Пояснительная записка к модели Национальной системы учительского роста (НСУР)

 

 

В соответствии с поручением1 Президента Российской Федерации (по итогам

 

заседания Государственного совета Российской Федерации 23 декабря 2015 г.) был разработан проект модели НСУР на основе уровневого подхода к квалификации (профессиональным компетенциям) педагога и проведена соответствующая доработка профессионального стандарта педагога.

В рамках указанной доработки профессионального стандарта педагога была построена система уровней профессиональных компетенций, описывающих развитие профессиональной деятельности педагога на основе усложняющегося состава его профессиональных действий.

Доработанный проект профессионального стандарта педагога позволяет выделить основные уровни квалификации педагога и придать им характер развивающейся системы, построив на этой основе модель горизонтальной карьеры педагога от выпускника педагогической программы (начальный уровень квалификации) до педагога-наставника (высший уровень квалификации).

 

 

Проект описываемой горизонтальной карьеры педагога показан на схеме 1.

 

Каждый новый уровень (ступень) квалификации, показанный на схеме, может соответствовать существующим в настоящее время категориям, присваиваемым педагогам (первая, высшая).

В рамках горизонтальной карьеры не предполагается занятие учителем новых должностей, а происходит последовательный рост его квалификации (при сохранении должности учителя), выполнение одной и той же трудовой функции, но с усложняющимся составом трудовых действий, позволяющих обеспечить более высокий уровень обучения, воспитания и развития обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями.

 

Схема 1. Проект горизонтальной карьеры педагога (без занятия новых должностей)

Комментарий: Обобщенная трудовая функция остается той же, состав трудовых действий ОТФ А1, ОТФ А2 и ОТФ А3 усложняется (состав приведен в тексте доработанного профессионального стандарта педагога).

 

 

 

Наряду с описанной выше моделью горизонтальной карьеры педагога, основанной

 

на росте квалификации при сохранении той же должности – учитель, в рамках разработанного проекта НСУР предполагается дополнительно и иной вид учительского роста – вертикальная карьера педагога, связанная с освоением необходимых уровней квалификации для выполнения дополнительных обобщенных трудовых функций:

ОТФ В «Проектирование образовательных программ»,

 

ОТФ С «Координация деятельности участников образовательных отношений по проектированию и реализации образовательных программ».

Такая вертикальная карьера учительского роста предполагает возможность занятия учителем, демонстрирующим необходимый уровень квалификации, новых должностей – старшего учителя и ведущего учителя. Модель показана на схеме 2.

Вертикальная карьера учительского роста не предполагает прекращение педагогической деятельности и переход к управленческой деятельности, а основана на выполнении новых ОТФ В и ОТФ С, что требует новых уровней квалификации, необходимых для этого (и отличающихся от уровней квалификаций учителя, соответствующих первой и высшей категории).

Данная модель может быть распространена не только на учителя, но и на педагога дошкольного образования – воспитателя.

Представленный проект модели НСУР на основе уровневого подхода к

 

квалификации педагога и требований профессионального стандарта прошел широкое общественное обсуждение и получил положительную оценку на Всероссийской конференции по обсуждению содержания профессионального стандарта педагога с привлечением более 400 участников из 41 субъекта Российской Федерации (20 декабря 2016 года, Москва).

 

 


Схема 2. Проект горизонтальной и вертикальной карьеры педагога в рамках НСУР

 

 

 


 

Приложение3

 

1 Приказ 703 от 26.07.2017

 

 

План мероприятий («Дорожная карта»)

По формированию и введению национальной системы учительского роста

  Наименование мероприятия Ответственный исполнитель Вид документа Сроки выполнения * Ожидаемый результат
I. Организационно-координационные и информационные мероприятия
1. Образование Межведомственной комиссии по формированию и введению национальной системы учительского роста (далее - МК по НСУР), утверждение состава и положения о МК по НСУР Департамент государственной политики в сфере общего образования Департамент стратегии, анализа и прогноза Приказы Минобрнауки России Июнь – август 2017 г. Образована МК по НСУР, утверждены состав и положение МК по НСУР
* Для мероприятий, предусматривающих разработку проекта федерального закона и/или проекта нормативного правового акта Правительства Российской Федерации, сроком выполнения считать срок внесения проекта соответствующего федерального закона и/или нормативного правового акта Правительства Российской Федерации в Правительство Российской Федерации. Для мероприятий, предусматривающих разработку приказов Минобрнауки России, сроком выполнения считать дату утверждения приказа Минобрнауки России.


  Наименование мероприятия Ответственный исполнитель Вид документа Сроки Выполнения * Ожидаемый результат
    Департамент государственной политики в сфере высшего образования Департамент информационной политики Рособрнадзор      
2. Формирование списка субъектов Российской Федерации, принимающих участие в апробации новой модели аттестации учителей на основе оценки соответствия их квалификации (уровня знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы) требованиям профессионального стандарта педагога «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) Департамент государственной политики в сфере общего образования Рособрнадзор Протокол МК по НСУР Сентябрь 2017 г. Сформирован список субъектов Российской Федерации

  Наименование мероприятия Ответственный исполнитель Вид документа Сроки Выполнения *   Ожидаемый результат
  (воспитатель, учитель)» (далее - профессиональный стандарт педагога) и федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (далее - ФГОС 00) посредством использования разрабатываемых в рамках настоящего плана единых федеральных оценочных материалов (далее соответственно - новая модель аттестации на основе ЕФОМ, ЕФОМ)        
3. Формирование корпуса (рабочего списка) экспертов, привлекаемых к работе по экспертизе наборов ЕФОМ Департамент государственной политики в сфере общего образования Департамент государственной Протокол МКС по НСУР Сентябрь - октябрь 2017 г. Сформирован корпус (рабочий список) экспертов
* Единые федеральные оценочные материалы (ЕФОМ) формируются из 4 самостоятельных модулей, включающих оценочные материалы по: 1) предметной подготовке учителя (по всем учебным предметам и направлению деятельности учителей, обеспечивающих предметные результаты освоения обучающимися образовательной программы начального общего образования) - предметным компетенциям, 2) методике преподавания - методическим компетенциям, 3) психолого-педагогическим компетенциям, 4) коммуникативным компетенциям.

 

  Наименование мероприятия Ответственный исполнитель Вид документа Сроки Выполнения *   Ожидаемый результат
    политики в сфере высшего образования Рособрнадзор      
4. Заключение двухгодичного государственного контракта по подготовке и внедрению новой модели аттестации учителей на основе ЕФОМ, включая подготовку и апробацию проектов наборов ЕФОМ по психолого-педагогическим и коммуникативным компетенциям Департамент государственной политики в сфере общего образования Государственный контракт Сентябрь 2017 г. Заключен двухгодичный государственный контракт
5. Заключение двухгодичного государственного контракта по апробации модели оценки квалификации учителей посредством ЕФОМ, включая организацию дополнительного профессионального образования по программам повышения квалификации учителей по итогам выявленных в результате апробации профессиональных Рособрнадзор Государствен­ный контракт Апрель 2018 г. Заключен двухгодичный государственный контракт

 

  Наименование мероприятия Ответственный исполнитель Вид документа Сроки Выполнения *   Ожидаемый результат
  дефицитов учителей по предметным, методическим, психолого-педагогическим и коммуникативным компетенциям, с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, согласно списку, указанному в пункте 2 настоящего плана        
6. Проведение мероприятий (семинаров, конференций) по обсуждению хода и итогов реализации мероприятий настоящего плана Департамент государственной политики в сфере общего образования Департамент стратегии, анализа и прогноза Департамент государственной политики в сфере Рекомендации Весь период не реже одного мероприя­тия в год Выработаны рекомендации

 

  Наименование мероприятия Ответственный исполнитель Вид документа Сроки Выполнения *   Ожидаемый результат
    высшего образования Рособрнадзор      
7. Проведение мероприятий по информированию педагогической общественности о мероприятиях по формированию и введению национальной системы учительского роста Департамент государственной политики в сфере общего образования Департамент информационной политики Департамент государственной политики в сфере высшего образования Информацион­ные материалы Весь период Обеспечено размещение и обновление не реже 1 раза в квартал информации о мероприятиях по формированию и введению национальной системы учительского роста на официальном сайте Минобрнауки России; обеспечено размещение и обновление информации в официальном издании Минобрнауки России «Вестник образования» (по факту издания нормативных правовых актов, рекомендаций и инструктивных писем Минобрнауки России, предусмотренных к подготовке в рамках реализации настоящего плана)
  II. Формирование новой модели аттестации учителей и подготовка наборов ЕФОМ  

 

  Наименование мероприятия Ответственный исполнитель Вид документа Сроки Выполнения *   Ожидаемый результат
8. Разработка, обсуждение и подготовка проекта новой модели аттестации учителей на основе ЕФОМ с учетом проведенной апробации уровневой оценки квалификации по предметным и методическим компетенциям учителей русского языка и математики Департамент государственной политики в сфере общего образования Департамент государственной политики в сфере высшего образования Департамент государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Отчет Сентябрь - декабрь 2017 г. Разработан проект новой модели аттестации учителей
9. Апробация механизмов учета при аттестации учителей на квалификационную категорию мнения выпускников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, но не ранее чем через четыре Департамент государственной политики в сфере общего образования Отчет Январь – декабрь 2018 г. Апробированы механизмы учета при аттестации учителей на квалификационную категорию мнения выпускников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, но не ранее чем через четыре года после окончания ими

 

  Наименование мероприятия Ответственный исполнитель Вид документа Сроки выполнения * Ожидаемый результат
  года после окончания ими обучения в таких организациях       обучения в таких организациях
10. Подготовка и апробация первого набора ЕФОМ (по предметным, методическим компетенциям) и кодификаторов к ним для использования в рамках новой модели аттестации в целях оценки соответствия квалификации (уровня знаний, профессиональных навыков и опыта работы) требованиям профессионального стандарта педагога и ФГОС ОО для учителей, обеспечивающих предметные результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего и/или среднего общего образования по предметам (учебным предметам) // предметным областям: «История», «Обществознание», «Экономика», «Право», «Россия в мире» // «Русский язык и литература», «Математика и информатика» Рособрнадзор Отчет Март- сентябрь 2018 г. Подготовлен и апробирован первый набор ЕФОМ Подготовлены кодификаторы к первому набору ЕФОМ

 

  Наименование мероприятия Ответственный исполнитель Вид документа Сроки выполнения * Ожидаемый результат
11. Подготовка и апробация второго набора ЕФОМ (по предметным, методическим компетенциям) и кодификаторов к ним для использования в рамках новой модели аттестации в целях оценки соответствия квалификации (уровня знаний, профессиональных навыков и опыта работы) требованиям профессионального стандарта педагога и ФГОС ОО для учителей, обеспечивающих предметные результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего и/или среднего общего образования по предметным областям «Родной язык и родная литература», «Основы духовно- нравственной культуры народов России» Рособрнадзор Отчет Март - декабрь 2018 г. Подготовлен и апробирован второй набор ЕФОМ (по предметным, методическим компетенциям) Подготовлены кодификаторы ко второму набору ЕФОМ
12. Подготовка и апробация третьего Рособрнадзор   Октябрь Подготовлен и апробирован третий

 

 

  Наименование мероприятия Ответственный исполнитель Вид документа Сроки выполнения * Ожидаемый результат
  набора ЕФОМ (по предметным, методическим компетенциям) и кодификаторов к ним для использования в рамках новой модели аттестации в целях оценки соответствия квалификации (уровня знаний, профессиональных навыков и опыта работы) требованиям профессионального стандарта педагога и ФГОС 00 для учителей, обеспечивающих предметные результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего и/или среднего общего образования по предметам (учебным предметам) // предметным областям: «География», «Физика», «Химия», «Биология», «Естествознание», «Экология», «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности» // «Искусство», «Технология»     2018 г.- май 2019 г. набор ЕФОМ (по предметным, методическим компетенциям) Подготовлены кодификаторы к третьему набору ЕФОМ

 

  Наименование мероприятия Ответственный исполнитель Вид документа Сроки выполнения * Ожидаемый результат
13. Подготовка и апробация четвертого набора ЕФОМ (по предметным, методическим компетенциям) и кодификаторов к ним для использования в рамках новой модели аттестации в целях оценки соответствия квалификации (уровня знаний, профессиональных навыков и опыта работы) требованиям профессионального стандарта педагога и ФГОС ОО для учителей, обеспечивающих предметные результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования и по предметной области «Иностранный язык. Второй иностранный язык» / «Иностранные языки» Рособрнадзор Отчет Июнь 2019 г.- декабрь 2019 г. Подготовлен и апробирован четвертый набор ЕФОМ (по предметным, методическим компетенциям). Подготовлены кодификаторы к четвертому набору ЕФОМ
14. Создание инструментария (формуляров) для сбора и обработки информации по результатам ЕФОМ, включающего методологию Рособрнадзор Отчет Март 2018 г.- декабрь 2019 г. Создан инструментарий (формуляры) для сбора и обработки информации по результатам ЕФОМ

 

  Наименование мероприятия Ответственный исполнитель Вид документа Сроки выполнения * Ожидаемый результат
  расчета оценки по каждому блоку компетенций (предметные, методические, психолого- педагогические и коммуникативные компетенции) и его удельному весу в итоговой оценке аттестуемого        
15. Проведение апробации наборов ЕФОМ по подготовленным модулям («предметная подготовка», «методика преподавания», «психолого- педагогические компетенции», «коммуникативные компетенции») в рамках подготовки педагогических кадров в системе высшего образования Департамент государственной политики в сфере общего образования Департамент государственной политики в сфере высшего образования Отчет Март 2018 г.- декабрь 2019 г. Проведена апробация наборов ЕФОМ по подготовленным модулям («предметная подготовка», «методика преподавания», «психолого-педагогические компетенции», «коммуникативные компетенции»)
16. Проведение итоговой апробации новой модели аттестации учителей на основе наборов ЕФОМ по подготовленным модулям («предметная подготовка», «методика преподавания», «психолого- Департамент государственной политики в сфере общего образования Рособрнадзор Отчет Январь – июнь 2020 г. Проведена итоговая апробация новой модели аттестации учителей на основе наборов ЕФОМ по подготовленным модулям («предметная подготовка», «методика преподавания», «психолого-педагогические

 

  Наименование мероприятия Ответственный исполнитель Вид документа Сроки выполнения * Ожидаемый результат
  педагогические компетенции», «коммуникативные компетенции»): апробированы и доработаны наборы ЕФОМ и кодификаторов к ним для использования в рамках новой модели аттестации учителей в целях оценки соответствия квалификации (уровня знаний, профессиональных навыков и опыта работы) требованиям профессионального стандарта педагога и ФГОС ОО       компетенции», «коммуникативные компетенции»): апробированы и доработаны наборы ЕФОМ и кодификаторов к ним
17. Проведение комплексного исследования об уровне квалификации учителей с учетом анализа профессиональных дефицитов учителей (по предметным, методическим, психолого-педагогическим и коммуникативным компетенциям), выявленных в результате аттестации на основе ЕФОМ Рособрнадзор Департамент государственной политики в сфере общего образования Отчет Июнь – ноябрь 2020 г. Проведено комплексное исследование об уровне квалификации учителей с учетом анализа профессиональных дефицитов учителей (по предметным, методическим, психолого-педагогическим и коммуникативным компетенциям), выявленных в результате аттестации на основе ЕФОМ
18. Создание базы данных с Рособрнадзор База данных - Июнь - Создана и опубликована база

 

  Наименование мероприятия Ответственный исполнитель Вид документа Сроки выполнения * Ожидаемый результат
  перечнем предметных, методических, психолого- педагогических и коммуникативных компетенций учителей, ранжированных по уровням владения ими, для использования в рамках новой модели аттестации в целях оценки соответствия квалификации (уровня знаний, профессиональных навыков и опыта работы) требованиям профессионального стандарта педагога и ФГОС ОО - сведения, вносимые в федеральную и региональные информационные системы   сведения, вносимые в федеральную и региональные информацион­ные системы ноябрь 2020 г. данных с перечнем предметных, методических, психолого- педагогических и коммуникативных компетенций учителей
III. Закрепление национальной системы учительского роста в нормативном правовом поле
19. Подготовка проекта постановления Правительства Российской Федерации по внесению изменений в номенклатуру должностей педагогических* работников организаций, осуществляющих Департамент государственной политики в сфере общего образования Проект постановления Правительства Российской Федерации Октябрь 2017 г.- май 2018г. Подготовлен проект постановления Правительства Российской Федерации по внесению изменений в номенклатуру должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность,

 

  Наименование мероприятия Ответственный исполнитель Вид документа Сроки выполнения * Ожидаемый результат
  образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. № 678, в части дополнения ее должностями, основанными на должности «учитель», дифференцированными в зависимости от состава и уровня сложности выполняемых учителем трудовых функций (действий), обеспечивающих учителю карьерный рост в рамках его профессии       должностей руководителей образовательных организаций, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. №678
20. Подготовка законопроекта по внесению изменений в статьи 49 и 98 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (в части установления новой формы аттестации на основе ЕФОМ; определения порядка разработки ЕФОМ для лиц, замещающих должности «учитель», (включая Департамент государственной политики в сфере общего образования Законопроект Январь - декабрь 2019 г. Подготовлен законопроект по внесению изменений в статьи 49 и 98 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

 

  Наименование мероприятия Ответственный исполнитель Вид документа Сроки выполнения * Ожидаемый результат
  должности, основанные на должности «учитель»), и формирования информационной системы по проведению аттестации на основе ЕФОМ)*        
IV. Разработка методических рекомендаций и предложений по вопросам введения национальной системы учительского роста
21. Координация работы по разработке и направлению в Минтруд России в установленном порядке предложений по проекту новой редакции профессионального стандарта педагога с учетом дифференциации трудовых функций и формирования уровневого подхода к соответствующим педагогическим должностям, включая педагогические должности, основанные на должности «учитель» Департамент государственной политики в сфере общего образования Предложения Ноябрь 2016 г.- ноябрь 2018 г. Направлены в Минтруд России в установленном порядке предложения по проекту новой редакции профессионального стандарта педагога
22. Подготовка предложений в Департамент Предложения Сентябрь - Подготовлены предложения в
  * По плану законопроектной деятельности Минобрнауки России на 2019 год.

 

  Наименование мероприятия Ответственный исполнитель Вид документа Сроки выполнения * Ожидаемый результат
  проект отраслевого соглашения по организациям, находящимся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, на 2018 -2020 годы по вопросам использования ЕФОМ для оценки квалификации учителей при их аттестации государственной политики в сфере общего образования Департамент стратегии, анализа и прогноза в проект отраслевого соглашения по организациям, находящимся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, на 2018-2020 годы декабрь 2017 г. проект отраслевого соглашения по организациям, находящимся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, на 2018 -2020 годы по вопросам использования ЕФОМ для оценки квалификации учителей при их аттестации
23. Разработка методических рекомендаций по условиям (учету оснований) введения в штатное расписание организации, осуществляющей образовательную деятельность, должностей, основанных на должности «учитель» Департамент государственной политики в сфере общего образования Методические рекомендации Март - октябрь 2018 г. Разработаны методические рекомендации
24. Разработка методических рекомендаций об оплате труда педагогических работников, в том числе замещающих Департамент стратегии, анализа и прогноза Методические рекомендации Март- октябрь 2018 г. Разработаны методические рекомендации

 

  Наименование мероприятия Ответственный исполнитель Вид документа Сроки выполнения * Ожидаемый результат
  должности, основанные на должности «учитель», с учетом дифференцированного подхода к распределению стимулирующих выплат на основе результатов прохождения педагогическими работниками аттестации на основе ЕФОМ Департамент государственной политики в сфере общего образования      
25. Подготовка предложений для направления в Минтруд России об установлении тождества должностей, основанных на должности «учитель», в целях сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии по старости Департамент государственной политики в сфере общего образования Предложения Июнь 2018 г.- июнь 2019 г. Подготовлены предложения в Минтруд России
26. Разработка методических рекомендаций по учету в основных профессиональных образовательных программах высшего образования по укрупненной группе специальностей и направлений подготовки высшего образования 44.00.00 «Образование и педагогические науки» ЕФОМ Департамент государственной политики в сфере высшего образования Методические рекомендации Декабрь 2018 г.- декабрь 2019 г. Разработаны методические рекомендации

 

  Наименование мероприятия Ответственный исполнитель Вид документа Сроки выполнения * Ожидаемый результат
  для аттестации учителей        
27. Разработка методических рекомендаций по учету сведений по оценке квалификации учителей посредством использования ЕФОМ в целях стимулирования целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации учителей Департамент государственной политики в сфере общего образования Методические рекомендации Март- сентябрь 2019 г. Разработаны методические рекомендации
28. Разработка методических рекомендаций по учету сведений по оценке квалификации учителей посредством использования ЕФОМ в целях формирования индивидуальных программ повышения квалификации учителей Департамент государственной политики в сфере общего образования Методические рекомендации Март- сентябрь 2020 г. Разработаны методические рекомендации
V. Итоговые мероприятия
29. Подготовка итогового доклада для представления в Правительство Российской Федерации с проектом доклада Президенту Российской Департамент государственной политики в сфере общего образования Итоговый доклад Декабрь 2020 г. Подготовлен итоговый доклад в Правительство Российской Федерации с проектом доклада Президенту Российской Федерации

 

  Наименование мероприятия Ответственный исполнитель Вид документа Сроки выполнения * Ожидаемый результат
  Федерации о проведенной работе по формированию и введению национальной системы учительского роста Департамент стратегии, анализа и прогноза Департамент государственной политики в сфере высшего образования Рособрнадзор      

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: