double arrow

Выпишите слова, относящиеся к разговорному стилю речи


245. Спишите тексты, найдите разговорные и просторечные сло­ва и обороты. В чем своеобразие и художественно-стилистиче­ское назначение их использования в басне И. Крылова и в отрывке из повести А. Пушкина «Барышня-крестьянка»? За помощью обращайтесь к толковому словарю.

I. Свинья под дубом вековым

Наелась ж..лудей (до)сыта (до)отвала

Наевшись выспалась под ним;

Потом глаза продравши встала

И рылом подр..вать у Дуба корни стала.

Ведь это дереву вредит

Ей с Дубу ворон говорит

Коль корни обн..жишь засохнуть может

Пусть сохн.-т говорит Свинья

Ничуть меня то не тревож..т

В нем проку мало вижу я

Хоть век его (не)будь, ничуть не пож..лею

Лишь были(б) желуди ведь я от них ж..рею4




Неблагодарная промолвил Дуб ей тут

Когда бы (в)верх могла поднять ты рыло

Тебе бы видно было

Что эти желуди на мне растут

Невежда так(же) в ослеплень..

Бранит науки и ученье

И все уч..ные труды

Не чу(?)ствуя что он вкушает их плоды.

1. Найдите сложное предложение, в котором автор поставил двоеточие.

2*. Какой иносказательный смысл имеет басня И. Крылова в со­временных условиях?

II. ...Небось милая сказал он Лизе собака моя не куса-ет(?)ся. Лиза успела уже оправит(?)ся от испугу и умела тотчас воспользоваться обстоятельствами. Да нет ба­рин сказала она претворяясь полуиспуган(?)ой, полуза-стенч..вой, — боюсь: она, вишь такая злая опять кин..тся. Алексей (читатель уже узнал его) между тем пристально глядел на молодую крестьянку. Я провожу тебя если ты боишься сказал он ей Ты мне позволишь идти подле тебя А кто те мешает отвечала Лиза Вольному воля, а дорога мирская Откуда ты? Из Прилучина я дочь Василья(кузне-ца) иду по грибы (Лиза несла кузовок на веревочке). А ты, барин? Тугиловский что ли Так точно отвечал Алексей я камердинер молодого барина. Алексею хотелось ур..внять их отношения. Но Лиза поглядела на него и засмеялась А лж..шь сказала она не на дуру напал. Вижу, что ты сам барин Почему же ты так думаешь Да по всему Однако же? Да как же барина с слугой не распознать? И одет(то) не так и баишь иначе и собаку-то кличешь не (по)нашему3. Лиза час (от)часу более нравилась Алексею.




1. Найдите слова и словосочетания, которые в настоящее время мы относим к разговорному стилю.

2. Какие слова в тексте из повести А. Пушкина вам представ­ляются устаревшими?

3. С помощью словаря определите значение непонятных вам слов.

4*. Найдите все частицы, определите их значение. Какую роль они играют в тексте?


246. Дайте толкование приведенных слов, поясните их стилис­
тическую окраску. По отношению к кому и в какой ситуации
их можно употреблять?

Миляга, балагур, весельчак, разгильдяй, растяпа, раз­нюнился, скоморошить.

247. Найдите признаки разговорного стиля в тексте пьесы
М. Горького «На дне». Какова их роль?



Барон. Дальше!

Квашня. Не-ет, говорю, милый, с этим ты от меня поди прочь. Я, говорю, это испытала... и теперь уж — ни за сто печеных раков — под венец не пойду!

Бубнов (Сатину). Ты чего хрюкаешь?

(Сатин рычит.)

Квашня. Что(бы) я, говорю, свободная жен(?)щина, сама себе хозяйка, да кому(нибудь) в паспорт вписалась, чтобы я мужчине в крепость себя отдала — нет! Да будь он хоть принц американский, — не подумаю замуж за не­го идти.

Клещ. Врешь!

Квашня. Чего-о?

Клещ. Врешь! Обв..нчаеш(?)ся с Абрамкой...

248*. Подберите из любой газеты текст, в котором неоправдан­но используется просторечная и грубая лексика. Отредактируй­те его.

249*. Составьте микротексты (по 2—3 небольших предложения), в которых уместно были бы употреблены характерные для раз­говорного стиля союзы: а) да и; б) а не то; в) не то не то; г) не так чтобы; д) нет бы; е) не так чтобы а (но).

250. В приведенном ниже отрывке (из чьего он монолога, как называется произведение, кто автор, в какой конкретной ситуа­ции произносится монолог?) графически обозначьте, где бы вы сделали большие паузы (//) и малые (/), где усилили бы (|) и где ослабили бы (|) голос, какие слова особо выделили бы голосом (подчеркните их), где бы вы ускорили темп речи (над словами поставьте vw), а где замедлили бы (над словами поставьте v/v).

Один раз я далее управлял департаментом. И странно: директор уехал, — куда уехал, неизвестно. Ну, натураль-




но, пошли толки: как, что, кому занять место? Многие из генералов находились охотники и брались, но подойдут, бывало,— нет, мудрено. Кажется, и легко на вид, а рас­смотришь — просто черт возьми! После видят, нечего де­лать, — и ко мне. И в ту же минуту по улицам курьеры, курьеры, курьеры... можете представить себе, тридцать пять тысяч одних курьеров! Каково положение — я спра­шиваю. «Иван Александрович, ступайте департаментом управлять!» Я, признаюсь, немного смутился, вышел в ха­лате: хотел отказаться, но думаю: дойдет до государя, ну да и послужной список тоже... «Извольте, господа, я при­нимаю должность, я принимаю, говорю, так и быть, гово­рю, я принимаю2, только уж у меня: ни, ни, ни!.. Уж у меня ухо востро! уж я...» И точно: бывало, как прохо­жу через департамент, — просто землетрясенье, все1 дро­жит и трясется, как лист.



Найдите в монологе словосочетания, обороты речи, не соот-ветствующие литературным нормам письменной речи, хотя в устной речи они не мешают восприятию смысла сказанного. Поясните, какие языковые нормы нарушаются и какова роль этих нарушений в создании художественного образа.

251*. Прочитайте два письма И. Соколова-Микитова (русского писателя, очеркиста) литературоведу В. Лакшину.

I. 8 августа 1968. Карачарово

Дорогой Владимир Яковлевич!

Посылаю Вам привет, поклон и несколько маленьких рассказов под общим названием «Звуки земли». Боюсь, что эти скромные рассказики не подойдут для серьезного толстого журнала. Но кто знает? Писал лее Аксаков запис­ки об ужении рыбы, о птицах. Ежели рассказики не по­дойдут, в обиде не буду. Верните их Мише, которому я по­ручил побывать у Вас. Он расскажет Вам о моем житье-бытье.

Что делается у Вас в «Новом мире»? Где Александр Трифонович? Очень хотелось бы повидать вас обоих в ка­рачаровской барсучьей норе. Удастся ли?

Крепко жму руку. И. Соколов-Микитов


П. 23 июня 1969. Карачарово

Дорогой Владимир Яковлевич!

Посылаю последнюю страничку «Вертушинки» с очень немногими добавлениями. Благодарю за доброту, друже­ское письмецо. По-прежнему сижу в моей карачаровской норе, обрастаю барсучьей шерстью. На свет почти не вы­ползаю. Ночами почти не сплю. Живу воспоминаниями. Но как тяжки подчас эти воспоминания!

От Трифоныча получил недавно бодрое письмецо. Рад, что все кончилось благополучно. Радуюсь и тому, что Ваш славный корабль продолжает свой путь, минуя подводные и надводные рифы. Прошу передать наш привет друзьям-новомировцам. Дружески обнимаю.

И. Соколов-Микитов

P.S. Если возможно, пошлите, пожалуйста, в Карача­рово седьмую книжку «Нового мира», когда она появится на Божий свет.

И. Соколов-Микитов

Обратите внимание на основные компоненты письма:

а) начало (дата, место, форма обращения к адресату);

б) основная часть (деловая или сугубо личная информация; просьбы, предложения, пожелания; приветы родным и знакомым);

в) конец (пожелания адресату, подпись, дата и мес­тонахождение отправителя письма — если они не были указаны в самом начале).

1. Какое из двух писем вы отнесли бы к сугубо личным, а какое — к деловым и в то же время дружеским? Почему?

2. Что вы можете сказать об отношениях И. Соколова-Микито-ва и В. Лакшина на основе писем? Какие стороны их отноше­ний в большей мере раскрываются в первом письме, какие — во втором? Подтвердите это фактами из писем.

252. Напишите письмо близкому для вас человеку. Подумайте над его формой и содержанием. Выберите тон письма. Как вы его закончите?




253. Напишите сочинение в форме диалога с использованием элементов разговорной речи на одну из предложенных тем (ста­райтесь при этом не снижать общеречевой культуры текста):

1) встреча друзей после летнего отдыха;

2) впечатления от просмотренного кино-, телефильма, спек­такля;

3) о своих музыкальных интересах;

4) о любимом певце, актере;

5) диалог в Интернете.
Сочинение озаглавьте.







Сейчас читают про: