Установки русской культуры 8 страница

Иначе дело обстоит с теми средствами коммуникации, которые претерпели и продолжают претерпевать существенные изменения, открывая все новые и новые коммуникативные горизонты. Можно выделить достаточно простые законы развития этих процессов. Во-первых, изменения в средствах коммуникации носят необратимый характер. Действительно, кому сейчас придет в голову использо­вать устаревшее средство передвижения (если, конечно* речь не идет об экзотических соревнованиях на антикварных моделях)? Во-вто­рых, существенное свойство изменений — их все более и более, возрастающая интенсивность. То, что было приемлемо вчера, сегод­ня становится устаревшим; по сути, это бесконечная гонка развития, не всегда необходимая.

Специфика современных средств связи состоит в том, что они, как правило, предполагают унификацию, развитую инфраструктуру и высокий уровень развития производства и наукоемких техноло­гий. Например, автомобильный транспорт требует не только разви­тия дорог, но и наличия автозаправочных станций и авторемонтных мастерских. Что уж говорить о той сфере, которая обеспечивает


17.3. Культура и глобальные проблемы современности

поохождение информационных потоков? Бурное развитие средств доставки информации, ее обработки и хранения — таково сегодня магистральное направление развития этой области. Развитие про­исходит не только путем постоянной модернизации уже имеющих­ся технических средств, но и посредством постоянных качествен­ных трансформаций.

Динамику этого процесса можно проследить на примере исто­рии передачи информационных сообщений. От телеграфа к телефо­нии, видеотелефонии и к компьютеру — вот путь, пройденный за немногим более чем сто лет. Вместе с тем мы наблюдаем разви­тие таких средств передачи данных, как факс, мобильный телефон. Благодаря спутниковой системе пункт отправления информации и ее получения может быть не стационарным, а мобильным, что уско­ряет процесс передачи информации и ее получения, так как нет нужды тратить время на получение доступа к стационарным пере­даточным устройствам.

Как мы указывали, коммуникационный процесс может осущест­вляться не только в форме непосредственного общения. Коммуни­кационными по своей сути оказываются те явления, которые не все­гда предполагают обратную связь. Речь идет о средствах массовой информации. Вообще массовость и доступность информации — ма­гистральное направление развития современного мира. Наиболее массовыми источниками информации служат уже не такие при­вычные формы массовой репрезентации информации, как книги, га­зеты, театральные постановки, а радио, кино, телевидение. Послед­нее все более и более становится единым представителем аудио- и видеоинформации. В свою очередь оно также испытывает прессинг компьютерных технологий, позволяющих совместить и телевизор, и радио, и телефон в едином устройстве — компьютере.

Можно выделить несколько существенных направлений в раз­витии средств коммуникации в сфере информационных потоков. Первое — унификация любых качественно различных информаци-. онных полей. Благодаря цифровой технологии исчезает существен­ное различие в хранении и передаче таких, ранее различных, источ­ников информации, как видеоряд, аудиоряд и т.п.: и живописное полотно Эль Греко, и книга, и соната Бетховена, и сонеты Шекспира могут быть переведены в цифровой вид и переданы получателю

информации.

Второе направление — стремление к массовости, доступности и свободе курсирования прежде всего информационных потоков. Это относится и к перемещению людей, товаров и пр. Данная тенден­ция во многом вызвана теми требованиями, которые являются су-



Глава 17. Основные тенденции культуры в эпоху глобализма


17.3. Культура и глобальные проблемы современности




щественными ценностями западного демократического стандарта жизни. Демократия есть не только равенство прав, но и равенство в доступе к информации^ которая должна быть поэтому открытой для массового потребителя. Массовость информации позволяет го­ворить о так называемых средствах массовой информации (СМИ), ориентированных на массовое потребление. Средство массовой информации определяется как средство распространения инфор­мации, обращенное к массовой аудитории, доступное для этой мас­совой аудитории и профессионально выстраивающее на промыш­ленный манер само производство и-распространение информации. К средствам массовой информации, как правило, относят:

— прессу, радио, телевидение;

— кинематограф, средства звукозаписи и видеозаписи;

— видеотекст, телетекст, рекламные щиты и панели;

— домашние видеоцентры, сочетающие телевизионные, телефон­
ные и др. линии связи;

— средства компьютерных технологий и Интернет.
Компьютер и Интернет пытаются соединить в себе все виды

информационных потоков, не только замещая их, но и выступая свое­образным универсальным транслятором.

Следующее направление стало возможным благодаря своеоб­разной унификации видов информации — это совмещение в еди­ном устройстве многих функций и обработка различных видов ин­формационных потоков. Переведенная в цифровой вид информа­ция может быть переработана, передана и воспроизведена единым устройством. В данном отношении компьютер постепенно заменя­ет все средства коммуникации. Таким образом, в сфере информа­ционной коммуникации единым средством коммуникации стано­вится то «общее пространство», которое сформировано мировой паутиной, миром Интернета.

Интернет Обращение к проблемам, связанным с Интернет-

и компьютер технологиями и массовой компьютеризацией, в учебнике культурологии не случайно. Интернет и компьютер занимают все большее место в нашей жизни, вытес­няя на задний план традиционные формы коммуникации (письмо, непосредственное общение) и посягая на святая святых предше­ствующих культур — книгу, заменяя все новой — в чем-то вирту­альной, а в чем-то реальной — реальностью. Именно бурное разви­тие электроники ускоряет многие процессы, которые не просто убы­стряются, но выходят на новые горизонты развития. Однако мы не


стремимся подойти к проблемам, связанным с развитием электрон­ных носителей и электронной коммуникации, с точки зрения есте­ственно-научного знания. Наша задача — выявить культурные ас­пекты новой реальности и ее воздействия на общекультурную си­туацию.

Современная поговорка «кого нет в Интернете, тот не существует вообще» достаточно верно отражает общее направление развития европейской культуры и место в ней средств электронной комму­никации. Интернет можно определить как глобальную систему коммуникации, передачи и хранения информации, части которой ло­гически взаимосвязаны друг с другом посредством единого адрес­ного пространства. Он состоит из множества взаимосвязанных ком­пьютерных сетей и обеспечивает удаленный доступ к компьютерам, электронной почте, доскам объявлений, базам данных и дискуссион­ным группам. Интернет и компьютер — то, что изменяет и изменит всю европейскую, а значит, и мировую культуру в целом. Трансфор­мации, подстегиваемые развитием компьютерных технологий, имеют фундаментальный характер. Подчас они еще должным образом не продуманы; изменения, которые вносит в наш мир виртуальное про­странство, еще не оценены. Третье тысячелетие обещает стать тыся­челетием новой — виртуальной — реальности.

Бурное развитие компьютерных технологий является неслучай­ным путем развития мировой культуры. Сама возможность возник­новения компьютера, электронного виртуального мира — необходи­мое звено в развитии человеческого сообщества, т.е. его появление было предрешено развитием прежде всего европейской культуры. Это первое, на чем мы остановимся. Затем мы постараемся выяс-' нить, какие новые проблемы возникают в различных сферах чело­веческой жизни в связи с появлением новых технологий и каковы возможные горизонты и возможные пути дальнейшего развития че­ловеческой культуры, которая все больше и больше погружается в виртуальный мир всеобщей мировой паутины.

Компьютерные технологии как продолжение и результат развития европейской культурной традиции. Современный уро­вень и современная специфика технологии и производства обуслов­лены прежде всего той культурной традицией, которая их породи­ла. В этом отношении ни в какой другой культуре в принципе невозможно возникновение чего-либо подобного современной ком­пьютерной технологии, потому что сама конфигурация знания, его ориентация и, соответственно, возможные горизонты развития бази­руются в данном случае на традиции европейской культуры.



Глава 17. Основные тенденции культуры в эпоху глобализма


17.3. Культура и глобальные проблемы современности




Начнем с достаточно известного факта: развитие компьютер­ных технологий было вызвано исследованиями в области «кибер­нетики». В свою очередь и кибернетика, и компьютерная техника стали возможны не столько благодаря развитию производства, сколько вследствие достаточно бурного всплеска исследований в сфере логики и математической логики. Более корректно было бы сказать, что процессы в сфере производства и научные иссле­дования взаимо стимулировали друг друга. Необходимость новых решений подстегивала и подстегивает определенные научные ис­следования, в свою очередь научные исследования делают воз­можными новые технологические решения в сфере производства. Подобная взаимосвязь возможна лишь в определенной культур­ной среде, изначально ориентированной на тесную связь науки и практики. Это свойство европейской культуры, и именно благода­ря ему возможно в конечном счете возникновение современной конфигурации как в сфере производства, так и в других сферах жизнедеятельности. Для сравнения укажем, что подобное соотно­шение невозможно было, например, в культуре Средних веков, когда наука (стоит указать, что и под наукой в те времена понимали нечто иное, нежели в наше время) не была ориентирована на прак­тическое использование, а скорее была нацелена на ценности, зна­чимые в эпоху Средневековья, — прежде всего ценности веры и религии. Для средневекового человека было важно спасение души. Подобное положение мы видим и в других культурах, где целью, которая во многом формирует социальную реальность, было не стремление к материальному благополучию, на достойное воздая­ние в загробном мире.

Таким образом, лишь определенная конфигурация культуры, а именно европейская культура, обусловливает появление компью­терных технологий и Интернета. Компьютер, первоначально создан­ный как интеллектуальное «орудие труда», начинает «сам» созда­вать совершенно новую виртуальную реальность, с которой не про­сто считаются, но в которой уже живут.

Компьютерная технология как отражение общих тенденций современности. Компьютерная технология оказалась возможной лишь тогда, когда были созданы предпосылки для ее появления: опреде­ленная модель и уровень развития логики, кибернетики и теории ис­кусственного языка, определенный уровень развития промышленнос­ти, позволяющий записывать информацию и команды в электрон­ном виде. Соединение отдельных предпосылок сделало возможным создание «умной машины». Развитие компьютера и компьютерных


технологий отличается достаточной динамичностью, а сами процес­сы развития обладают закономерностями, которые свойственны не только данной сфере. Как продукт, компьютерный мир заимствует все свойства мира реальных вещей и человеческого социума и подчи­няется общей динамике развития. Поэтому процессы развития ком­пьютерных технологий находятся в соответствии с тенденциями развития, свойственными производственной сфере, сферам социаль­ного мира и даже сферам межличностного общения. Универсум Интернета — это не только вселенная хранения и переработки ин­формации, но и вселенная коммуникации и общения.

Мы уже указывали, что процессы стандартизации и унифика­ции являются характерными процессами современности, затрагивая и- компьютерные технологии. Несмотря на постоянные обвинения в монополизме и судебные процессы, операционная система Microsoft вытесняет всех своих конкурентов. И вызвано это не только «гени­альностью» Б. Гейтса, но и потребностью иметь единую унифициро­ванную операционную систему, так как мир скорее согласится ми­риться с монополизмом, чем станет терять время и ресурсы на про­цессы перевода из одной системы в другую, что не только достаточно затратно по времени и, соответственно, дорого, но и ведет к искаже­нию и утрате части информации.

Миру компьютера свойственно прогрессивное развитие. Оно под­стегивается постоянным обесцениванием настоящего. Купленный сегодня компьютер завтра можно будет купить дешевле, а через год за те же деньги можно будет купить компьютер другого поколения. Превосходство системы Microsoft во многом вызвано тем, что именно, Microsoft сумел уловить современную тенденцию к быстрому мо­ральному старению предметов потребления. Создание аппарата, способного выполнять свои функции достаточно долго (путь, по которому первоначально пошла компания Макинтош), оказывается Неприемлемым, поскольку оно не отвечает убыстряющемуся темпу технического и технологического прогресса. В принципе, это явле­ние напоминает динамику моды.

Как любое производство, производство компьютеров подчиняет­ся возрастающим требованиям экономичности, эргономичности и улучшения экологических характеристик. На последнем требова­нии мы немного остановимся, так как проблемы экологии сейчас являются важнейшими. Мы уже указывали, что последние десяти­летия ознаменованы возрастающим вниманием к окружающему миру и осознанием того, что вред, наносимый человеком окружа­ющей среде, рано или поздно обратится на самого человека. Про-


 

■ 436 Глава 17. Основные тенденции культуры в эпоху глобализма

изводство должно соответствовать самым высоким стандартам эко­логической безопасности и причинять минимальный вред здоро­вью. В сфере производства компьютеров это относится как к мате­риалам, из которых произведен компьютер, так и к уровню шума, вибрации, излучения монитора и т.д.

Современной динамике развития компьютерного мира свойствен­но стремление к соединению всех информационных потоков в еди­ную систему. Выше мы уже упоминали о том, что одна из тенден­ций в развитии коммуникации информации — это стремление к замене многочисленных устройств, отвечающих за прием, хранение и передачу информации различного вида (видео, аудио, текста и пр.), одним универсальным устройством, передающим и обрабатывающим эти потоки. Возможность перевода в цифровой код любой инфор­мации делает это в принципе возможным. Человечество стремится к созданию единой библиотеки, единого банка данных по всем сфе­рам его жизнедеятельности: от визуального мира кино, живописи, изображения географического и исторического ландшафтов до бан­ковских операций, средств массовой информации. Спектр переве­денной на электронные носители информации охватывает всю ре­альность современного мира. Название операционной системы Windows переводится.как «окна». Монитор компьютера и Интернет, действительно, оказываются для миллионов людей окном в мир. Более того, компьютер становится и всеобщим «орудием производ­ства» (почти' вся промышленность использует машины с элемента­ми компьютера — от калькуляторов до двигателя внутреннего сго­рания в автомобиле), и собеседником, и средством для досуга, и самым массовым источником информации.

Одной из тенденций развития современности является рост ин­формации и информационных потоков. В современном мире на­блюдается своеобразный бум информации. «Море» информацион­ных данных порождает проблему поиска нужных сведений. Ситуа­ция в чем-то напоминает поиск полезных ископаемых, поскольку информация, «складированная» в сети Интернет, в электронных библиотеках и базах данных, представляет собой хаотическую все­ленную, в которой иногда бывает трудно отыскать что-то нужное.

Стоит упомянуть и еще одну тенденцию в развитии электрон­ной промышленности — миниатюризацию компьютеров и их ос­новных блоков. Современный домашний компьютер — более мощ­ная и быстродейственная машина, нежели первые электронно-вы­числительные центры, занимавшие подчас целые здания.

Таким образом, тенденции, которым подчиняется развитие компь­ютерных технологий, — это по своей сути те же тенденции, которые


17.3. Культура и глобальные проблемы современности

действуют и в любых других сферах жизни современного человека. Иными словами, современные компьютерные технологии включены в общую динамику развития мировой культурной ситуации.

Некоторые проблемы новой виртуальной реальности и Ин­тернет-технологий. Последние десятилетия можно без преувели­чения назвать эрой бурного развития Интернета. Созданная усили­ями энтузиастов, «всеобщая паутина» оплела собой весь мир — возник уникальный мир виртуальной реальности. Во многом он ' дублирует и обслуживает реальный мир, выполняя все больше и больше функций по коммуникации и передаче, хранению информа­ции, однако в нем присутствует много нового, того, с чем человече­ство сталкивается впервые. Виртуальную реальность определя­ют как высокоразвитую форму компьютерного моделирования, ко­торая позволяет пользователю погрузиться в искусственный мир и непосредственно действовать в нем с помощью специальных сен­сорных устройств, которые связывают его движения с аудиовизу­альными эффектами. При этом зрительные, слуховые, осязательные и моторные ощущения пользователя заменяются их имитацией, ге­нерируемой компьютером.

Характерными признаками виртуальной реальности являются воз­можность моделирования в режиме реального времени или в его масштабе, имитация окружающей обстановки с высокой степенью реализма, возможность воздействовать на окружающую обстанов­ку и иметь при этом обратную связь. В данном отношении вирту­альный мир не только дублирует реальный, но по своим возможно­стям превосходит его. Виртуальный мир — это не только игровое пространство, но прежде всего мир Интернета, использующего но­вый вид реальности.

Интернет похож на мир ничем не ограниченной мечты. В нем есть все, что нужно для осуществления любого, не только «вирту­ального» желания. Его возможности подчас превосходят возмож­ности реального мира, а созданный универсум обладает ни с чем не сравнимыми горизонтами, В чем-то мир Интернета «дублирует» пси-. хику человека, особенно ту сферу, которая «отвечает» за процессы воображения и желания.

В целом существует несколько родов сайтов и электронных адресов, представленных в Интернете, каждый из которых, по сути, есть субстантивация какой-нибудь структуры или явления реаль­ного мира:

-— сайты и адреса организаций и различного рода объединений — г°сударственных структур, бизнеса, образования, производственного сектора, торговли, сайты рокгрупп и т.п.;



Глава 17. Основные тенденции культуры в эпоху глобализма


17:3. Культура и глобальные проблемы современности




сайты и электронные адреса конкретных людей: так называ­
емые персональные сайты, электронные адреса и пр.;

— сайты интересов и желаний: различные «клубы» любителей
банки данных, коллекции и пр.;

— чаты, электронные системы коммуникации, телеконференции
и т.п.;

— сайты различных средств массовой информации, не только
описывающие характер их деятельности и передаваемой информа­
ции, но и транслирующие их в режиме реального времени.

Указанные сайты есть маркированный и субстантивированный топос присутствия, некая манифестация присутствия. Все простран­ство Интернета реализует различного рода желания: желание зая­вить о себе, желание продать, купить, желание развлечься, желание общаться и т.п. Именно поэтому мы назвали Интернет миром реа­лизуемой в виртуальном пространстве мечты, не имеющей для сво­его осуществления (конечно, в этом же виртуальном простран­стве) привычных ограничений.

В мире Интернета можно «проживать» несколько жизней, по­скольку пользователь, сообщая о себе сведения или именуя свой топос, место (сайт, электронный адрес), волен сообщать о себе лю­бые сведения, даже Заведомо ложные. Изначальная ориентация на свободу и открытость, которая закладывалась в саму структуру Ин­тернета, позволяет ему быть свободным от любых социальных огра­ничений и привязок, манифестацией которых служит идентифика­ция имени и биографии. В принципе Интернет мог бы стать мес­том безличностных и неидентифицируемых индивидов, если бы желание быть другим не уравновешивалось желанием быть собой, заявлять о себе. По сути, сайт или электронный адрес — это также реализация репрезентации себя самого. Единственный способ иден­тификации, который допустим в сети Интернет, — идентификация с помощи пароля, который ни в коей мере не отражает ни идентич­ности, ни биографической ситуации пользователя, а также отсылок на дополнительные, опять же электронно-фиксируемые, данные (но­мер кредитной карты, ИНН и т.п.).

Свободное пространство Интернета и в целом компьютеризация всех сторон жизни уменьшают роль и влияние государственных струк­тур, выступающих в виртуальном пространстве лишь одним из уча­стников. Государство не может поставить под контроль информаци­онные потоки, курсирующие в Интернете, хотя такие попытки посто­янно предпринимаются. В данном отношении государственные структуры оказываются недостаточно «профессиональными», не ус­певая обрабатывать «шквал» присутствующей в Интернете инфор-


маиии, подчас действуя по тем же правилам, которые «работают» в реальном мире. Но эти меры оказываются неэффективными в вир­туальном пространстве. Интернет соответствует не тоталитарной или авторитарной модели реальности, но модели, открытой для досту­па и рассчитанной на свободное выражение и коммуникацию.

Как уже отмечалось, Интернет представляет собой «сообщество» пользователей, баз данных и средств коммуникационного доступа, создающих свое коммуникативное унифицированное пространство. В целом его структура достаточно проста: сайты как некие пло­щадки, топосы и пути коммуникаций между этими площадками. Но, что достаточно необычно, — в этой системе нет традиционно выс­троенных ценностных ориентиров и своеобразных «табелей о ран­гах». Все сайты равны.

Компьютерные технологии и Интернет предоставляют пользова­телям неограниченные возможности почти во всех сферах жизни, только перечисление их заняло бы не один десяток страниц. В образовательной сфере это дистантная форма образования, безгра­ничный доступ к базам учебной литературы. В сфере бизнеса — электронные платежи, поиск сотрудников, партнеров и мгновенная коммуникация. В сфере культуры — доступ почти к любым базам по различным культурным направлениям. Список можно продол­жать до бесконечности, поскольку каждый день развития этой сфе­ры предоставляет человеку и человечеству все новые и новые воз­можности.

©Контрольные вопросы

1. Что такое европоцентризм и в чем заключается его несостоятель­
ность?

2. В чем состоит смысл переходного периода в социокультурном раз­
витии?

3. Что такое культурная универсализация?

4. Чем различаются понятия «универсалистская тенденция европей­
ской культуры» и «культурная универсализация»?

5. Почему в развитии культуры неизбежны переходные эпохи?

6. Какие причины кризиса европейской культуры указываются в со­
временной культурологии?

7. Какова особенность современного кризиса в культуре?

8. Какова роль европейской культурной традиции в современном мире?

9. Каково значение техники и технологии в современном мире?

10. Что такое глобализм?

11. Какие проблемы ставит перед человечеством развитие новых ин­
формационных технологий и Интернета?



Глава 17. Основные тенденции культуры в эпоху глобализма



Ш Литература

1. Гидденс А. Постмодерн //Философия истории: антология. М., 1994.

2. Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философия // Куль­
турология. XX век. Антология. М., 1994.

3. Зиммель Г. Кризис культуры //Зиммель Г. Избранное. В 2 т. М
1996.

4. Листвина Е.В. Современная социокультурная ситуация: сущность
и тенденции развития. Саратов, 2001.

5. Мосалев Б.Г. Социокультурное многообразие: Опыт целостного ос­
мысления. М., 1998.,

6. Ойзерман Т.И. Существуют ли универсалии в сфере культуры? //
Вопросы философии. 1989. № 2.

7. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс // X. Ортега-иТассет. Фило­
софия. Эстетика. Культура. М., 1993.

8. Сорокин П. Кризис нашего времени // П. Сорокин. Человек. Циви­
лизация. Общество. М., 1992.

9. Хабермас Ю. Модерн — незавершенный проект // Вопросы фило­
софии. 1992. № 4.


Раздел VI

ОСНОВНЫЕ ШКОЛЫ И НАПРАВЛЕНИЯ КУЛЬТУРОЛОГИИ





Глава 18

РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

ОТ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ

ДО НАЧАЛА XX В.

Любая отрасль научного знания проходит довольно длительный, сложный, а иногда и драматичный путь развития. Общая концепция и структура науки складываются постепенно, по мере расширения про­странства исследовательского поиска и обобщения, накопления эм­пирического материала, понятийного аппарата и терминологии; при этом иногда труд того или иного автора отвергается современника­ми и лишь впоследствии оценивается по достоинству. Поэтому вряд ли правомерно ограничивать историю науки и, в частности, культу­рологии формированием и развитием какой-то одной концепции, един­ственной точки зрения, напротив, необходимо максимально расши­рять поле исследования, осваивать и обсуждать различные подходы.

История культурологии насыщена великими именами деятелей культуры. Их произведения приобрели всемирное значение и со­ставляют основну науки о культуре, они способствуют развитию творческого мышления, расширяют диапазон познания, позволяют ощутить пульс жизненной и интеллектуальной энергии ученых, пе-режить напряженность и трудность научной деятельности, радость признания и боль забвения.

История культурологических теорий вводит в творческую лабо­раторию научного поиска решений острых проблем развития миро­вой и отечественной культуры. Диалог с интересным и оригиналь­ным мыслителем обогащает духовный мир студента, открывает но-вЫе аспекты познания культуры, расширяет горизонты общения.

Теперь обратимся к наиболее значимым культурологическим Теориям.


т



Глава 18. Развитие культурологической мысли...


18.1. Философия культуры эпохи европейского Просвещения




18.1. Философия культуры эпохи европейского Просвещения

Исследование культуры как целостного общественного явления относится к периоду конца XVII — начала XVIII в., эпохе европей­ского Просвещения. Вера в безграничные возможности человечес­кого разума, надежда на преодоление невежества, торжество гуман­ности, добра и милосердия — эти благородные идеи привлекали многих мыслителей. Во Франции их^развивали Ш. Монтескье, Воль­тер, Ж.-Ж. Руссо, в Германии — Г. Лессинг, И. Кант, И. Г. Гердер, в Италии — Дж. Вико, в Северной Америке — Б. Франклин, Т. Купер, Т. Пейн. В России идеи просвещения -и гуманизма были основой культурологического мировоззрения М. Ломоносова, Ф. Прокоповича, В. Татищева, Г. Сковороды, А. Радищева, Н. Новикова, М. Щербатова.

Идеи гуманизма наполняли духовную атмосферу общества, про­никали в философию, литературу, искусство. Просветителей инте­ресовала возможность духовного совершенствования человека, вза­имопонимания народов.

Дж. Вико— Значение Дж. Вико (1668—1744) для культуро-основоположник логической науки настолько велико, что этого не-культурологичес- аполитанского мыслителя вполне можно назвать кой мысли ' ее основоположником. Вико впервые осуществил наиболее целостное и систематическое рассмот­рение человеческой истории и культуры, попытался определить за­кономерности их развития. Его учение открыло новые возможнос­ти для понимания различных культур, ибо в нем содержалась аргу­ментация того положения, что каждое общество имеет свое представление о реальности, мире, природе, самом себе, что истори­ческий опыт людей всегда отражается в языке, архитектуре, мифах, искусстве, праве, нравах и пр. Широкий спектр проблем, затронутых в сочинениях Вико, не только дает основание считать его родона­чальником культурологии, но и ставит ему в заслугу закладывание основ сравнительной культурной антропологии, философии исто­рии, сравнительной исторической лингвистики, эстетики, герменев­тики, социологии, юриспруденции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: