Неоклассическая теория отмечает: существует взаимодействие не только между масштабами предложения и уровнем цены. На предложение оказывают воздействие и неценовые факторы. В их влиянии также прослеживаются закономерности.
Что же принято относить к неценовым факторам? Прежде всего то, что оказывает воздействие на условия производства (увеличивая или уменьшая объемы производства при сохранении неизменной цены единицы производимого блага) (схема 2).
Рассматривая воздействие неценовых факторов, следует отметить, что принято отмечать два типа воздействия: стимулирующее и дискриминирующее. Степень же влияния (того и другого типа) может быть отражена с помощью трех вариантов: на шкале предложения, в виде функционального
НЕЦЕНОВЫЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ | ||
Цена на ресурсы | При ее росте происходит сокращение предложения. Графически это выражается смещением кривой предложения влево вверх | |
Новые технологии | Они увеличивают объем предложения, сокращая издержки. Графически это изображается смещением кривой предложения вправо вниз | |
Изменения в финансовых взаимоотношениях между государством и производителями | Эти отношения строятся по линии налогового давления или, наоборот, - субсидирования частного бизнеса. Рост налогов повышает издержки, что, как правило, приводит к сокращению предложения. Воздействие роста субсидий проявляет обратный характер | |
Уровень цен на товары-заменители | Например, фермер, выращивающий картофель, при росте цен на ранние парниковые овощи может сократить производство и предложение картофеля и заняться производством более выгодного продукта | |
Ожидания производителей | Предложение будет увеличивав ься, если производители ожидают повышения цен на данном рынке, снижения налогов, роста спроса, расширения рынков сбыта, уменьшения конкуренции со стороны внешних производителей и т.д. | |
Количество фирм, работающих на рынке | При входе фирм в отрасль происходит расширение предложения, а при выходе фирм из отрасли предложение сокращается |
Схема 6
|
|
значения, в форме кривой на графике. С методической точки зрения наиболее удобная форма отражения степени изменения - графическая.
В графическом варианте наблюдается изменение не формы кривой, а лишь ее расположения по отношению к первоначальной позиции. При позитивном воздействии данных Факторов кривая сдвигается на графике вправо вниз, при от-
Рис. 1. Положительное (а) и отрицательное (б) влияние неценовых факторов на предложение