Иначе дело обстоит с теми средствами коммуникации, которые претерпели и продолжают претерпевать существенные изменения, открывая все новые и новые коммуникативные горизонты. Можно выделить достаточно простые законы развития этих процессов. Во-первых, изменения в средствах коммуникации носят необратимый характер. Действительно, кому сейчас придет в голову использовать устаревшее средство передвижения (если, конечно* речь не идет об экзотических соревнованиях на антикварных моделях)? Во-вторых, существенное свойство изменений — их все более и более, возрастающая интенсивность. То, что было приемлемо вчера, сегодня становится устаревшим; по сути, это бесконечная гонка развития, не всегда необходимая.
Специфика современных средств связи состоит в том, что они, как правило, предполагают унификацию, развитую инфраструктуру и высокий уровень развития производства и наукоемких технологий. Например, автомобильный транспорт требует не только развития дорог, но и наличия автозаправочных станций и авторемонтных мастерских. Что уж говорить о той сфере, которая обеспечивает
|
|
17.3. Культура и глобальные проблемы современности
поохождение информационных потоков? Бурное развитие средств доставки информации, ее обработки и хранения — таково сегодня магистральное направление развития этой области. Развитие происходит не только путем постоянной модернизации уже имеющихся технических средств, но и посредством постоянных качественных трансформаций.
Динамику этого процесса можно проследить на примере истории передачи информационных сообщений. От телеграфа к телефонии, видеотелефонии и к компьютеру — вот путь, пройденный за немногим более чем сто лет. Вместе с тем мы наблюдаем развитие таких средств передачи данных, как факс, мобильный телефон. Благодаря спутниковой системе пункт отправления информации и ее получения может быть не стационарным, а мобильным, что ускоряет процесс передачи информации и ее получения, так как нет нужды тратить время на получение доступа к стационарным передаточным устройствам.
Как мы указывали, коммуникационный процесс может осуществляться не только в форме непосредственного общения. Коммуникационными по своей сути оказываются те явления, которые не всегда предполагают обратную связь. Речь идет о средствах массовой информации. Вообще массовость и доступность информации — магистральное направление развития современного мира. Наиболее массовыми источниками информации служат уже не такие привычные формы массовой репрезентации информации, как книги, газеты, театральные постановки, а радио, кино, телевидение. Последнее все более и более становится единым представителем аудио- и видеоинформации. В свою очередь оно также испытывает прессинг компьютерных технологий, позволяющих совместить и телевизор, и радио, и телефон в едином устройстве — компьютере.
|
|
Можно выделить несколько существенных направлений в развитии средств коммуникации в сфере информационных потоков. Первое — унификация любых качественно различных информаци-. онных полей. Благодаря цифровой технологии исчезает существенное различие в хранении и передаче таких, ранее различных, источников информации, как видеоряд, аудиоряд и т.п.: и живописное полотно Эль Греко, и книга, и соната Бетховена, и сонеты Шекспира могут быть переведены в цифровой вид и переданы получателю
информации.
Второе направление — стремление к массовости, доступности и свободе курсирования прежде всего информационных потоков. Это относится и к перемещению людей, товаров и пр. Данная тенденция во многом вызвана теми требованиями, которые являются су-
Глава 17. Основные тенденции культуры в эпоху глобализма
17.3. Культура и глобальные проблемы современности
щественными ценностями западного демократического стандарта жизни. Демократия есть не только равенство прав, но и равенство в доступе к информации^ которая должна быть поэтому открытой для массового потребителя. Массовость информации позволяет говорить о так называемых средствах массовой информации (СМИ), ориентированных на массовое потребление. Средство массовой информации определяется как средство распространения информации, обращенное к массовой аудитории, доступное для этой массовой аудитории и профессионально выстраивающее на промышленный манер само производство и-распространение информации. К средствам массовой информации, как правило, относят:
— прессу, радио, телевидение;
— кинематограф, средства звукозаписи и видеозаписи;
— видеотекст, телетекст, рекламные щиты и панели;
— домашние видеоцентры, сочетающие телевизионные, телефон
ные и др. линии связи;
— средства компьютерных технологий и Интернет.
Компьютер и Интернет пытаются соединить в себе все виды
информационных потоков, не только замещая их, но и выступая своеобразным универсальным транслятором.
Следующее направление стало возможным благодаря своеобразной унификации видов информации — это совмещение в едином устройстве многих функций и обработка различных видов информационных потоков. Переведенная в цифровой вид информация может быть переработана, передана и воспроизведена единым устройством. В данном отношении компьютер постепенно заменяет все средства коммуникации. Таким образом, в сфере информационной коммуникации единым средством коммуникации становится то «общее пространство», которое сформировано мировой паутиной, миром Интернета.
Интернет Обращение к проблемам, связанным с Интернет-
и компьютер технологиями и массовой компьютеризацией, в учебнике культурологии не случайно. Интернет и компьютер занимают все большее место в нашей жизни, вытесняя на задний план традиционные формы коммуникации (письмо, непосредственное общение) и посягая на святая святых предшествующих культур — книгу, заменяя все новой — в чем-то виртуальной, а в чем-то реальной — реальностью. Именно бурное развитие электроники ускоряет многие процессы, которые не просто убыстряются, но выходят на новые горизонты развития. Однако мы не
стремимся подойти к проблемам, связанным с развитием электронных носителей и электронной коммуникации, с точки зрения естественно-научного знания. Наша задача — выявить культурные аспекты новой реальности и ее воздействия на общекультурную ситуацию.
|
|
Современная поговорка «кого нет в Интернете, тот не существует вообще» достаточно верно отражает общее направление развития европейской культуры и место в ней средств электронной коммуникации. Интернет можно определить как глобальную систему коммуникации, передачи и хранения информации, части которой логически взаимосвязаны друг с другом посредством единого адресного пространства. Он состоит из множества взаимосвязанных компьютерных сетей и обеспечивает удаленный доступ к компьютерам, электронной почте, доскам объявлений, базам данных и дискуссионным группам. Интернет и компьютер — то, что изменяет и изменит всю европейскую, а значит, и мировую культуру в целом. Трансформации, подстегиваемые развитием компьютерных технологий, имеют фундаментальный характер. Подчас они еще должным образом не продуманы; изменения, которые вносит в наш мир виртуальное пространство, еще не оценены. Третье тысячелетие обещает стать тысячелетием новой — виртуальной — реальности.
Бурное развитие компьютерных технологий является неслучайным путем развития мировой культуры. Сама возможность возникновения компьютера, электронного виртуального мира — необходимое звено в развитии человеческого сообщества, т.е. его появление было предрешено развитием прежде всего европейской культуры. Это первое, на чем мы остановимся. Затем мы постараемся выяс-' нить, какие новые проблемы возникают в различных сферах человеческой жизни в связи с появлением новых технологий и каковы возможные горизонты и возможные пути дальнейшего развития человеческой культуры, которая все больше и больше погружается в виртуальный мир всеобщей мировой паутины.
Компьютерные технологии как продолжение и результат развития европейской культурной традиции. Современный уровень и современная специфика технологии и производства обусловлены прежде всего той культурной традицией, которая их породила. В этом отношении ни в какой другой культуре в принципе невозможно возникновение чего-либо подобного современной компьютерной технологии, потому что сама конфигурация знания, его ориентация и, соответственно, возможные горизонты развития базируются в данном случае на традиции европейской культуры.
|
|
Глава 17. Основные тенденции культуры в эпоху глобализма
17.3. Культура и глобальные проблемы современности
Начнем с достаточно известного факта: развитие компьютерных технологий было вызвано исследованиями в области «кибернетики». В свою очередь и кибернетика, и компьютерная техника стали возможны не столько благодаря развитию производства, сколько вследствие достаточно бурного всплеска исследований в сфере логики и математической логики. Более корректно было бы сказать, что процессы в сфере производства и научные исследования взаимо стимулировали друг друга. Необходимость новых решений подстегивала и подстегивает определенные научные исследования, в свою очередь научные исследования делают возможными новые технологические решения в сфере производства. Подобная взаимосвязь возможна лишь в определенной культурной среде, изначально ориентированной на тесную связь науки и практики. Это свойство европейской культуры, и именно благодаря ему возможно в конечном счете возникновение современной конфигурации как в сфере производства, так и в других сферах жизнедеятельности. Для сравнения укажем, что подобное соотношение невозможно было, например, в культуре Средних веков, когда наука (стоит указать, что и под наукой в те времена понимали нечто иное, нежели в наше время) не была ориентирована на практическое использование, а скорее была нацелена на ценности, значимые в эпоху Средневековья, — прежде всего ценности веры и религии. Для средневекового человека было важно спасение души. Подобное положение мы видим и в других культурах, где целью, которая во многом формирует социальную реальность, было не стремление к материальному благополучию, на достойное воздаяние в загробном мире.
Таким образом, лишь определенная конфигурация культуры, а именно европейская культура, обусловливает появление компьютерных технологий и Интернета. Компьютер, первоначально созданный как интеллектуальное «орудие труда», начинает «сам» создавать совершенно новую виртуальную реальность, с которой не просто считаются, но в которой уже живут.
Компьютерная технология как отражение общих тенденций современности. Компьютерная технология оказалась возможной лишь тогда, когда были созданы предпосылки для ее появления: определенная модель и уровень развития логики, кибернетики и теории искусственного языка, определенный уровень развития промышленности, позволяющий записывать информацию и команды в электронном виде. Соединение отдельных предпосылок сделало возможным создание «умной машины». Развитие компьютера и компьютерных
технологий отличается достаточной динамичностью, а сами процессы развития обладают закономерностями, которые свойственны не только данной сфере. Как продукт, компьютерный мир заимствует все свойства мира реальных вещей и человеческого социума и подчиняется общей динамике развития. Поэтому процессы развития компьютерных технологий находятся в соответствии с тенденциями развития, свойственными производственной сфере, сферам социального мира и даже сферам межличностного общения. Универсум Интернета — это не только вселенная хранения и переработки информации, но и вселенная коммуникации и общения.
Мы уже указывали, что процессы стандартизации и унификации являются характерными процессами современности, затрагивая и- компьютерные технологии. Несмотря на постоянные обвинения в монополизме и судебные процессы, операционная система Microsoft вытесняет всех своих конкурентов. И вызвано это не только «гениальностью» Б. Гейтса, но и потребностью иметь единую унифицированную операционную систему, так как мир скорее согласится мириться с монополизмом, чем станет терять время и ресурсы на процессы перевода из одной системы в другую, что не только достаточно затратно по времени и, соответственно, дорого, но и ведет к искажению и утрате части информации.
Миру компьютера свойственно прогрессивное развитие. Оно подстегивается постоянным обесцениванием настоящего. Купленный сегодня компьютер завтра можно будет купить дешевле, а через год за те же деньги можно будет купить компьютер другого поколения. Превосходство системы Microsoft во многом вызвано тем, что именно, Microsoft сумел уловить современную тенденцию к быстрому моральному старению предметов потребления. Создание аппарата, способного выполнять свои функции достаточно долго (путь, по которому первоначально пошла компания Макинтош), оказывается Неприемлемым, поскольку оно не отвечает убыстряющемуся темпу технического и технологического прогресса. В принципе, это явление напоминает динамику моды.
Как любое производство, производство компьютеров подчиняется возрастающим требованиям экономичности, эргономичности и улучшения экологических характеристик. На последнем требовании мы немного остановимся, так как проблемы экологии сейчас являются важнейшими. Мы уже указывали, что последние десятилетия ознаменованы возрастающим вниманием к окружающему миру и осознанием того, что вред, наносимый человеком окружающей среде, рано или поздно обратится на самого человека. Про-
■ 436 Глава 17. Основные тенденции культуры в эпоху глобализма
изводство должно соответствовать самым высоким стандартам экологической безопасности и причинять минимальный вред здоровью. В сфере производства компьютеров это относится как к материалам, из которых произведен компьютер, так и к уровню шума, вибрации, излучения монитора и т.д.
Современной динамике развития компьютерного мира свойственно стремление к соединению всех информационных потоков в единую систему. Выше мы уже упоминали о том, что одна из тенденций в развитии коммуникации информации — это стремление к замене многочисленных устройств, отвечающих за прием, хранение и передачу информации различного вида (видео, аудио, текста и пр.), одним универсальным устройством, передающим и обрабатывающим эти потоки. Возможность перевода в цифровой код любой информации делает это в принципе возможным. Человечество стремится к созданию единой библиотеки, единого банка данных по всем сферам его жизнедеятельности: от визуального мира кино, живописи, изображения географического и исторического ландшафтов до банковских операций, средств массовой информации. Спектр переведенной на электронные носители информации охватывает всю реальность современного мира. Название операционной системы Windows переводится.как «окна». Монитор компьютера и Интернет, действительно, оказываются для миллионов людей окном в мир. Более того, компьютер становится и всеобщим «орудием производства» (почти' вся промышленность использует машины с элементами компьютера — от калькуляторов до двигателя внутреннего сгорания в автомобиле), и собеседником, и средством для досуга, и самым массовым источником информации.
Одной из тенденций развития современности является рост информации и информационных потоков. В современном мире наблюдается своеобразный бум информации. «Море» информационных данных порождает проблему поиска нужных сведений. Ситуация в чем-то напоминает поиск полезных ископаемых, поскольку информация, «складированная» в сети Интернет, в электронных библиотеках и базах данных, представляет собой хаотическую вселенную, в которой иногда бывает трудно отыскать что-то нужное.
Стоит упомянуть и еще одну тенденцию в развитии электронной промышленности — миниатюризацию компьютеров и их основных блоков. Современный домашний компьютер — более мощная и быстродейственная машина, нежели первые электронно-вычислительные центры, занимавшие подчас целые здания.
Таким образом, тенденции, которым подчиняется развитие компьютерных технологий, — это по своей сути те же тенденции, которые
17.3. Культура и глобальные проблемы современности
действуют и в любых других сферах жизни современного человека. Иными словами, современные компьютерные технологии включены в общую динамику развития мировой культурной ситуации.
Некоторые проблемы новой виртуальной реальности и Интернет-технологий. Последние десятилетия можно без преувеличения назвать эрой бурного развития Интернета. Созданная усилиями энтузиастов, «всеобщая паутина» оплела собой весь мир — возник уникальный мир виртуальной реальности. Во многом он ' дублирует и обслуживает реальный мир, выполняя все больше и больше функций по коммуникации и передаче, хранению информации, однако в нем присутствует много нового, того, с чем человечество сталкивается впервые. Виртуальную реальность определяют как высокоразвитую форму компьютерного моделирования, которая позволяет пользователю погрузиться в искусственный мир и непосредственно действовать в нем с помощью специальных сенсорных устройств, которые связывают его движения с аудиовизуальными эффектами. При этом зрительные, слуховые, осязательные и моторные ощущения пользователя заменяются их имитацией, генерируемой компьютером.
Характерными признаками виртуальной реальности являются возможность моделирования в режиме реального времени или в его масштабе, имитация окружающей обстановки с высокой степенью реализма, возможность воздействовать на окружающую обстановку и иметь при этом обратную связь. В данном отношении виртуальный мир не только дублирует реальный, но по своим возможностям превосходит его. Виртуальный мир — это не только игровое пространство, но прежде всего мир Интернета, использующего новый вид реальности.
Интернет похож на мир ничем не ограниченной мечты. В нем есть все, что нужно для осуществления любого, не только «виртуального» желания. Его возможности подчас превосходят возможности реального мира, а созданный универсум обладает ни с чем не сравнимыми горизонтами, В чем-то мир Интернета «дублирует» пси-. хику человека, особенно ту сферу, которая «отвечает» за процессы воображения и желания.
В целом существует несколько родов сайтов и электронных адресов, представленных в Интернете, каждый из которых, по сути, есть субстантивация какой-нибудь структуры или явления реального мира:
-— сайты и адреса организаций и различного рода объединений — г°сударственных структур, бизнеса, образования, производственного сектора, торговли, сайты рокгрупп и т.п.;
Глава 17. Основные тенденции культуры в эпоху глобализма
17:3. Культура и глобальные проблемы современности
— сайты и электронные адреса конкретных людей: так называ
емые персональные сайты, электронные адреса и пр.;
— сайты интересов и желаний: различные «клубы» любителей
банки данных, коллекции и пр.;
— чаты, электронные системы коммуникации, телеконференции
и т.п.;
— сайты различных средств массовой информации, не только
описывающие характер их деятельности и передаваемой информа
ции, но и транслирующие их в режиме реального времени.
Указанные сайты есть маркированный и субстантивированный топос присутствия, некая манифестация присутствия. Все пространство Интернета реализует различного рода желания: желание заявить о себе, желание продать, купить, желание развлечься, желание общаться и т.п. Именно поэтому мы назвали Интернет миром реализуемой в виртуальном пространстве мечты, не имеющей для своего осуществления (конечно, в этом же виртуальном пространстве) привычных ограничений.
В мире Интернета можно «проживать» несколько жизней, поскольку пользователь, сообщая о себе сведения или именуя свой топос, место (сайт, электронный адрес), волен сообщать о себе любые сведения, даже Заведомо ложные. Изначальная ориентация на свободу и открытость, которая закладывалась в саму структуру Интернета, позволяет ему быть свободным от любых социальных ограничений и привязок, манифестацией которых служит идентификация имени и биографии. В принципе Интернет мог бы стать местом безличностных и неидентифицируемых индивидов, если бы желание быть другим не уравновешивалось желанием быть собой, заявлять о себе. По сути, сайт или электронный адрес — это также реализация репрезентации себя самого. Единственный способ идентификации, который допустим в сети Интернет, — идентификация с помощи пароля, который ни в коей мере не отражает ни идентичности, ни биографической ситуации пользователя, а также отсылок на дополнительные, опять же электронно-фиксируемые, данные (номер кредитной карты, ИНН и т.п.).
Свободное пространство Интернета и в целом компьютеризация всех сторон жизни уменьшают роль и влияние государственных структур, выступающих в виртуальном пространстве лишь одним из участников. Государство не может поставить под контроль информационные потоки, курсирующие в Интернете, хотя такие попытки постоянно предпринимаются. В данном отношении государственные структуры оказываются недостаточно «профессиональными», не успевая обрабатывать «шквал» присутствующей в Интернете инфор-
маиии, подчас действуя по тем же правилам, которые «работают» в реальном мире. Но эти меры оказываются неэффективными в виртуальном пространстве. Интернет соответствует не тоталитарной или авторитарной модели реальности, но модели, открытой для доступа и рассчитанной на свободное выражение и коммуникацию.
Как уже отмечалось, Интернет представляет собой «сообщество» пользователей, баз данных и средств коммуникационного доступа, создающих свое коммуникативное унифицированное пространство. В целом его структура достаточно проста: сайты как некие площадки, топосы и пути коммуникаций между этими площадками. Но, что достаточно необычно, — в этой системе нет традиционно выстроенных ценностных ориентиров и своеобразных «табелей о рангах». Все сайты равны.
Компьютерные технологии и Интернет предоставляют пользователям неограниченные возможности почти во всех сферах жизни, только перечисление их заняло бы не один десяток страниц. В образовательной сфере это дистантная форма образования, безграничный доступ к базам учебной литературы. В сфере бизнеса — электронные платежи, поиск сотрудников, партнеров и мгновенная коммуникация. В сфере культуры — доступ почти к любым базам по различным культурным направлениям. Список можно продолжать до бесконечности, поскольку каждый день развития этой сферы предоставляет человеку и человечеству все новые и новые возможности.
©Контрольные вопросы
1. Что такое европоцентризм и в чем заключается его несостоятель
ность?
2. В чем состоит смысл переходного периода в социокультурном раз
витии?
3. Что такое культурная универсализация?
4. Чем различаются понятия «универсалистская тенденция европей
ской культуры» и «культурная универсализация»?
5. Почему в развитии культуры неизбежны переходные эпохи?
6. Какие причины кризиса европейской культуры указываются в со
временной культурологии?
7. Какова особенность современного кризиса в культуре?
8. Какова роль европейской культурной традиции в современном мире?
9. Каково значение техники и технологии в современном мире?
10. Что такое глобализм?
11. Какие проблемы ставит перед человечеством развитие новых ин
формационных технологий и Интернета?
Глава 17. Основные тенденции культуры в эпоху глобализма
Ш Литература
1. Гидденс А. Постмодерн //Философия истории: антология. М., 1994.
2. Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философия // Куль
турология. XX век. Антология. М., 1994.
3. Зиммель Г. Кризис культуры //Зиммель Г. Избранное. В 2 т. М
1996.
4. Листвина Е.В. Современная социокультурная ситуация: сущность
и тенденции развития. Саратов, 2001.
5. Мосалев Б.Г. Социокультурное многообразие: Опыт целостного ос
мысления. М., 1998.,
6. Ойзерман Т.И. Существуют ли универсалии в сфере культуры? //
Вопросы философии. 1989. № 2.
7. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс // X. Ортега-иТассет. Фило
софия. Эстетика. Культура. М., 1993.
8. Сорокин П. Кризис нашего времени // П. Сорокин. Человек. Циви
лизация. Общество. М., 1992.
9. Хабермас Ю. Модерн — незавершенный проект // Вопросы фило
софии. 1992. № 4.
Раздел VI
ОСНОВНЫЕ ШКОЛЫ И НАПРАВЛЕНИЯ КУЛЬТУРОЛОГИИ
Глава 18
РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
ОТ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ
ДО НАЧАЛА XX В.
Любая отрасль научного знания проходит довольно длительный, сложный, а иногда и драматичный путь развития. Общая концепция и структура науки складываются постепенно, по мере расширения пространства исследовательского поиска и обобщения, накопления эмпирического материала, понятийного аппарата и терминологии; при этом иногда труд того или иного автора отвергается современниками и лишь впоследствии оценивается по достоинству. Поэтому вряд ли правомерно ограничивать историю науки и, в частности, культурологии формированием и развитием какой-то одной концепции, единственной точки зрения, напротив, необходимо максимально расширять поле исследования, осваивать и обсуждать различные подходы.
История культурологии насыщена великими именами деятелей культуры. Их произведения приобрели всемирное значение и составляют основну науки о культуре, они способствуют развитию творческого мышления, расширяют диапазон познания, позволяют ощутить пульс жизненной и интеллектуальной энергии ученых, пе-режить напряженность и трудность научной деятельности, радость признания и боль забвения.
История культурологических теорий вводит в творческую лабораторию научного поиска решений острых проблем развития мировой и отечественной культуры. Диалог с интересным и оригинальным мыслителем обогащает духовный мир студента, открывает но-вЫе аспекты познания культуры, расширяет горизонты общения.
Теперь обратимся к наиболее значимым культурологическим Теориям.
т
Глава 18. Развитие культурологической мысли...
18.1. Философия культуры эпохи европейского Просвещения
18.1. Философия культуры эпохи европейского Просвещения
Исследование культуры как целостного общественного явления относится к периоду конца XVII — начала XVIII в., эпохе европейского Просвещения. Вера в безграничные возможности человеческого разума, надежда на преодоление невежества, торжество гуманности, добра и милосердия — эти благородные идеи привлекали многих мыслителей. Во Франции их^развивали Ш. Монтескье, Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, в Германии — Г. Лессинг, И. Кант, И. Г. Гердер, в Италии — Дж. Вико, в Северной Америке — Б. Франклин, Т. Купер, Т. Пейн. В России идеи просвещения -и гуманизма были основой культурологического мировоззрения М. Ломоносова, Ф. Прокоповича, В. Татищева, Г. Сковороды, А. Радищева, Н. Новикова, М. Щербатова.
Идеи гуманизма наполняли духовную атмосферу общества, проникали в философию, литературу, искусство. Просветителей интересовала возможность духовного совершенствования человека, взаимопонимания народов.
Дж. Вико— Значение Дж. Вико (1668—1744) для культуро-основоположник логической науки настолько велико, что этого не-культурологичес- аполитанского мыслителя вполне можно назвать кой мысли ' ее основоположником. Вико впервые осуществил наиболее целостное и систематическое рассмотрение человеческой истории и культуры, попытался определить закономерности их развития. Его учение открыло новые возможности для понимания различных культур, ибо в нем содержалась аргументация того положения, что каждое общество имеет свое представление о реальности, мире, природе, самом себе, что исторический опыт людей всегда отражается в языке, архитектуре, мифах, искусстве, праве, нравах и пр. Широкий спектр проблем, затронутых в сочинениях Вико, не только дает основание считать его родоначальником культурологии, но и ставит ему в заслугу закладывание основ сравнительной культурной антропологии, философии истории, сравнительной исторической лингвистики, эстетики, герменевтики, социологии, юриспруденции.