После изучения закономерностей в формировании спроса и предложения переходим к главной проблеме - равновесной рыночной цене. Она складывается под воздействием спроса и предложения одновременно (рис. 2).
Хотя интересы продавцов и покупателей диаметрально противоположны, в одной позиции они совпадают - это точка Е. Цена Р называется равновесной: при ней совпадают намерения продавцов и покупателей по объему продаж и покупок.
Равновесие может сохраняться, потому что существуют экономические силы, возвращающие к нему. Предположим, что цена устанавливается выше рыночной - Р;. В таком состоянии предложение Qs превышает спрос QD. Продавцы не могут реализовать свою продукцию и начинают бороться за покупателя. Их конкурентная борьба приводит к снижению рыночной цены. В условиях рыночной спонтанности цена может упасть ниже равновесного состояния до Р2. Теперь спрос стал больше предложения. За товар борются покупатели и подталкивают цену к росту.
Рыночное равновесие существует в результате постоянного нарушения и восстановления равенства между спросом и предложением. Это динамическое равновесие. |
Состояние рыночного равновесия определяется не только взаимодействием ценовых факторов. Дополнительное влияние оказывают и неценовые обстоятельства (факторы)- К ним можно отнести, например, реализуемое государством налогообложение. Данный фактор оказывает свое воздействие как на участника спроса (т.е. покупателя), так и на участника предложения (продавца, производителя).
|
|
Рассмотрим, например, введение прямого налога на производителя, которое, естественно, приводит к сокращению предложения. На рис. 5, а-в это показано смещением кривой предложения влево от S к S'.
Деление бремени налога между покупателями
Рис. 5. Распределение налога, уплачиваемого производителем
между потребителями и производителями при:
а ~ неэластичном спросе; б - спросе единичной эластичности;
в - эластичном спросе
Производитель, как правило, стремится переложить часть налога на покупателя. В итоге равновесие смещается из точки Е0 в точку Е г В результате потребитель получает товар Дороже, по цене Рг Производитель после уплаты налога получает меньший доход. На единицу товара он равен величине
Р2. Объем продаж на рынке сокращается. Налог оказывав1 угнетающее действие. Распределение налогового бремен между потребителями и производителями зависит от характера эластичности спроса и предложения.