ТЕОРИЯ ФИРМЫ
1. Об истории понятия «фирма» 2. Природа фирмы 3. Типы организации предприятий 4. Финансовый рынок: источник инвестиций для фирмы |
Об истории понятия «фирма»
Понятие «фирма» вошло в практический оборот на определенном этапе развития рыночной экономики. Оно стало использоваться для обозначения торгового имени коммерсанта (сначала - индивидуального, затем - коллективного).
Необходимость торгового имени возникла в связи с ростом числа предпринимателей, усилением конкуренции между ними. Перед обществом встала задача: создать правовую систему предпринимательской деятельности. Для решения правовых проблем взаимоотношений производителей необходимо было четкое обозначение «персонального производственного имени» каждого из них1.
На раннем периоде использования данного понятия оно применялось как обозначение обязательной, имеющей юридическую силу подписи дельца на документе. Само слово восходит при этом к латинско-итальянской основе: firmare (подтверждаю, заверяю).
|
|
Согласно современным правовым нормам, каждое вновь создаваемое предприятие должно быть зарегистрировано в так называемом торговом реестре. Данная запись означает, что предприятие получает отныне свое торговое имя: «Фирма».
Приведем аналогию: гражданская правовая система на определенном этапе развития общества ввела в качестве обязательного порядка регистрацию каждого гражданина на основе его личного имени.
Существует несколько типов фирменного обозначения
предприятий:
• Персональное торговое имя (например, «Boss», «Marks and Spencer», «Simens») • Содержательное торговое имя, отражающее предмет ную специализацию предприятия (например, «Feuerver- sicherungs AG») • Смешанный вариант названия: указание на имя владель ца и характер производства (например, «Moebelhaus Hans Maier») |
Резюмируя сказанное, отметим: понятия «предприятие» и «фирма» - близкие, но все же различающиеся между собой. Первое понятие обозначает производственную единицу. Оно рассматривается и как синоним понятия «завод». Второе понятие имеет в большей мере юридически обозначенный и коммерчески ориентированный смысл.