Монополия. Рассмотрим три варианта, отражающих условия, при ко­торых одна фирма может стать единственным поставщиком продукции на рынке (схема 2)

Рыночная ситуация, при которой в отрасли действует только один продавец какого-либо товара или услуги, на­зывается чистой монополией.

Рассмотрим три варианта, отражающих условия, при ко­торых одна фирма может стать единственным поставщиком продукции на рынке (схема 2).

Схема 2

ФОРМЫ МОНОПОЛИЙ
  Открытая монопо­лия Данный вариант представляет собой ситуацию, при которой экспансия одной фирмы превращает ее (хотя бы на определенное время) в единственного постав­щика продукта. Монопольной власти фирма дости­гает, не имея специальных прав, полученных от го­сударства в сфере защиты от конкурентов
  Закрытая монопо­лия Закрытая монополия возникает в том случае, ког­да фирма имеет специальные права, полученные от государства. Она защищена юридическими ог­раничениями и запретами, выдвинутыми государ­ством по отношению к конкурентам. Ситуация воз­никает, например, в тех случаях, когда вступление новой фирмы в данную отрасль (или род деятельно­сти) лимитируется: • условием получения лицензии, • наличием авторского права, патентной защиты, • наличием разрешения заниматься данным видом деятельности
  Естествен­ная моно­полия Естественная монополия - экономическое явление, при котором спрос на благо в определенной отрас­ли в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. Конкуренция при этом не­возможна или нежелательна. В основе естествен­ной монополии - особенности технологии произ­водства и обслуживания потребителя. Согласно по­стулатам неоклассической теории, естественные мо­нополии формируются в тех отраслях, где долго­срочные издержки минимизируются при обслу­живании всего рынка одной фирмой. Раздел рын­ка между двумя или тремя фирмами приведет к тому, что масштаб производства каждой фирмы будет неэффективным. Примером естественных монополий являются компании энергетических и коммунальных служб: энергообеспечение (переда­ча электроэнергии, нефти, газа), водоснабжение, канализация, телекоммуникационная связь, же­лезнодорожное сообщение

Модель монополии предполагает наличие у фирмы ряда специфических черт (схема 3).

Схема 3

ЧЕРТЫ МОНОПОЛИИ
• Уникальность продукции • Единственная фирма-гигант в определенной отрасли • Наличие непреодолимых барьеров для входа на рынок • Обладание полной информацией

Каковы закономерности поведения монополистической

фирмы?

Образ действия субъекта в данном случае существенно от­личается от поведения совершенно конкурентной фирмы. Это связано с тем, что в условиях совершенной конкуренции вели­чина спроса на рынке не зависит от цены (кривая спроса на графике - горизонтальна). В этих условиях фирма может про­давать любое количество своей продукции, при этом ее влия­ние на цену - нулевое. Именно поэтому совершенно конкурент­ную фирму называют «ценополучателем». На монопольном же рынке кривая спроса наклонена вниз, показывая тем самым следующую закономерность: чем больше монополист предла­гает товаров, тем ниже становится цена. Монополист зависит от объема сбыта, однако у него существует возможность ис­кать (и находить) варианты цены на свою продукцию. Это дает повод называть монополиста «ценоискателем».

Как известно, любая фирма стремится к максимизации получаемой прибыли. Какие же возможности проявляются в Условиях данной модели? Неоклассическая теория отмечает Два способа (схема 4).

Максимальная прибыль
ПОВЕДЕНИЕ МОНОПОЛИСТА НА РЫНКЕ: МЕТОДЫ МАКСИМИЗАЦИИ ПРИБЫЛИ

1) Метод сравне­ния валового(совокупного) дохода (TR) и валовых (совокупных) издер­жек (ТС)
2) Метод сравне­ния предельного дохода (MR) и предельных издержек (МС) (График равно­весия монополии в краткосрочном периоде)

График первого метода показывает, что кривая сово-viiHoro дохода имеет «холмообразный» вид. Такую форму на приобретает в условиях несовершенной конкуренции (для сравнения: при наличии совершенной конкуренции дан­ная кривая имеет форму прямой линии с положительным наклоном). Кривую TR пересекает кривая совокупных из­держек (ТС). Наибольший размер прибыли достигается при таком объеме выпуска, когда разница между TR и ТС мак­симальна.

График второго метода показывает, что максимум при­были можно определить, сопоставляя предельный доход (MR) и предельные издержки (МС). Максимальная величи­на будет наблюдаться при равенстве данных показателей. Положение равновесия фирмы определяется точкой Е (пере­сечение MR и МС). Если из этой точки провести вертикаль до кривой спроса D, то будет ясна та цена, которая обеспечивает наиболее высокую прибыль. Эта цена устанавливается на уровне Ег Выделенный рядом прямоугольник означает вели­чину монопольной прибыли.

Каковы социально-экономические последствия данной формы конкуренции? В обобщенном виде их можно отразить следующим образом (схема 5).

Обратимся к общей социально-экономической оценке мо­нополии как экономического явления.

МОНОПОЛИЯ: социально-экономические последствия
Позитивы монополии как явления • Монополии принадлежит ведущая роль в со­ вершенствовании технологии. Получаемая сверхприбыль позволяет финансировать доро­ гостоящие НИОКР • Монополия может расчленять рынок на раз­ ные сектора, предлагая разным группам поку­ пателей дифференцированные цены • Наличие монопольных структур - показатель состояния зрелости национальной экономики (монополия возникает лишь на достаточно вы­ соком этапе экономического развития страны)
Издержки экономического поведения фирмы монополиста • Монополист создает себе возможность конт- - ролировать значение двух параметров - объема выпуска и цены своей продукции. В итоге он производит продукцию в меньших объемах - и продает ее по более высокой цене, чем это - могли бы делать конкуренты • Присвоение высоких прибылей за счет искус­ственного повышения цен представляет, по сути, возможность облагать потребителей «ча­стным налогом». В социально-экономическом аспекте это означает усиление неравенства в распределении доходов в обществе • Экономическая теория отмечает еще один не­гативный параметр деятельности монопольной фирмы. Речь идет о так называемой Х-неэффек-тивности (данное понятие ввел в научный обо­рот американский экономист X. Лайбенстайн). Смысл данного понятия заключается в следу­ющем. Достигая чрезмерной власти на рынке, монополия ликвидирует конкурентов, что при­водит к устранению атмосферы постоянной борьбы за потребителя. Господство на рынке устраняет потребность в снижении издержек. Сокращается основа для экономии ресурсов. Значительные средства фирмы начинают тра­тить на люксовые внешние формы своей дея­тельности. Наглядным примером проявления Х-неэффективности является деятельность многих крупнейших компаний России • Отсутствует минимизация средних издержек производства
Негативные аспекты, отражаемые в различных формах проявления монополии • Закрытые монополии представляют угрозу - фективно функционирующему рынку, - скольку их защищают правовые барьеры, не преодолимые для конкурентов • Естественные монополии также могут стать причиной неэффективности рынка. Экономия - на масштабах производства защищает их от по- - явления новых конкурентов до тех пор, пока новая технология не даст возможности вести эффективное производство на фирмах меньших размеров • Меньшие негативные экономические послед­ствия проявляет открытая монополия. Воз­можный приход новых конкурентов ограничивает возможность получения сверхприбыли в рамках долгосрочного периода -
Реакция государства Монополизм любой формы нарушает действие рыночных механизмов. Это вынуждает государство ставить барьеры для развития процесса монополизации (прежде всего - в форме антимонопольного законодательства)

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: