Упражнение 1.1. Прочитай

Коля и Лёва посадили деревья. Они решили защитить их от вредителей. Принесли доски, инструменты и стали мастерить.

 

2. Рассмотри картинки. Скажи, что сделал каждый из мальчиков. От каких вредителей они защитили свои деревья?

3. Запиши ответы на вопросы. Посчитай, сколько предложений у тебя получилось.

Что сделал Коля?

От кого он защитил свои деревья?

Что сделал Лёва?

От кого он хотел спасти деревья?

Упражнение 2. 1. Спиши.

Нас много, ребята. хоть кустик для сада

Пусть каждый из нас посадит сейчас!

(3«Александрова.)


t


2. Подчеркни названия предметов и действий.

3. Расскажи, как вы помогаете озеленять свой край.

Упражнение 3. 1. Спиши. Вставь пропущенные буквы. Объясни их написание.

Ч...ткую тишину леса нарушили удары т...пора. Не бойся, лес! Это добрый т...пор. Мой...тец — лесник. Он очищ...ет лес от сухих дерев...ев.

2. Сосчитай предложения.

Упражнение 4. 1. Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Объясни их написание.

Скол...ко ч...десных историй случ...ется по вине ветра. Однажды ё... съел ябл...ко, а семечки оставил на дорожке. Пролетел вет...р.

2. Вставь слова в предложения, и ты узнаешь, что слу
чилось дальше.

Подхватил... одно семечко. Он понёс его в.... Упало семечко в.... Из него выросла....

3. Напиши, что случилось с семечком. Назови слова на
знакомые тебе правила.


Упражнение 5. 1. Прочитай.

В народе говорят: — Береги честь смолоду.

Честь — это то, за что человека уважают: его честная жизнь, честный труд.

2. Скажи, что такое честь человека.

3. Выпиши слова на знакомые тебе правила.


Упражнение 6. Напиши ответы на вопросы.

Как тебя зовут? (Имя, фамилия.) Как зовут твою маму? (Имя, отчество, фамилия.) В каком городе (деревне, селе) ты живёшь? На какой улице находится твой дом?

Упражнение 7. Спиши. Вставь пропущенные слова.

Главный город России —....

В центре города находится древний....

Перед ним раскинулась... площадь.

Упражнение 8. 1. Спиши стихотворение.

Я рубашку сшила Мишке.. Я сошью ему штанишки. Надо к ним карман пришить и платочек положить.

(3. Александрова.)

2. Выучи стихотворение наизусть. Приготовься писать по памяти две первые строчки.


ке. I

]

поп ов...

ПИС4

I

ВЫ.



Упражнение 9. 1. Прочитай.

В нашем классе есть своя библиотека. В ней много книг. Серёжа выдаёт книги. У него список учащихся. В нём записаны: Иванов Витя, Осипов Миша, Николаева Галя, Смирнова Вера, Анашкин Гена, Климов Вася, Петрова Лена, Хлопова Таня, Алексеева Люда, Широкова Майя.

2. Запиши фамилии детей в алфавитном порядке. 184


Об!

Був

ча* Ms


Упражнение 10. 1. Запиши слова в алфавитном порядке. Вставь пропущенные буквы.

Вал...нки, д...рога, комн...та, род...на,...рбуз, с...-поги, к...стёр, т...редка,...дежда, п...года, з...вод,

ОВ...ЩИ.

2. Отметь ударение в словах. Проверь правильность написания слов по словарику в конце книги.

Упражнение 11. 1. Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Объясни их написание.

Ровно в шест... часов утра слетелась птич...я детвора: воробышки, галч...та, чиж..., стриж..., щеглята, сороки, воронята, синицы и скворцы. Щебечут и смеются, пищ...т, галдят, клюются, толкаются, дерутся! Что сделаешь — птенцы!

(Б. 3 а х о д ё р.)

2. Запиши в алфавитном порядке названия птенцов. Объясни, что они делают.

Упражнение 12. 1. Прочитай. Назови пропущенные буквы.

На уроке чтения мы читали г...зету. Там напечатали расска... о Маше Смирновой и её портрет. Маша — ученица нашего кла...а. Она спасла двух


мален...ких детей из горящего дома. Мы гордимся нашим товарищем.

2. Запиши ответы на вопросы.

Что читали школьники на уроке чтения?

Что напечатала газета?

Где учится Маша Смирнова?

Что она сделала?

3. Подчеркни названия предметов и действий.

Упражнение 13. 1. Прочитай. Объясни написание слов с пропущенной буквой.

У меня есть т...варищ Витя. Витя ч...ткий и скромный мал...чик. Завтра Вите исполняется де-сят... лет. Я хоч... подарить Вите ал...бом с марками. Свой подарок я вруч... Вите в кла...е.

2. Скажи, какое слово повторяется в каждом предло
жении. Какими словами его можно заменить?

3. Озаглавь рассказ и запиши. Замени, где нужно, слово
Витя словами он, товарищ.

4. Подчеркни названия предметов.

Упражнение 14. 1. Спиши. Вставь пропущенные буквы.

Спят зимой м...дведь и рыба, спят стрекоза и шмел.... А летом спят п...нал и задачник, ластик и школ...ный п...ртфель.

(С. Михалков.)

2. Назови сначала слова, которые отвечают на вопрос
к т о?, потом — на вопрос что?

3. Скажи, что значит: спят животные, спят учебные
вещи.


Упражнение 15. Составь предложения по картинкам и запиши их. Подчеркни названия предметов и действий.













Упражнение 16. Измени слова по образцу.

Сегодня. Вчера. Завтра.

Я пишу. Я писал. Я буду писать.

Я гуляю.................................................

Я отдыхаю...........................

Я работаю...............

Упражнение 17. 1. Спиши. Вместо точек напиши название предмета, определив его по признакам.

Тонкая, острая, стальная.... Красная, сладкая, душистая.... Весенний, тёплый, майский....

2. Подчеркни названия предметов и признаков.


Упражнение 18. 1. Спиши. Вставь пропущенные буквы.

Под бол...шой столетней ел...ю

стройка весело идёт.

Здес... работает артел...ю

Дружный мален...кий наро.... (3. Александрова.) 2. Подчеркни названия предметов и их признаков.

Упражнение 19. 1. Начерти таблицу. Заполни её по образцу.

Название Название Название
предмета действия признака
Краска краснеет красный
Мир • • • • •
Свет • • ■  
Боль • • • • • •

2. Составь и запиши предложения со словами мир и мирный.

Упражнение 20. 1. Прочитай.

Шли по лесу Петя и Лёня. Хорошо в лесу! Птицы поют. Под ногами трава шуршит. Вдруг закуковала кукушка. Петя её спросил, какую отметку он получит за диктант. Четыре раза прокуковала кукушка.

Рад Петя. Готовиться к диктанту не надо. Всё равно «четыре» поставят.

2. Скажи, прав ли Петя. Почему?

3. Назови предлоги. Как они написаны с другими сло
вами.


4. Запиши ответы на вопросы.

Где были друзья?

У кого спросил Петя об отметке?

Что «обещала» ему птица?

Как напишет Петя диктант без подготовки?

Упражнение 21. 1. Рассмотри картинки. Подбери к каждой картинке подпись.





<vsг -*^Ш*



Всё


Дружок бросился за кепкой и принёс её. Вова и Алёша шли по улице. За ними бежала собака Дружок. Был сильный ветер. Он сорвал с Вовы кепку. Дружок — настоящий друг.


2. Запиши предложения в гаком порядке, чтобы получил
ся рассказ.

3. Подчеркни слова на знакомые тебе правила.

Упражнение 22. 1. Рассмотри картинки и расскажи, что на них изображено.

2. Запиши начало рассказа и ответы на вопросы. Решили ребята сделать спортивную площадку. Что делали Вера и Соня? (Выносили мусор.) Что делал Коля? (Ровнял площадку.) Что делали Игорь и Сергей? (Ставили столбы для сетки.) Довольны ли они своей работой? 3. Подчеркни названия предметов и действий.

Упражнение 23. 1. Рассмотри цветную картинку «Лето» в конце учебника и расскажи, что на ней нарисовано. 2. Ответь на вопросы. Запиши заглавие и ответы. Какое время года наступило? В какой лес пришли дети? Что они делают? Нравится ли детям в лесу?

3. Подчеркни названия предметов, действий, признаков. 190


получил-


[шсскажи,


  СЛОВАРИК  
Арбуз Костёр Пятница
Валенки Лагерь Рассказ
Воскресенье Мебель Рисовать
Вторник Медведь Родина
Вчера Месяц Русский
Газета Неделя Сапоги
Город Овощи Сегодня
Дневник Огород Среда
Дорога Одежда Суббота
Завод Песок Тарелка
Завтра Погода Товарищ
Картина Понедельник Четверг
Картофель Портфель Шёл
Класс Посуда Яблоко
Комната Праздник Язык
Корзина    

«знаков.


СОДЕРЖАНИЕ

Повторение................................................................................................. 4

Предложение.................................................................................... 4

Звуки и буквы.................................................................................... 16

Порядок букв в русской азбуке (алфавит)...21

Гласные и согласные звуки и буквы............................................. 26

Слог как часть слова........................................................................... 31

Гласные буквы и, е, ё, ю, я, э........................................................... 36

Ударение в слове.................................................................................. 44

Твёрдые и мягкие согласные........................................................... 49

Мягкий знак на конце и в середине слова..... 57

Гласные после шипящих.................................................................... 68

Парные звонкие и глухие согласные............................................ 78

Звонкие и глухие согласные на конце слова... 85

Разделительный мягкий знак............................................................ 99

Слово............................................................................................................ 111

Слова, которые обозначают предметы........................................ 111

Большая буква в именах людей, кличках животных,

названиях городов, сёл, деревень, улиц..................................... 120

Слова, которые обозначают действия предметов..126 Слова, которые обозначают признаки (качества)

предметов.................................................................................................... 137

Предлоги.................................................................................................... 148

Предложение............................................................................................ 156

Повторение.................................................................................................. 182

Словарик.............................................................................................. 191


ББК


А42


издание учебника вышло в 1991 году

Учебное издание

АКСЕНОВА Алевтина Константиновна D / "1 L R 2 ЯКУБОВСКАЯ Эвелина Вячеславовна


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: