Идеи эволюционизма в России разделяли М.М. Ковалевский (1851 — 1916), Н.Н. Миклухо-Маклай (1846—1888), Л.Я. Штернберг (1861 — 1927) и многие др.
Глава 18. Развитие культурологической мысли...
Конечно, не следует идеализировать значение эволюционизма. К концу XIX в. его популярность стала угасать. Появилось много критических суждений по поводу прогресса в истории культуры, движения от простого к сложному. Но все это не могло заслонить и умалить достоинств эволюционизма в обосновании культурологии.
Его идеи приобрели особую актуальность в наше время, когда возникла настоятельная потребность в возрождении культуры, преодолении духовного кризиса, поиске истоков культурных явлений, новом осознании ценности культур 'разных народов.
Э. Тайлор Рассмотрим более подробно культурологические
об эволюции идеи английского ученого Э. Тайлора. Его фунда-
культуры ментальный труд «Первобытная культура» (1871)
написан на основе анализа культур более 400 этносов. Он переведен на многие языки и принес своему автору всемирную известность.
В этой книге Э. Тайлор формулирует основные принципы культурологии, исследующей культуру народов на различных стадиях исторического развития. По его мнению, культура слагается из знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества. Явления культуры существуют у каждого народа, что свидетельствует об общих законах их происхождения и развития. Как бы ни различались культуры народов, их объединяет общее сходство природы человека и обстоятельств его жизни. Этим объясняется единство человечества и обусловливается возможность взаимопонимания и диалога культур.
Все народы и все культуры соединены в один непрерывно развивающийся процесс. Эволюция происходит постепенно, когда один слой культуры накладывается на другой. Катастрофы, катаклизмы, скачки, революции губительны для нее. Это не означает, что культура сопротивляется новаторству, открытиям, изобретениям, гениальным произведениям. Но они постепенно включаются в ткань культурной жизни, приобретают известность и культурное значение.
Культуры подобны видам растений и животных, поэтому исследователь может систематизировать их, располагать эволюционными рядами, выявлять повторяемость и устойчивость, ареалы распространения. Такой подход сближает методы естественных и гуманитарных наук. -
Постоянство и общее сходство культур позволяют заключить, что «весь мир — одна страна»1. При обращении к музейным коллекциям первобытной культуры обнаруживается поразительное сходство и повторяемость орудий труда, способов добывания огня, мифов о солнечном восходе, затмении, землетрясении, потопе, обычаев посвящения юношей, обрядов свадеб и погребений и т.д. Различия лишь подтверждают мысль о том, что народы находятся на разных ступенях или стадиях всеобщего пути.
Э. Тайлор подробно анализирует мифологию и тайноведение, обряды почитания и жертвоприношения, явления фетишизма и колдовства, веру в магические силы и предсказания, запечатленные в традиционной культуре народов мира. Он называет их «рудниками исторического знания», в которых отражаются древние обычаи и ритуалы. Многие из них сохраняют свое значение и в современной культуре. К ним относятся обычай тостов за праздничным столом, употребление жребия в споре, астрологические календари и гороскопы, и пр.
Ученый уделяет особое внимание мифологии как памятнику духовной культуры, историческому свидетельству о развитии творческого воображения и человеческого познания. Миф содержит воспоминание о жизненных событиях, усиленное фантазией, вымыс-- лом. Многие мифологические сюжеты являются источником воссоздания истории культуры народов.
Он исследует распространенный почти во всех древних культурах «анимизм» — наделение душой природы, общества и самого человека. Рождение и смерть, расцвет и увядание, сон и бодорствова-ние, восход и закат связаны с существованием души. Первобытный анимизм, или «минимум религии», по мнению Э. Тайлора, оказывал влияние на поступки людей, удерживая их от зла, поощряя добро. На его основе возникали традиции и обряды, ритуалы и церемонии. Почитание и охрана водоемов, видов растений и животных, поклонение силам природы, запреты и заговоры, заклинания и тотемы свидетельствовали о многообразных формах духовного мира человека.
Историческая «Культура — общее усовершенствование челове-
преемственность ческого рода, с целью одновременного содействия
культуры развитию нравственности, силы и счастья челове-
ка»1, — пишет Э. Тайлор. Он убедительно раскрывает процесс перехода от одной стадии к другой на примере развития материальной и духовной культуры. Общий прогресс развития Цивилизации состоит в стремлении к благосостоянию человече-
Тайлор Э. Первобытная культура. С. 36.
Тайлор Э. Первобытная культура. М., 1984. С. 21.
ского.рода. Однако изменения не всегда ведут к позитивным переменам и прогрессу. История культуры характеризуется неравномерностью развития, возможностью регресса, упадка, кризиса. Измерить прогрессивные или регрессивные изменения в культуре по какой-то общей шкале — задача необычайно сложная.
Остановка и упадок в развитии культуры и цивилизации —■ весьма частые явления в жизни народов. Разрушительные действия способны смести цивилизации отдельных стран, но не в силах истребить культуру всего мира. «Прогрессивное движение в культуре, — приходит к выводу Э. Тайлор, — распространяется и становится независимым от судьбы своих начинателей»1. Благодаря процессу распространения культуры обычаи и изобретения давно исчезнувших народов могут оставаться достоянием тех, кто их пережил. «Цивилизация движется вперед, хотя возможны на ее пути отклонения и остановки. Но попятный путь противен ее природе»2, — заключает Э. Тайлор.
Отстаивая идею прогресса, он уделяет особое внимание устойчивости в культуре, исторической преемственности, передаче культурного наследия от поколения к поколению. Ученый уподобляет развитие культуры потоку, который, однажды проложив свое русло, продолжает течение целые века.
Изучение истории человечества и древних форм его жизни является необходимой частью развития мировой цивилизации и должно занять соответствующее место в системе знаний о культуре. Эти знания имеют не только научный интерес, но и большое практическое значение. Они показывают нам, в какой мере представления и поступки современных людей являются продуктом тех явлений, которые возникли на ранних стадиях развития культуры.
Древнейшая история человека жива в настоящем и оказывает влияние на многие стороны повседневной культуры. Именно поэтому исследования прошлого должны простираться до самых глубоких слоев культуры, которые помогут более полно представить современное развитие материальной и духовной жизни, ее достоинства и утраты, взлеты и падения, регресс и прогресс.
Э. Тайлор возлагает большие надежды на науку о культуре: «Одновременно способствуя прогрессу и уничтожая препятствия на пути к нему, наука о культуре является наукой преимущественно преобразующей»3.
1 Тайлор Э. Первобытная культура. С. 44.
2 Там же. С. 64.
3 Там же. С. 508.
Эволюционизм внес значительный вклад в теоретическое обоснование культурологии как науки. История культуры человечества предстала в единстве и многообразии, что дало импульс к развитию сравнительной культурологии, к поиску общих и самобытных явлений различных эпох.
18. 3. Проблемы культуры в «философии жизни»
«Философия жизни» — направление в западно-европейской философской мысли, сложившееся в последней трети XIX в. в Германии. Для него характерен резкий протест против панлоги-ческого усечения мироздания, гипертрофировавшего рассудочность и абстрактный рационализм, которые оказались во многом несостоятельными перед запросами времени. В рамках этого направления была выдвинута идея о том, что философия не должна опираться исключительно на естественные науки при построении картины мироздания, что следует отдать приоритет художественному видению, которое в большей степени, чем точные науки, способно запечатлеть изменчивость мира, движение самой жизни. Кроме того, было обращено внимание на человека, его реальные жизненные проблемы. В целом «философия жизни» может рассматриваться как реакция на рассудочный век Просвещения, главным пафосом которой было противопоставление разуму сил самой жизни, иррациональных и недоступных для рационального осмысления.
Его представители ставили перед собой задачу построения целостного миропонимания, опираясь исключительно на понятие «жизнь»; с помощью этого понятия создавалось представление о мире как о чем-то целом, о способах его постижения, о смысле человеческой жизни и тех ценностях, которые придают ей этот смысл. Исходя из того, что жизнь человека — это ценность, ее рассматривали только с позиций полноты жизненнрго проявления. В силу того что понятие жизни довольно расплывчато, возникли различные его интерпретации: биологические, психологические, культурологические. Поскольку рассматриваемое направление — Иррационалистическое мировоззрение, особую привлекательность в нем получили.нера-Ционалистические формы познания мира, во многом близкие восточному мироощущению.
«Философия жизни» оказала огромное воздействие на европейскую культуру и самосознание в XX в. Это направление представлено именами Ницше, Дильтея, Шпенглера, Бергсона, Зиммеля..
Глава 18. Развитие культурологической мысли...
18.3. Проблемы культуры в «философии жизни»
Ф. Ницше и его Наиболее крупным представителем, который зало-
«философия жил фундамент «философии жизни» и дал пролог
жизни» к новой культурно-философской ориентации, яв-
ляется Ф. Ницше (1844—1900). Мир жизни един, целостен, вечен, утверждал он, что не означает его стабильности, а, напротив, предполагает вечное течение, становление, возвращение. В учении Ницше получила негативную оценку концепция «двух миров», свойственная многим течениям философии не только прошлого, но и настоящего времени. «Делить мир на "истинный" и "кажущийся", — утверждал мыслитель, — все равно, в духе ли христианства или в духе Канта (в конце концов коварного христианина), — это лишь внушение decadence — симптом нисходящей жизни...»1. "Кажущийся" мир есть единственный: "истинный мир" только прилган к нему...»2 В рамках этого исходного представления о мире философ рассматривает познание, истину, науку, искусство и в конечном счете культуру в целом.
В своей ранней работе «Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм» (1872) Ницше обращается к анализу античной культуры, при этом трактуя искусство как то, что является полнокровным воплощением и проявлением подлинной жизни, стихийным, ничем не детерминируемым, кроме воли и инстинктов художника, процессом жизнеизлияния. Искусство возникло раньше науки в истории человечества, и благодаря ему «...только как эстетический феномен бытие и мир оправданы в вечности». Обращение к античной культуре необходимо философу для того, чтобы понять современную ему культуру, особенность которой в ориентированности на науку и, по его убеждению, в глубокой враждебности жизни. Мыслитель объясняет это тем, что культура теперь опирается' на схематизирующий разум, глубоко чуждый инстинктивной в своей основе жизни. Он предлагает отказаться от созданного философией Нового времени культа науки и научной истины, поскольку мир в результате «упорного прогресса науки» явился нам как итог множества заблуждений и фантазий, которые наследуются человечеством как скопленное сокровище всего прошлого. '.
В этой же работе получают дальнейшее развитие идеи аполло-нического и дионисического начал, присутствовавшие ранее в текстах Гёте, Шеллинга, романтиков. Они рассматриваются как принципиально различные фундаментальные силы: действующие, активные, и противодействующие, реактивные. Прорывающиеся из самой
1 Ницше Ф. «Разум» в философии // Ницше Ф. Соч. В 2 т. М., 1990. Т. 2. С. 571.
2 Там же. С. 569.
природы «без посредства художника-человека» дионисическое и аполлоническое начала проявляются как художественные силы, в которых «художественные позывы этой природы получают ближайшим образом и прямым путем свое удовлетворение»1. В европейской культуре философ видит продолжение традиций культуры античной. Дионисическое искусство становится для него своеобразным символом жизненности, Ницше надеется на его возрождение. Эти воззрения пришлись по вкусу художникам, следующим идеям Ницше, что выразилось в выявлении и усилении природного, стихийного, неорганизованного начала в творчестве рубежа
XIX—XX вв.
. С христианизацией Европы Ницше связывает появление нигилизма и декаданса. Отвержение христианского Бога у Ницше — это, по сути, выступление против европеизма. Иначе оценивает он богов иных культур/Так, например, он считает, что арийский бог, который в Древней Индии помог первочеловеку создать «Законы Ману», во много раз превосходит христианского Бога, ибо способствует идее мощи, жизненной силы, идее существования. В автобиографическом «Ессе Homo» об иудео-христианском Боге сказано так: «Понятие "Бог" выдумано как противоположность понятию жизни — в нем все вредное, отравляющее, клеветническое, вся смертельная вражда к жизни сведены в ужасающее единство!»2 В восточных религиях Ницше видит иные ориентации и потому противопоставляет их христианству: «Совершенно с противоположным чувством я читаю книгу законов Ману, произведение, несравненное в духовном отношении; даже назвать его на одном дыхании с Библией было бы грехом против духа»3. Характерно, что его вни-• мание с юности привлекал образ перса, это способствовало появлению сочинения «Так говорил Заратустра». Заметим, что мыслителя привлекал не реальный, а,древний Восток, скорее литературный, условный.
В философии Ницше снят дуализм души и тела. «Является решающим обстоятельством, чтобы культура начиналась с надлежащего места — не с души... надлежащее место есть тело, наружность, Диета, физиология»4. Провозглашение единства души и тела ставится им в заслугу античности: «Греки остались поэтому первым куль-
1 Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки //Ницше Ф. Соч. В 2 т.
Т. 1.М., 1990. С. 63.
~ Ницше Ф. Ессе Homo // Ницше Ф. Соч. В 2 т. Т. 2. С. 768.
3 Там же. С. 683.
4 Ницше Ф. Сумерки идолов, или Как философствуют молотом // Ницше Ф.
Соч. В 2 т. Т. 2. С. 622.
Глава 18. Развитие культурологической мысли...
'
18.3. Проблемы культуры в «философии жизни»
турным событием истории...; христианство, презиравшее тело, было до сих пор величайшим несчастьем человечества»1. Он говорит о неразделенное^ души и тела и призывает учиться через тело радости жизни, превознося поэтому так высоко искусство танца. Лгать телу — это лгать природе, т.е. жизни. «Больше разума в твоем теле, чем в твоей высшей мудрости. Й кто знает, к чему нужна твоему телу твоя высшая мудрость»2. Активная, главенствующая роль телесного означает факт непосредственного присутствия человека в мире. Феноменальное тело, «живое тело» привлекает философа своеобразной способностью «мыслить» на довербальном уровне, открытием нового типа мыслительной деятельности «мышления в движении».
Ницше свойственно процессуальное видение человека как сущего, в котором он особо выделяет необходимость процесса самопреодоления. В человеке «есть то, что должно быть сформовано, сломано, выковано, разорвано, обожжено, закалено, очищено, но в человеке есть также и творец, ваятель»3. Процессы совершенствования человека многообразны, в основе их лежит энергийное начало, проявляющееся в духовной практике. Ницше пишет о том, что необходимы «мастерство и тонкость в войне с собой», «очищение инстинктов». Человек проходит некую иерархическую лестницу, которую составляют высшие, и низшие типы. В равенстве Ницше усматривает упадок, в то время как «пропасть между человеком и человеком, сословием и сословием, множественность типов... [все, это] свойственно каждому сильному времени»4. Можно сказать, что у Ницше сложилась антропологическая модель человека, суть которой состоит в поступенчатом продвижении к сверхчеловеку. Наряду с комплексной программой человеческого совершенствования, восхождение к сверхчеловеку трактуется им и как результат селекции природы. Тем самым он формулирует задачу культурного совершенствования человека, которая направлена на появление нового типа человека, превосходящего по своим морально-интеллектуальным качествам современных людей. Этими идеями был вдохновлен в свое время ранний М. Горький, они нашли отражение в творчестве Л. Андреева и др.
1 Ницше Ф. Сумерки идолов, или Как философствуют молотом // Ницше Ф.
Соч. В 2 т. Т. 2. С. 622.
2 Ницше Ф. Так говорил Заратустра. М., 1990. С. 31.
3 Ницше Ф. По ту сторону добра и зла // Ницше Ф. Соч. В 2 т. Т. 2. С. 346.
4 Ницше Ф. Сумерки идолов, или как философствуют молотом // Ницше Ф.
Соч. В 2 т. Т. 2. С. 614.
Философ отвергает теорию прогресса, разрабатывая концепцию «вечного возвращения», которая так и осталась непроясненной. Мысль о «вечном возвращении» высказана им в работе «Так говорил Заратустра», имеются некоторые намеки в «Веселой науке», а также упоминания в «По ту сторону добра и зла» и «Ессе Номо».
К интерпретации этой идеи обращался М. Хайдеггер, связывая ее с еще одним основополагающим и первичным концептом философии Ницше — волей к власти, которая составляет у него главную черту всего сущего. Само это сущее, согласно Хайдеггеру, есть не бесконечное, поступательное движение к какой-то определенной цели, а постоянное самовозобновление воли к власти, восстанавливающей себя в своей природе. Ж. Делёз предлагал иную интерпретацию идеи вечного возвращения, подчеркивая, что она отличается от всех ранее известных циклических моделей тем, что возвращается не то же самое, а только отличное. И Хайдеггер, и Делёза увидели в концепции Ницше высшую форму утверждения жизненной полноты, которая возможна только при повторении, несущем радость различия и многообразия самой жизни. Эта и многие другие ницшеанские идеи получили дальнейшую жизнь в современной культурологии, философии, художественной практике и искусствоведении.
В. Дильтей: Примыкает к «философии жизни» и В. Дильтей
герменевтика, (1833— 1911), однако в отличие от'других пред-
или искусство ставителей этого направления, например Ницше,
истолкования «жизнь» у него — это, скорее, жизнь культуры.
текстов Культура предшествует мышлению и науке, по-
этому мышление как вторичное и производное духа не может понять чувства, равно как и искусство, религию, философию. Это положение стало исходным в его постановке проблемы о разных типах познания, о различении понятий «объяснение» и «понимание». Дильтей отрицает возможность объяснения в гуманитарных науках: «Природу мы объясняем, человека же мы должны понять». Понимание достигается путем «вживания», «сопереживания», «вчувствования». Однако одно дело — понять современную культуру, и совсем другое ■— постичь «мертвые» ныне культуры Древних инков и египтян. Для постижения культур прошлого он разрабатывает и описывает приемы и методы интерпретации, которые он называет герменевтикой, или искусством истолкования, разъяснения и понимания текстов различного содержания. Сам Термин «герменевтика» в переводе с древнегреческого означает интерпретацию или истолкование, связанное с пониманием.
Глава 18. Развитие культурологической мысли...
Первоначально герменевтические приемы и методы интерпретации возникли из анализа текстов специфического содержания, например текстов Священного Писания, исторических хроник, юридических актов и пр. До работ Дильтея никто не придавал герменевтическим методам интерпретации большого методологического значения. Дильтей, справедливо критикуя неадекватный характер позитивистских моделей объяснения гуманитарных процессов, совершенно отказывается от объяснения как метода социально-гуманитарного познания и выдвигает герменевтику в качестве общей методологии наук о духовной деятельности. Для философа и его последователей понимание связано с субъективно-психологической интерпретацией результатов духовной деятельности человека. Такая интерпретация достигается исключитель-. но путем «вживания», или «вчувствования», интерпретатора в духовный мир автора произведения с помощью воображения и интуиции, с тем чтобы взглянуть на события его глазами. Только через психологическую интерпретацию мы можем прийти к пониманию наших предков и нас самих.
Дильтей, так же как некоторые из его предшественников, например Вико и Гердер, отделяет разрабатываемую им «философию жизни» (мы бы уточнили: «философию культуры» — Авт.) от того, что он называет «систематической философией». На протяжении длительного периода развития европейской культуры осуществлялась отчетливая дифференциация разных дискурсов — философского и культурологического, однако только в XX в., в связи с конституированием культурологии как самостоятельной сферы гуманитарного исследования, эта сопутствующая и пересекающаяся с философией наука получила свою легитимацию. Противопоставляя «философию жизни» «систематической философии», Дильтей пишет: «Жизнь должна быть истолкована из нее самой»1. Поэтому он предлагает методы для истолкования жизни, отличные от методов аналитических, сложившихся в философии.
Герменевтическое понимание, основанное на психологической интерпретации, по сути дела, представляет собой непосредственный, интуитивный процесс постижения смысла. Такое понимание играет важную роль в обыденном познании, когда речь идет о понимании намерений и поступков людей, а также в познании продуктов духовной деятельности — произведений искусства. В этих случаях значительна роль сопереживания, соучастия, эмоциональной настроенности и нет необходимости обращаться к логическому анализу, более того, такой анализ только бы затруднил целостное восприятие. Дильтей занимался проблемами истории литературы и искус-
' Дильтей В. Сущность философии. М., 2001. С. 60.
18.3. Проблемы культуры в «философии жизни»
ства, и герменевтический метод во многих случаях служил ему эффективным средством интерпретации и понимания шедевров искусства. Многие положения теоретической концепции Дильтея развивает Г. Зиммель.
Г. Зиммель о Г. Зиммель (1858—1918) — всемирно известный
сущности культу- мыслитель, автор 30 книг и многочисленных ста
ры и значении тей о философии и социологии культуры. Харак-
моды в истории терные для его трудов острота творческого ума,
культуры широта интеллектуальных интересов, тонкие пси-
хологические наблюдения, эмоциональная энергетика стиля изложения и необычные сюжеты и размышления о жизни дают мощный импульс для изучения явлений культуры.
В сферу интересов Г. Зиммеля попадают самые разные эпизоды, но они существуют в жизни, и он стремится дать им философское и культурологическое объяснение. Ему принадлежат статьи о созерцании природы и смысле путешествий, о роли случая и неожиданных приключений в жизни человека. Глубокого смысла полны статьи о религии и личности Бога, о философии истории и культуры, о любви и судьбе. Неожиданны рассуждения о философии денег и богатстве, о скупости и щедрости, о смерти и бессмертии, о моде и ее непостоянстве, о мужской и женской культуре... Мыслитель обогатил культурологию новыми идеями и пророческими озарениями. Он предложил немало новых и оригинальных проблем культурологических исследований.
Тайнам творческой индивидуальности и личности гения посвящены его сочинения о И. Канте и Ф. Ницше, И. Гёте и Микеланд-жело. Г. Зиммель был скорее инициатором философского осмысления культуры, нежели последовательным аналитиком. Но научная инициатива обсуждения жизненно важных проблем принадлежала именно ему, и в этом заключается его значение для развития науки. Интерес к нему сохраняется вплоть до настоящего времени, хотя не всегда остается одинаковым.
Из широкого круга проблем философии и социологии культуры Г. Зиммеля сосредоточим внимание на двух вопросах, интересных
Для культурологии:
1) определение понятия и сущности культуры; историческое из
менение форм культуры; конфликты и кризис культуры;
2) социальный смысл и значение моды в истории культуры;
соотношение традиций и новаторства.
Философия культуры изложена в статьях Г. Зиммеля «Понятие и трагедия культуры», «О сущности культуры», «Изменение форм
Глава ISi Развитие культурологической мысли...
18.3. Проблемы культуры в «философии жизни»
культуры». Динамика ценностей культуры, противоречия и трудности культурного процесса рассматриваются в статьях «Кризис культуры», «Конфликт современной культуры».
Мыслитель отмечает многозначность понятия культуры. Творческая стихия жизни человека создает множество культурных форм: общественное устройство и художественные произведения, религиозные верования и моральные нормы, технические изобретения и научные открытия, гражданские законы и философские трактаты. В беспокойном ритме жизни, ее приливах и отливах, ее постоянном обновлении они обретают устойчивость и начинают существовать сами по себе. В этом заключается трагедия культуры. «Они лишь оболочка, скорлупа для творческой стихии жизни и для ее набегавших потоков»', — пишет Г. Зиммель. Эти явления в момент своего возникновения вполне соответствовали жизни, но постепенно они утрачивают эту связь, застывают, становятся чуждыми и даже враждебными. Жизнь слишком динамична, чтобы удовлетвориться однажды созданной формой. Поэтому жизненные силы вступают в противодействие, они сопротивляются постоянству предшествующих ценностей и стремятся к обновлению.
Эволюция культурных форм является предметом истории. Непрерывная изменчивость содержания отдельных культурных явлений и даже целых культурных стилей есть вполне очевидный результат бесконечности творческих усилий человека в созидании культуры. Жизнь движется от смерти к бытию и от бытия к смерти, заключает Г. Зиммель. Но это противоречие может обратиться в свою противоположность и недуг культуры. Старый политический режим, когда-то популярный, а затем утративший своих сторонников, продолжает держаться только силой инерции, чем стимулируется борьба против отживших форм политической жизни, которые ограничивают и даже препятствуют движению вперед. Подобное происходит в такую эпоху, когда прежде возникшие культурные формы выглядят «истощенными», исчерпавшими свое содержание. Жизнь протестует против этих реликтовых, архаичных форм, так как стремится к утверждению новых культурных норм и ценностей.
В каждую крупную эпоху исторического развития выдвигается «центральная идея», которая обретает особое значение для интеллектуальной жизни и становится «идейным фокусом» культурного стиля. Общая идея или идеал можгут иметь разные способы и формы выражения в искусстве, науке, религии, морали, но при этом оставаться «властителем дум» своего времени.
Ьшмель Г. Избранное. В 2 т. Т. 1. М., 1996. С. 494.