На сцене: лаборатория будущего. Профессор Сьюзен Клон сидит за столом в окружении электронных приборов, стеклянных колб, мензурок и иных научных инструментов. Раздается стук в дверь, и в лабораторию входит молодая женщина.
Проф. Клон: Чем могу помочь?
Миссис Макдэд: Мы с мужем хотим иметь ребенка. Нам важно, чтобы это была девочка. Можете ли вы нам помочь?
Проф. Клон: Возможно. Могу ли я спросить, почему вы хотите именно девочку? Миссис Макдэд: Мы просто хотим этого.
Желание четы Макдэд уже технически осуществимо. Можно провести оплодотворение яйцеклетки в пробирке, а затем поместить оплодотворенное яйцо.в матку женщины. Сравнительно легко осуществить отбор среди оплодотворенных яйцеклеток, чтобы имплантировать в матку только мужские или только женские зародышевые клетки. Это уже делается для тех пар, у которых велик риск передать потомку какую-то наследственную болезнь, сцепленную с полом, например, гемофилию.
Таким образом, выбор пола по медицинским показаниям уже осуществим. Почему бы также не допустить, чтобы родители выбирали пол своего будущего ребенка, просто руководствуясь желанием? Супружеские пары уже давно пользуются контрацептивами и другими технологическими средствами, решая, когда пришла пора обзаводиться детьми. Почему бы не использовать оплодотворение в пробирке для того, чтобы предопределить пол будущего ребенка?
|
|
Медицинские власти Соединенного Королевства не разрешают родителям выбирать пол ребенка просто в силу одного лишь желания. Почему? Чаще всего указывают на то, что такой выбор может привести к нарушению равновесия между полами. Во многих культурах люди в большинстве случаев предпочитают мальчиков. Но если мальчиков будет рождаться гораздо больше, чем девочек, то многие гетеросексуальные мужчины вскоре не смогут найти для себя спутницу жизни. В своем докладе о репродуктивных технологиях, представленном Европейской комиссии, философ Джонатан Гловер высказывает мысль о том, что хотя и можно было бы разрешить свободный выбор родителями пола ребенка, но только в том случае, если это не окажет отрицательного влияния на жизнь других людей:
«Одним из тревожных следствий [свободного выбора пола ребенка] будет серьезный дисбаланс полов в следующем по-
колении. Возможно, представители этого поколения не хотели бы допустить такого дисбаланса. Однако их голос никак не может быть учтен в момент принятия решения» (Jonathan Glover (and other), Fertility and the Family (London Fourth Estate, 1989, p. 143.).
Можно также поставить вопрос о мотивах этого предпочтения. Некоторые родители будут выбирать пол ребенка, основываясь на том, что представителей одного пола они считают в чем-то «превосходящими» представителей другого пола. Можем ли мы позволить родителям осуществлять выбор пола своего ребенка на основе предрассудков такого рода?
|
|
Но даже если выбор родителей не обусловлен такими предрассудками, тем не менее он всегда будет эгоистичным, направленным на их собственное благополучие, а не на благополучие их детей.
«Дело обстоит просто: нет такой общей истины, что девочки более счастливы, чем мальчики, или наоборот. Выбор осуществляется не в интересах ребенка, а в интересах его родителей. Эгоистическая позиция родителей может неблагоприятно сказаться на детях» (там же).
Мы не должны, заключает Гловер, предоставлять родителям право выбирать пол их будущего ребенка. Однако не все философы с ним согласны. Философ Джон Харрис полагает, что мы не можем запрещать родителям свободно выбирать пол своего будущего ребенка только потому, что некоторые из них в этом выборе будут опираться на ошибочные основания.
«Гендерные предпочтения не обязательно служат выражением половых предрассудков, и выяснение мотивов и следствий конкретных актов выбора невозможно. Следует бороться за свободу выбора, а предрассудки искоренять иными способами» (John Harris, Clones, Genes and Immortality (Oxford: Oxford University Press, 1992), p. 194.).
Харрис также выражает сомнение в том, что неизбежен Длительный половой дисбаланс. Он указывает на то, что недостаток лиц какого-то одного пола может привести к повы-
шению ценности этого пола в последующем поколении. Хар-рис говорит также о существовании других, менее грубых и принудительных способов, позволяющих избежать наруше. ния баланса полов. Например, система налогообложения может быть использована гораздо более эффективно, чем в настоящее время, для возбуждения одних желаний и подавления других. По мнению Харриса, не обязательно прибегать к прямым запретам.
Как я уже упоминал, в настоящее время в Соединенном Королевстве запрещено использовать технические средства для того, чтобы предопределить пол будущего ребенка по желанию родителей. Однакотам, где работает профессор Клоп, таких ограничений нет.