является принадлежностью, свойством, частью какого-то целого и потому дает информацию об этом целом. Естественные знаки — это знаки-признаки. Простейший пример: дым как знак огня.
Чтобы понимать естественные знаки, надо знать, признаками чего они являются, и уметь извлекать содержащуюся в них информацию. Приметы погоды, следы зверей, расположение небесных светил — все это знаки, которые многое могут сказать тому, кто способен «расшифровывать» их (умение понимать знаки-признаки блестяще демонстрируют герои некоторых литературных произведений — Дерсу Узала у Арсеньева, Чингачгук у Ф. Купера, Робинзон у Дефо, Задиг у Вольтера). Но если человек не способен это делать, то он, скорее всего, просто не воспримет их как знаки.
Умение понимать и использовать естественные знаки для ориентировки в природной среде являлось существенным компонентом пер-
ытной культуры. К сожалению, это умение с развитием цивилиза-постепенно утрачивается. Деревенская культура сейчас в какой-тепени еще сохраняет его, а в городской оно становится все более:<им явлением. Естественных знаков великое множество, но в обы-ном опыте они обычно не подвергаются систематизации. Построе-систем естественных знаков является, как правило, результатом тельного развития практики и науки. Примером может служить адвая система медицинской диагностики. Базируясь на сведениях, эпленных в многовековом лечебном опыте, она фиксирует и сис-атизирует разнообразные признаки и симптомы болезней.
[кциональные Какой-либо предмет становится функциональным
м знаком, если связь между ним и тем, на что он ука-
зывает, возникает в процессе человеческой деятель-ги и основывается на способе его употребления человеком. На-мер, обнаруженное археологом в кургане оружие — функцио-эный знак, свидетельствующий о том, что в нем захоронен воин, тановка квартиры — комплекс функциональных знаков (текст), пций информацию о степени состоятельности хозяев, а подбор книг снижной полке говорит об их вкусах и интересах. Очки — знак юсти зрения; лопата на плече указывает, что человек занимался собирается заняться земляными работами.
функциональные знаки — это тоже знаки-признаки. Но в отли-от естественных знаков связь функциональных знаков с тем, на они указывают, обусловлена не их объективными свойствами и не»нами природы, а теми функциями, которые они выполняют в де-[ьности людей. Ведь эти знаки являются предметами, имеющими >е-то прагматическое назначение. Они создаются человеком для стического использования, а не с целью наделить их знаковой кцией, и могут выступать в качестве знаков только потому, что очены в человеческую деятельность и вследствие этого несут бе какую-то информацию о ней. Разумеется, для того чтобы из-[ъ из них эту информацию, требуется иметь какие-то предвари-ные знания об условиях их применения в человеческой деятель-•и. Наглядные и эффектные примеры, показывающие, как много,ений могут дать функциональные знаки проницательному на-цателю, можно отыскать в рассказах А. Конан Дойла о Шерлоке vice, Честертона о патере Брауне, А. Кристи о Пуаро. В обыден-жизни функциональные знаки «расшифровываются», может быть, голь хитроумно, но зато повседневно и постоянно. 1 качестве функциональных знаков могут выступать не только, 1,меты, но и действия людей. Всякий школьник знает: когда учи-
т.ель начинает водить пальцем по классному журналу — это знак того, что он сейчас вызовет кого-то отвечать. Совершая непроизвольные и бессознательные телодвижения, человек, как правило, даже не подозревает, что он подает этим знаки, сигнализирующие о его чувствах, эмоциях, намерениях, мыслях.