В любом государстве наказание рассматривается как ответ на совершение преступления и регламентируется конкретной уголовно-правовой нормой как способ реагирования на преступление. Наказание отличается от других мер государственного принуждения, а также отграничивается законодателем от мер уголовно-правового воздействия, к которым относятся: например, принудительные меры воспитательного воздействия, применяемые к несовершеннолетним (ст. 90 УК РФ), а также принудительные меры медицинского характера (ст. 97 УК РФ).
Уголовное наказание - это особая мера государственного принуждения, назначаемая только по приговору суда к лицам, виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренных уголовным законодательством лишении или ограничении прав и свобод осужденных.
Уголовное наказание отличается от других мер государственного принуждения следующими признаками:
- уголовное наказание - это особая мера государственного принуждения, применяемая только к лицу, виновному в совершении какого-либо деяния, предусмотренного уголовным законом в качестве преступления;
- уголовное наказание назначается только судом от имени государства – Российской Федерации;
- уголовному наказанию всегда предшествует совершение лицом деяния, определенного действующим уголовным законодательством, как преступление;
- уголовное наказание носит всегда строго индивидуальный характер, то есть применяется только к лицу, совершившему преступление, и не распространяется на других лиц, которые не участвовали в его совершении;
- уголовное наказание выражается в строго определенных видах и размерах, установленных, действующим уголовным законодательством;
- уголовное наказание назначается только в строго определенном порядке, нарушение которого не только не допустимо, но и противозаконно;
- уголовное наказание всегда носит принудительный характер.
Применение уголовного наказания всегда сопряжено с причинением виновному моральных, имущественных и иных лишений и ограничений. Любое потенциальное лишение или ограничение прав и свобод лица, отбывающего наказание, или лица, к которому применено наказание, должно иметь правовое обоснование и соответствовать закону. Лишение осужденного предусмотренных законом средств поддержания его существования, приводящее к нанесению вреда здоровью, а также лишение осужденного государственной защиты от посягательств или иных форм негативного воздействия со стороны третьих лиц не допустимо.
Лишение или ограничение прав и свобод при назначении наказания не должно нарушать требования ст. 29 «Всеобщей декларации прав человека», в соответствии с которой, каждый член общества должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.
Угроза наказания является одним из основных признаков преступления. Наказание в этом случае должно выступать как неотвратимая кара за любое преступное деяние. В особенной части уголовного кодекса, которая содержит перечень всех деяний определенных как преступления, каждая правовая норма содержит и перечень уголовных наказаний предусмотренных за их совершение. Таким образом, законодатель подчеркивает, что за совершение любого преступления, лицо его совершившее должно понести наказание, выраженное в лишениях и всевозможных ограничениях. Тяготы, испытываемые осужденным, являются неотъемлемым свойством кары. При отсутствии этого, наказание потеряло бы качество принуждения.
Применение уголовного наказания влечет за собой определенные правовые последствия – судимость, которая сама по себе создает определенные ограничения для лица.
Государство, карая виновного за совершение преступного деяния, преследует определенные цели. В соответствии с ч. 2 ст. 43 УК РФ, наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений. Уголовный закон определяет цели применения наказания, но не гарантирует их безусловное достижение.
В новом уголовном законодательстве законодатель не включил цель перевоспитания осужденного. Это вызвано рядом обстоятельств. Сложно представить, чтобы человек, лишенный нормального общества, изменился бы в лучшую сторону. Но вместе с тем, ограничения и лишения, которые испытывает осужденный, назначаются на определенное время. При этом своим примерным поведением осужденный может сократить срок наказания. Таким образом, в определенных случаях цель перевоспитания все же достигается.
Восстановление социальной справедливости как цель уголовного наказания впервые закреплено законодательно и определяет, что каждое лицо, совершившее преступление, должно быть наказано. При этом, чем выше тяжесть содеянного, тем суровее наказание применяется к виновному. Иными словами, назначенное наказание должно быть соразмерным с тяжестью содеянного.
Наказание служит восстановлению нарушенных в результате совершения преступления прав и свобод потерпевшего, т.е. в конечном счете, восстановлению справедливости. Характер «восстановительных» уголовно-правовых санкций тесно связан со спецификой нарушенных преступлением прав и свобод. Чисто восстановительный характер носят имущественные санкции (штраф, конфискация имущества). Но не всякий причиненный ущерб может быть возмещен. Никакое наказание не может возместить ущерба здоровью, утраченному в результате преступления. Однако это вовсе не означает, что при наказании за такое преступление цель восстановления справедливости не может быть достигнута. Социальная справедливость наказания в этом случае достигается путем ограничения прав и свобод виновного, например, лишения его свободы на продолжительное время. Таким образом, карательное содержание наказания является своеобразным уголовно-правовым способом восстановления социальной справедливости и в этом случае
Однако восстановление социальной справедливости не отождествляется только с целью кары по отношению к преступнику и применяется не для того, чтобы причинить осужденному моральное и физическое страдания.
Второй целью наказания является исправление осужденного, то есть превращение его в законопослушного гражданина. Исходя из общих принципов назначения наказания, суды должны назначать справедливое наказание с учетом личности виновного, чтобы оно могло достичь поставленной цели - исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений.
Цель исправления осужденных при назначении и отбытии уголовного наказания заключается в том, чтобы нейтрализовать у них антиобщественные взгляды и привычки, под влиянием которых было совершено преступление, изменить их психологию и выработать в сознании виновных необходимость честно трудиться, точно исполнять и соблюдать законы и уважать Правила общежития.
Под исправлением осужденного понимается изменение его привычек и взглядов в такой степени, чтобы он больше не встал на путь совершения новых преступлений. На данном этапе осужденный должен прийти к выводу об антиобщественной направленности своего поведения и стремится приобрести правильное представление о правилах общежития.
Средства для достижения цели исправления осужденного весьма разнообразны, но основные из них - это режим отбывания наказания, общественно полезный труд, воспитательная работа, общеобразовательная и профессиональная подготовка осужденных.
Цель наказания заключается и в предупреждении совершения новых преступлений. Реальная задача наказания - убедить и заставить осужденного, хотя бы под страхом наказания, не совершать в будущем преступлений. Предупреждение совершения новых преступлений со стороны лица, к которому применено наказание, в теории уголовного права получило название специальной превенции.
Она достигается путем создания для осужденных таких условий, которые исключали бы возможность совершения ими нового преступления.
В отличие от цели специального предупреждения цель общего предупреждения заключается в предупреждении совершения преступлений иными лицами. В теории уголовного права эта цель известна как общая превенция.
Для обще предупредительного воздействия имеет значение не только угроза наказания, вытекающая из уголовного законодательства, но и реальное применение наказаний к преступникам. Другие граждане могут воздерживаться от совершения преступлений именно в силу сознания реальности применения наказаний.
Всем известно, что наказание является средством борьбы с преступностью, но это не главное средство. Наказание вторично по отношению к преступлению, преступности и их причинам. В борьбе с преступностью основное значение приобретают экономические, политические меры, осуществляемые государством. И, тем не менее, наказание является не только важным, но и необходимым средством борьбы с преступностью, а из уголовно-правовых средств - наиболее важным. Именно наказание прерывает преступную деятельность лиц, совершивших преступление.
Цели наказания могут быть достигнуты в органическом единстве его назначения и исполнения. Наказание должно быть справедливым, соразмерным тяжести содеянного и общественной опасности виновного. Только в этом случае появляется возможность достижения поставленных при назначении уголовного наказания целей.
Виды наказаний в уголовном законе строго определены и изложены в определенной последовательности.
Системой наказаний является установленный в уголовном законе исчерпывающий перечень видов наказаний, расположенных в определенном порядке. Установление в законе видов наказаний с указанием их размеров и порядка применения имеет большое значение для реализации основных принципов уголовного права при назначении и индивидуализации наказания осужденным.
Уголовное законодательство Российской Федерации содержит исчерпывающий перечень наказаний, которые может назначить суд за совершенное виновным преступление. УК РФ также регламентирует порядок и условия назначения того или иного вида наказания, его точные минимальные и максимальные пределы. Все это является твердой гарантией соблюдения законности в деле осуществления правосудия.
Ст. 44 УК РФ предусматривает следующие двенадцать видов наказания:
- штраф;
- лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
- лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина или государственных наград;
- исправительные работы;
- ограничение по военной службе;
- арест;
- содержание в дисциплинарной воинской части;
- лишение свободы на определенный срок;
- пожизненное лишение свободы;
- смертная казнь.
В основу данной системы наказаний положен критерий их сравнительной тяжести. Новый УК РФ отказался от прежнего принципа построения системы наказания от более тяжкого к менее тяжкому.
В системе наказаний нового Уголовного кодекса появились новые виды наказаний: обязательные работы, ограничение по военной службе, ограничение свободы и арест. Эти виды наказаний призваны, по возможности ограничить применение лишения свободы.
Все виды наказаний, входящие в систему, классифицируются на:
основные;
дополнительные;
наказания, которые могут назначаться в качестве основных и дополнительных.
Основными являются наказания, которые могут применяться только самостоятельно и не присоединяются к другим наказаниям. К ним относятся:
обязательные работы;
исправительные работы;
ограничение по военной службе;
ограничение свободы;
арест;
содержание в дисциплинарной воинской части;
лишение свободы;
смертная казнь.
Дополнительные наказания не могут назначаться самостоятельно и присоединяются к основному наказанию. Дополнительные наказания назначаются лишь в дополнение к основному. К ним относится лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград.
Остальные виды наказаний, т.е. штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, могут применяться как в качестве основных наказаний, так и в качестве дополнительных.
По характеру карательных элементов наказания могут дополнительно подразделяться на:
1) наказания, не связанные с ограничением или лишением свободы;
2) наказания, состоящие в ограничении или лишении свободы;
3) смертная казнь.
Наказания, не связанные с ограничением или лишением свободы:
Штраф
В соответствии со ст. 46 УК РФ штраф – есть денежное взыскание, назначаемое в пределах, предусмотренных УК РФ, в размере, выраженном в четко установленной денежной сумме либо в размере, соответствующем части заработной платы или иного дохода осужденного за определенный период.
Таким образом, закон предусматривает два способа исчисления штрафа.
Применительно к первому способу исчисления штрафа он ограничен размерами от двух тысяч пятисот до одного миллиона рублей, а применительно ко второму – размером, соответствующим части заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух недель до пяти лет. При этом законодатель указывает, что штраф в размере от пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период свыше трех лет может назначаться только за тяжкие и особо тяжкие преступления в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ.
Размер штрафа определяется судом с учетом тяжести совершенного преступления и имущественного положения осужденного и его семьи, а также с учетом возможности получения осужденным заработной платы или иного дохода. С учетом тех же обстоятельств суд может назначать штраф с рассрочкой выплаты определенными частями на срок до трех лет.
Штраф оказывает психологическое воздействие на осужденного, подтверждая упрек государства лицу, совершившему преступление, и влечет существенные материальные последствия, которые делают невыгодными и опасными для преступника совершение преступных действий (бездействия).
Под иным доходом понимается такой вид доходов, который не является заработной платой. Поскольку в статье говорится не об «иных доходах», а об «ином доходе», суд может назначать штраф в пределах одного из вида дохода, не обращаясь к остальным.
Штраф может применяться в качестве основного и дополнительного наказания. Особенностями штрафа как основного наказания является следующее: во-первых, исполнение штрафа одноактно; во-вторых, он не влечет за собой каких-либо иных, кроме материальных, ущемлений в правах осужденного; в-третьих, он не может назначаться условно.
Современное уголовное законодательство не содержит указания на ситуацию, когда лицо не может по уважительным причинам уплатить штраф. Суд при назначении в качестве наказания штрафа, сразу же должен учитывать возможности имущественного положения осужденного. Об этом прямо указывается в ч. 3 ст. 46 УК РФ.
В качествен основного наказания, штраф назначается:
1) когда он указан в качестве такового (как единственная или альтернативная мера) в санкции применяемой статьи УК;
2) в качестве более мягкого наказания, чем предусмотрено за данное преступление (ст. 64 УК РФ);
3) при вердикте присяжных заседателей о снисхождении (ст. 65 УК РФ);
4) при замене неотбытой части наказания более мягким (ст. 80 УК РФ);
5) судом надзорной или кассационной инстанции вместо лишения свободы или примененного по приговору условного осуждения.
Замена штрафа лишением свободы и лишения свободы штрафом, ни в каких других случаях не допускается. Суд при назначении по нескольким преступлениям или нескольким приговорам таких видов наказаний, как ограничение свободы, арест, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение свободы и штраф, каждый из них приводится в исполнение самостоятельно.
Если виновный до судебного разбирательства находился под стражей, суд при назначении штрафа в качестве основного наказания, учитывая срок содержания под стражей, может либо смягчить назначенное наказание, либо полностью от него освободить.
В действующем уголовном законодательстве штраф находится на первом месте среди других видов и широко применяется в санкциях Особенной части УК, как в качестве основного, так и в качестве дополнительных видов наказания.
В качестве дополнительного наказания штраф может назначаться с любой основной мерой уголовного виновного, за исключением исправительных работ и только в случаях, если в статьях Особенной части УК РФ он предусмотрен как дополнительное наказание за соответствующее преступление.
Осужденный к штрафу без рассрочки выплаты, обязан уплатить штраф в течение 30 дней со дня вступления приговора суда в законную силу. В случае, если осужденный не имеет возможности единовременно уплатить штраф, суд по его ходатайству и заключению судебного пристава-исполнителя может рассрочить уплату штрафа на срок до трех лет.
Осужденный к штрафу с рассрочкой выплаты, а также осужденный, в отношении которого суд в соответствии с частью второй настоящей статьи принял решение о рассрочке уплаты штрафа, обязаны в течение 30 дней со дня вступления приговора или решения суда в законную силу уплатить первую часть штрафа. Оставшиеся части штрафа осужденный обязан уплачивать ежемесячно не позднее последнего дня каждого последующего месяца.
Злостно уклоняющимся от уплаты штрафа признается осужденный, не уплативший штраф либо часть штрафа в установленный законом срок.
В отношении осужденного, злостно уклоняющегося от уплаты штрафа, назначенного в качестве основного наказания, судебный пристав-исполнитель не ранее 10, но не позднее 30 дней со дня истечения предельного срока уплаты, указанного законом, направляет в суд представление о замене штрафа другим видом наказания в пределах санкции предусмотренной соответствующей статьей Особенной части УК РФ.
В отношении осужденного, злостно уклоняющегося от уплаты штрафа, назначенного в качестве дополнительного наказания, судебный пристав-исполнитель производит взыскание штрафа в принудительном порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации.
Злостно уклоняющийся от отбывания наказания осужденный, местонахождение которого неизвестно, объявляется в розыск и может быть задержан на срок до 48 часов. Данный срок может быть продлен судом до 30 суток.
В новом УК количество штрафных санкций в Особенной части резко увеличено.
Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
В соответствии со ст.47 УК РФ лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью - есть запрещение занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью.
Этот вид наказания оказывает существенное психологическое воздействие на осужденного, значительно ограничивает его права и возможности, способствует очищению государственной службы и иных видов деятельности от лиц, которые наносят серьезный ущерб обществу и отдельным гражданам.
Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью выступает как в виде основного, так и в виде дополнительного наказания.
Основанием назначения данного вида наказания является:
- в качестве основного – прямое установление его в санкциях Особенной части УК;
- в качестве дополнительного это наказание может быть назначено и в случаях, когда оно не предусмотрено соответствующей статьей Особенной части УК в качестве наказания за соответствующее преступление, если по характеру совершенных виновным преступлений по должности или при занятии определенной деятельностью суд признает невозможным сохранение за ним права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может быть назначено в качестве дополнительного наказания к лишению свободы, аресту или ограничению свободы, обязательным, исправительным работам, содержанию в дисциплинарной воинской части.
Как показывает судебная практика, этот вид наказания применяется, как правило, к работникам транспорта, должностным лицам, в ведении которых находятся материальные ценности, к некоторым видам работников торговли, а также к лицам, совершившим преступления, связанные с врачебной или медицинской, педагогической деятельностью, исполнением инженерных обязанностей, к чиновникам государственной или муниципальной службы, на которых возложены обязанности принимать юридически значимые решения и т.п.
Требование приговора о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью обязательны, как для организаций (государственных, общественных или частных), в которой работает осужденный, так и для органов, правомочных аннулировать разрешение на занятие соответствующей деятельностью, которые в течение трех дней после получения копии приговора суда обязаны либо освободить осужденного от занимаемой должности, либо аннулировать соответствующее разрешение и изъять лицензию. В случае увольнении из организации осужденного, не отбывшего наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, администрация обязана внести в его трудовую книжку запись о том, на каком основании и на какой срок он лишается права занимать определенные должности или заниматься каким видом деятельности.
Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок от одного до пяти лет в качестве основного наказания и на срок от шести месяцев до трех лет – в качестве дополнительного наказания.
Уголовный кодекс определяет порядок исчисления сроков этого наказания. При назначении его в качестве дополнительного наказания к обязательным работам, исправительным работам, а также при условном осуждении его срок исчисляется с момента вступления приговора суда в законную силу. При назначении в качестве дополнительного вида наказания к ограничению свободы, аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы оно распространяется на все время отбытия указанных основных видов наказания, но при этом его срок исчисляется с момента их отбытия.
Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград.
Согласно ст. 48 УК РФ лишение специального воинского или почетного звания, классного чина или государственных наград применяется с учетом личности виновного при осуждении за совершение тяжких или особо тяжких преступлений.
Карательные свойства этого наказания проявляются: в моральном воздействии на осужденного, который лишается знаков отличия, полученных им за прошлую деятельность и, как правило, значимых для него; возможное ограничение профессиональной деятельности осужденного, поскольку она может быть связана с наличием определенного специального или воинского звания и – поскольку лишение этих знаков отличия (наряду с судимостью) создает дополнительные препятствия для профессиональной карьеры лица, отбывающего наказание, - сохраняет свое негативное действие на положение осужденного и после погашения или снятия судимости. Этот вид наказания оказывает прямое или косвенное экономическое воздействие, так как оно может привести к потере возможных преимуществ и льгот, установленных для лиц, имеющих воинские, специальные и почетные звания, государственные награды.
Перечень воинских званий определен Законом Российской Федерации «О воинской обязанности и воинской службе от 11 февраля 1993 г., в соответствии, с которым звания высших офицеров (генералов) присваиваются Президентом Российской Федерации.
Специальные звания (например, в милиции) и иные звания, в частности классные чины (например, в прокуратуре и судебных органах), присваиваются отдельным категориям государственных служащих Российской Федерации в соответствии с законодательством и положениями о прохождении соответствующего вида государственной службы.
К почетным званиям относятся: заслуженный или народный артист; народный учитель РФ; заслуженный деятель науки и техники РФ; заслуженный юрист РФ и другие в соответствии с Указом Президента РФ «Об установлении почетных званий Российской Федерации, утверждения положения о почетных званиях и описании нагрудного знака к почетным званиям Российской Федерации от 30 декабря 1995г. № 1341.
Наказание в виде лишения почетного звания не распространяется на все виды званий, носящих квалификационный характер, то есть подтверждающие признанный государством уровень профессионального мастерства. К ним относятся ученые степени и звания, спортивные звания, профессиональные квалификационные разряды.
Государственными наградами в соответствии с Положением о государственных наградах Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 2 марта 1994 г., является: звание Героя Российской Федерации, ордена, медали, знаки отличия Российской Федерации.
Суд, вынесший приговор о лишении осужденного специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, после вступления его в законную силу направляет копию приговора должностному лицу, присвоившему осужденному звание, классный чин или наградившему его запись о лишении осужденного указанных звания, чина, наград, а также принять меры по лишению осужденного прав и льгот, предусмотренных для лиц, имеющих соответствующее звание, чин или награды. Копия приговора суда в отношении военнослужащего запаса направляется в военный комиссариат по месту воинского учета. Лишение государственных наград может быть произведено только Президентом Российской Федерации по представлению суда в случае осуждения гражданина за тяжкое преступление. Такой порядок распространяется и на граждан, удостоенных государственных наград СССР.