Рыночное равновесие

После изучения закономерностей в формировании спроса и предложения переходим к главной проблеме - равновесной рыночной цене. Она складывается под воздействием спроса и предложения одновременно (рис. 2).

Хотя интересы продавцов и по­купателей диаметрально противо­положны, в одной позиции они со­впадают - это точка Е. Цена Р называется равновесной: при ней совпадают намерения продавцов и покупателей по объему продаж и покупок.

Равновесие может сохраняться, потому что существуют экономи­ческие силы, возвращающие к нему. Предположим, что цена устанавливается выше рыноч­ной - Р;. В таком состоянии предложение Qs превышает спрос QD. Продавцы не могут реализовать свою продукцию и начи­нают бороться за покупателя. Их конкурентная борьба при­водит к снижению рыночной цены. В условиях рыночной спонтанности цена может упасть ниже равновесного состоя­ния до Р2. Теперь спрос стал больше предложения. За товар борются покупатели и подталкивают цену к росту.

Рыночное равновесие существует в результате постоян­ного нарушения и восстановления равенства между спро­сом и предложением. Это динамическое равновесие.

Состояние рыночного равновесия определяется не только взаимодействием ценовых факторов. Дополнительное влияние оказывают и неценовые обстоятельства (факторы)- К ним можно отнести, например, реализуемое государством налогообложение. Данный фактор оказывает свое воздействие как на участника спроса (т.е. покупателя), так и на уча­стника предложения (продавца, производителя).

Рассмотрим, например, введение прямого налога на производителя, которое, естественно, приводит к сокращению предложения. На рис. 5, а-в это показано смещением кривой предложения влево от S к S'.

Деление бремени налога между покупателями

 

и производителями


Рис. 5. Распределение налога, уплачиваемого производителем

между потребителями и производителями при:

а ~ неэластичном спросе; б - спросе единичной эластичности;

в - эластичном спросе

Производитель, как правило, стремится переложить часть налога на покупателя. В итоге равновесие смещается из точки Е0 в точку Е г В результате потребитель получает товар Дороже, по цене Рг Производитель после уплаты налога получает меньший доход. На единицу товара он равен величине

Р2. Объем продаж на рынке сокращается. Налог оказывав1 угнетающее действие. Распределение налогового бремен между потребителями и производителями зависит от харак­тера эластичности спроса и предложения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: