Неценовые факторы формирования предложения

Неоклассическая теория отмечает: существует взаимодей­ствие не только между масштабами предложения и уровнем цены. На предложение оказывают воздействие и неценовые факторы. В их влиянии также прослеживаются закономерности.

Что же принято относить к неценовым факторам? Преж­де всего то, что оказывает воздействие на условия производ­ства (увеличивая или уменьшая объемы производства при со­хранении неизменной цены единицы производимого блага) (схема 2).

Рассматривая воздействие неценовых факторов, следует отметить, что принято отмечать два типа воздействия: стимулирующее и дискриминирующее. Степень же влияния (того и другого типа) может быть отражена с помощью трех вариантов: на шкале предложения, в виде функционального

НЕЦЕНОВЫЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
  Цена на ресурсы При ее росте происходит сокращение предложения. Графически это выража­ется смещением кривой предложения влево вверх
Новые технологии Они увеличивают объем предложения, сокращая издержки. Графически это изображается смещением кривой предло­жения вправо вниз
  Изменения в фи­нансовых взаимо­отношениях меж­ду государством и производителями Эти отношения строятся по линии нало­гового давления или, наоборот, - субси­дирования частного бизнеса. Рост нало­гов повышает издержки, что, как прави­ло, приводит к сокращению предложе­ния. Воздействие роста субсидий прояв­ляет обратный характер
  Уровень цен на товары-заменители Например, фермер, выращивающий кар­тофель, при росте цен на ранние парни­ковые овощи может сократить производ­ство и предложение картофеля и занять­ся производством более выгодного про­дукта
  Ожидания производителей Предложение будет увеличивав ься, если производители ожидают повышения цен на данном рынке, снижения налогов, роста спроса, расширения рынков сбы­та, уменьшения конкуренции со сторо­ны внешних производителей и т.д.
  Количество фирм, работающих на рынке При входе фирм в отрасль происходит расширение предложения, а при выходе фирм из отрасли предложение сокраща­ется

Схема 6

значения, в форме кривой на графике. С методической точки зрения наиболее удобная форма отражения степени измене­ния - графическая.

В графическом варианте наблюдается изменение не фор­мы кривой, а лишь ее расположения по отношению к перво­начальной позиции. При позитивном воздействии данных Факторов кривая сдвигается на графике вправо вниз, при от-

рицательном влиянии перемещение следует влево вверх (см. рис. 1).

Рис. 1. Положительное (а) и отрицательное (б) влияние неценовых факторов на предложение


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: