double arrow

Основные понятия. • Естественные монополии


• Открытая монополия

• Закрытая монополия

• Естественные монополии

• Х-неэффективность

• Ценополучатель

• Ценоискатель

• Дуополия


В этом плане уместна аналогия с областью изучения типов поведения чело­века: среди людей не существует 100-процентных представителей холери­ков, сангвиников, флегматиков или меланхоликов. Характерно лишь пре­обладание черт одного из типов характера. Значимость же данной класси­фикации для изучения характера поступков людей проверена уже веками

• Модель равновесия Курно

• Ломаная кривая спроса

• Коэффициент концентрации

• Индекс Герфиндаля

Контрольные вопросы

Л

1. Раскройте целевую задачу каждой из трех моделей несовершенной
конкуренции.

2. Опишите общие черты рынков несовершенной конкуренции. В чем
состоит критерий несовершенной конкуренции? J

3. В чем состоят особенности монополистического рынка? Каковы i
барьеры, ограничивающие доступ на него новых фирм? ;

4. Что принято называть естественной монополией? Отнесете ли вы
систему интернета или гидрометеорологической службы к инсти­
туту естественной монополии?




5. В чем состоит рыночное равновесие в условиях монополии?

6. Как осуществляется антимонопольная политика в развитых стра­
нах Запада? На какие процессы обращает внимание государство,
проводя контрольный анализ поддержания конкурентоспособно­
сти национальной экономики?

7. Какова, по вашему мнению, степень монополизации российской
экономики? На основании каких данных можно судить об этом?

8. Связана ли монополизация российской экономики с существую­
щей ныне моделью экономического развития, ориентированной в
первую очередь на производство преимущественно сырьевых това­
ров? Какую совокупность причин могли бы обозначить вы?

9. В каких странах легче (при прочих равных условиях) бороться
с монополизацией: в странах с сырьевой экономикой или в странах,
где преобладает обрабатывающая промышленность и сфера услуг?

10. Монополия - это явление, свойственное лишь сфере производства
или же оно может проявляться и в сфере услуг?

11. Может ли проявляться монополизация в сфере массовой инфор­
мации? В чем может состоять прагматическая задача?

12. Придерживайтесь ли вы точки зрения о том, что фирма (независи­
мо от типа конкуренции) имеет всегда лишь один мотив свой дея­
тельности: максимизация прибыли? Могут ли быть и другие ха­
рактеристики целевой ориентации предпринимателей?

Каковы особенности олигополистического рынка? Что является
главным барьером на пути проникновения в олигополистическую

14 Каковы позитивные и негативные последствия олигополизации
рынка?

15 Каковы специфические условия рынка монополистической кон­
куренции?



16. Что такое дифференциация продукта и какую роль она играет в
формировании рынка монополистической конкуренции?

17. Какую роль играет реклама в процессе дифференциации предлага­
емого товара? Опишите позитивный и негативный опыт современ­
ной российской рекламы, нацеленной на дифференциацию пред­
ложения.

18. Насколько распространена практика монополистической конку­
ренции в российской экономике?

19. Дайте характеристику позитивов и издержек монополистической
конкуренции.

20. Исследуя специфику рынка в области искусства, проф. Б.А. Дени­
сов в своей книге «Нетрадиционныйбизнес» отмечает: «ВХХсто­
летии сформировалась система рыночного монополистического
авторитаризма. Систему артрынка обслуживает индустрия психо­
программирования общества: назойливая, ошеломляющая рек­
лама, конкурсы красоты, шоу-бизнес, дома моды, фестивали, яр­
марки, „фабрики грез", номинации с заранее известными лауреа­
тами, „раскручивание" заказных знаменитостей с помощью вер­
нисажей, аукционов... Эта индустрия социального зомбирования,
задействующая всю мощь СМИ, способна приравнивать художе­
ственные произведения к знаку, клейму или символу». Какую фор­
му конкуренции, по вашему мнению, отражает ситуация на дан­
ном специфическом рынке?







Сейчас читают про: